5. Глобальные и региональные геополитические вызовы (угрозы) России
При наличии четкой корреляции между геополитическими вызовами и угрозами национальной безопасности следует ясно осознавать, что геополитические вызовы имеют долговременный характер и обусловлены не только географическим положением страны, но и состоянием экономики, демографической ситуацией, этническим составом, культурой. Мы полагаем, что исходным глобальным геополитическим вызовом России, сохранению ее целостности является потенциальная возможность раскола всего геополитического пространства России на несколько частей, о чем писал Х. Маккиндер еще сто лет назад. По сути дела, для России угрозы глобального и регионального порядка, помимо отмеченной выше, были достаточно четко представлены и в стратегии «анаконды», и в концепциях столкновения цивилизаций (С. Хантингтон) и неоатлантизма (З. Бжезинский). [1, с.7]
Суть глобального географического подхода к движущим силам мировой политики заключается, согласно Маккиндеру, в разделении всего земного шара на ряд зон. Центральной зоной является осевой ареал (pivot area), или географическая ось истории. Этот осевой ареал автор отождествляет с Россией, которая находится в средоточии масс Евразии и представляет собой хартленд (Heartland), т.е. наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля над всем миром. Хартленд – это ключевая территория мирового острова, объединяющего Европу, Азию и Африку. Поэтому Маккиндер усматривал главную задачу англосаксонской геополитики в недопустимости образования вокруг России стратегического континентального союза. Более того, выдвинув (в 1943 г.) идею об относительной самостоятельности существования на территории СССР зоны восточнее р. Енисей (Lenaland), он положил начало построению геополитических концепций, пытающихся обосновать необходимость раздела хартленда на зоны, подчиненные различным центрам геополитической силы.
Именно эти притязания на геополитическое пространство России следует рассматривать как исходный глобальный геополитический вызов России. Изначально этот сценарий геополитического раздела Советской России присутствовал в Версальском мирном договоре 1919 г. и в решениях Парижской мирной конференции 1919 г., на которой американский президент В. Вильсон предложил разделить всю Россию «на большие естественные области, каждую со своей экономической жизнью. При этом ни одна область не должна быть достаточно самостоятельной, чтобы образовать сильное государство».
Другой глобальный геополитический вызов России получил реальное воплощение в доктрине Linkage (стратегия «анаконды»), согласно которой из отдельных береговых зон должны быть образованы дисконтинуальные пояса вокруг советской Евразии. Этот вызов воплотился в стратегии «холодной войны» против СССР, приведший к его развалу, этот вызов остается в силе и по отношению к современной России. [1, с.8]
Третий глобальный геополитический вызов России нашел теоретическое и идеологическое выражение в концепции столкновения цивилизации С. Хантингтона, согласно которой фундаментальными противоречиями между людьми, государствами, цивилизациями являются противоречия социокультурного порядка (а не экономического, политического или идеологического).
Важно отметить, что указанные выше вызовы имеют потенциальный характер как «вещь в себе», но реализуются в практике международных отношений, выражения геополитические интересы глобальных центров силы, противостоящих России.
Итак, формирование геостратегии современной России сопровождается борьбой альтернативных концепций и суждений:
Относительно места России в современном мире – остается ли она сверхдержавой или становиться одной из региональных держав. Это, в свою очередь, должно определить сферу ее интересов;
Относительно источников угроз национальной безопасности – дальнее зарубежье, бывшие союзные республики, внутри страны;
Относительно перспектив отношений с бывшими союзными республиками;
Относительно проблем русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье;
Об отношении России к острым международным проблемам (варианты):
Выработка новых геополитических кодов, не связанных с наследием дореволюционной России и СССР, и занятия места региональной державы;
Поддержание политики мирового сообщества, определяемой странами мирового «ядра», т.е. «золотого миллиарда»;
Сохранение и развитие своей геостратегии, что подобает России как мировой державе;
Об отношении России к событиям на Балканах и в целом в славянском мире.
Об отношении России к территориальным претензиям со стороны других государств (Курилы, Сахалин и др.). [1, с.9]
Альтернативы по этим позициям проходят по оси «западный либерализм - неотрадиционализм».
Поэтому необходимо рассматривать следующие геополитические вызовы России: военно-политический, ресурсно-экологический, демографический, технолого-экономический, духовно-идеологический.
При этом следует иметь в виду, что каждый из этих вызовов связан с соответствующими формами контроля над пространством, которые учитывают, во-первых, взаимосвязь силовой и социокультурной геополитики, во-вторых, вступление геополитики в космическую эру (недаром в директивах президента США и в законодательных актах американского конгресса амбициозного заявляется, что тот, кто владеет космосом, владеет миром). Стратегический контроль над российским геополитическим пространством предполагает выработку соответствующих ответов России.
Вызов |
Ответ |
Военно-политический |
|
Притязания Запада на утверждение однополярного мира и устранение России как своего геополитического соперника. Продвижение НАТО к западным границам России (на 600 км) и включение стран Центральной Европы в свой альянс с целью ликвидации средней геополитической оболочки России. Исламская экспансия в славянский мир как полигон для дальнейшей схватки с Западом. |
Формирование евразийского центра силы на основе стратегического союза России. Китая, Индии и Ирана и утверждение многополярного мира. Реализация военной доктрины РФ; возрождение советского геополитического пространства; активизация сближения России с ЕС с целью стратегического противовеса США в Евразии. Борьба против исламского фундаментализма и экстремизма (ваххабизм, «просвещенный ислам»), укрепление традиционных связей с Ираном, Ливией, Ираком, Сирией. Объединение с ЕС усилий по противодействию исламскому экстремизму. Укрепление межконфессиональных и межэтнических связей в РФ. |
Ресурсно-экологический |
|
Притязания стран «золотого миллиарда» на сырьевые ресурсы России и превращение ее в свалку радиоактивных и химических отходов. |
Реализация концепций устойчивого развития. Контроль над собственными источниками сырья. Переориентация отечественной экономической политики на достижение хозяйственной самодостаточности. Освоение природных ресурсов Арктики, Сибири и Дальнего Востока. |
Демографический |
|
Демографический «взрыв» в исламском мире. Демографическое давление Китая на восточные регионы России. |
Принятие государственной демографической политики. Решение проблем русской диаспоры в странах СНГ. Создание условий для заселения Сибири и Дальнего Востока. Возрождение традиций русской общины и нравственное воспитание. |
Технолого-экономический |
|
Перемещение центра экономического развития планеты в Азиатско-Тихоокеанский регион и вытеснение России из сферы равноправного экономического сотрудничества. |
Отказ от губительных либеральных экономических реформ. Восстановление контроля государства над финансовыми потоками, структурой народного хозяйства, экономической и продовольственной безопасностью. Возрождение науки, образования и расширение сферы применения высоких технологий. Учет опыта стран АТР и прорыв в постиндустриальный мир. |
Духовно-идеологический |
|
Навязывание либеральной идеологии, западной системы ценностей, разрушение традиционных духовных ценностей и генотипа этнического самосознания. |
Утверждение в обществе идей державности, социальной справедливости, демократизма, национальной идеи как основ национально-государственной идеологии. Возрождение национальных духовных традиций, способствующих вступлению в постиндустриальный мир. |
Стратегия прогрессивного развития, поддерживаемая соответствующей внешней политики, позволит России включиться в наметившийся процесс геоэкономический революции, которая связывает в единый узел передел геополитической карты мира и формирование многополюсного мира, утверждение нового технологического способа производства и сознание соответствующей ему системы рационального природопользования. Геоэкономическая революция соответствует новой парадигме культуры в ее отношении к природе: культура предстает уже не как способ приспособления к природе (традиционное общество) и не как способ подчинения человеку сил природы (индивидуальное общество), а как способ выживания в окружающей среде (начальный этап постиндустриального общества). [10, с.80]
6. Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России
Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России тесно связано с решением трёх групп задач. Во-первых, с необходимостью обеспечения национальной безопасности как безопасности многонационального народа России и территориальной целостности государства. Во-вторых, с необходимостью сосредоточения усилий всех государственных структур на утверждении многополярного мира и определении достойного места в нем России. В-третьих, с обеспечением региональной безопасности России, территория которой состоит из четырех типов регионов – индустриального, топливно-сырьевого, аграрно-индустриального и депрессивного.
Решение каждой из этих групп задач исходит из понимания безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем для обеспечения геополитической безопасности России принципиальное значение имеет признание государства в качестве одного из объектов и основного субъекта обеспечения безопасности на основе проведения единой государственной политики. Но помимо утверждения этих важных положений в различных нормативных документах, в частности, в законах Российской Федерации «О безопасности» (от 24.12.1993 г.), «Об обороне» (от 30.12.1999 г.), в Указе Президента РФ «О концепции безопасности Российской Федерации» (от 10.01.2000 г.) важную роль в обеспечении геополитической безопасности играют политическая воля государственного руководства и идеологические императивы, утверждаемые в общественном сознании. Многочисленные заверения в необходимости обеспечения личной безопасности, совершенствования системы государственной власти, увеличения и поддержания военного потенциала, подъема экономики страны, проведения независимого и социально ориентированного экономического курса остаются пустыми словами, поскольку они и поныне далеко не в полном объеме реализуются в политических решениях. [1, с.12]