Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы
p> Экономически ЕС хотел поддержать реконструкцию российской экономики и помочь установлению в стране надежных правовых и финансовых структур.
Помимо стабилизации российской экономики ЕС стремится также внести вклад в создание условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций. Что касается торговли, то обе стороны пытаются и дальше открывать свои рынки, даже если в этом отношении Брюссель довольно нерешителен. Конечно, ЕС не упускает из виду тот огромный потенциальный рынок, который в перспективе в случае успеха реформ может предложить Россия с ее 150-миллионным населением. Главным мотивом соглашения об открытии рынков было - лишить оснований обвинения со стороны Москвы в том, что Запад блокирует экспорт из
России и тем самым лишает ее возможности самой зарабатывать твердую валюту, необходимую для импорта.

Как же были воплощены в Соглашении цели ЕС?

1. Политическое измерение. При сопоставлении Соглашения о партнерстве с договором о торговле и сотрудничестве бросается в глаза, что в первом упор делается на политические отношения между ЕС и Россией. Это отражает усилия ЕС выступать в качестве глобального политического автора и таким образом наполнить живым содержанием Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 г. Специфической целью Маастрихта было усилить идентичность ЕС на международной арене, развивая общую внешнюю политику и политику безопасности. Среди задач этой политики, как следует из соглашения -
«обеспечить мир и укрепить международную безопасность», развивать и углублять демократию и верховенство закона, а также уважение прав человека и основных свобод.34 В соглашении детально разработаны эти задачи. Россия признает ЕС равным действующим лицом мировой политики. Повестка дня будущих встреч на высшем уровне включает как вопросы глобальной политики, так и проблемы, возникающие в непосредственной близости от России.

Далеко идущие последствия имеет то, что в Соглашении особо подчеркнуто значение общих ценностей. Европейцы отмечают свое намерение интегрировать
Россию в сообщество западных ценностей; с российской же стороны это подтверждает решимость продолжать курс реформ, чтобы оказаться в состоянии интегрировать в сообщество основных ценностей. Эти ценности определены в
Соглашении, где указано, что верховенство закона и уважение прав человека и в частности прав меньшинств, установление многопартийной системы со свободными и демократическими выборами имеют первостепенное значение.

Строительство социальной рыночной экономики и соблюдение демократических правил, связь с общими ценностями рассматривается
Соглашением о партнерстве как единое целое. Экономическое сотрудничество ставится в зависимость от соблюдения основных политических принципов.
Существует определенный шанс, что ЕС мог бы оказать влияние на развитие событий в России: чем больше экономической выгоды страна может извлечь из
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, тем выше барьеры, предохраняющие от поворота назад, к недемократическому образу действий. Короче: меньше сотрудничество - меньше выгода.

Политическая воля Брюсселя влиять на развитие в постсоветском регионе проявляются и в таком аспекте: в Соглашении о партнерстве заявлено о намерении развивать сотрудничество между республиками бывшего СССР. В той части Соглашения, где речь идет о торговой политике, ЕС учел особые отношения России со странами СНГ - шаг, который, вероятно, подтолкнул
Россию на то, чтобы в конце концов принять общую формулу сотрудничества.
Россия имеет право предоставить этим государствам преимущества перед ЕС во время переходного периода и таким образом отклониться от положения о статусе наибольшего благоприятствования. В будущем Россия станет
«доминирующей экономикой» в СНГ, тем более что ЕС может оказывать этому региону лишь умеренное содействие. С другой стороны, это является, без сомнения, сигналом российским элитам о том, что ЕС не намерен отсекать страны СНГ от России в угоду «геополитическому плюрализму», - в чем время от времени Москва обвиняла Запад. Напротив, ЕС хотел бы поддержать более тесные отношения между старыми партнерами на основе рыночно ориентированных экономических структур. Эта линия отражает изначальную надежду ЕС увидеть, как СНГ развивается в новое сообщество и таким образом превращается в партнера Брюсселя. С другой стороны ЕС, несомненно, воспротивился бы попыткам России поглотить те или иные государства в ходе неоимперской экспансии. В конце 1991- начале 1992 г. была признана независимость этих государств с ними ЕС заключил соглашения, или намерен это сделать.

Большое политическое значение имеет тот факт, что Брюссель дал российской стороне ряд обещаний на случай вступления в ЕС ряда государств.
Это касается, например, отношений России с Австрией, Финляндией и Польшей, которые в прошлом, хотя и по-разному входили в число важнейших торговых партнеров России.

Положения, касающиеся политического диалога, подчеркивают намерения установить очень тесное партнерство. В частности: ежегодно должны проходить по две встречи российского президента с председателями Европейского Совета и Европейского Союза; предусмотрены годичные встречи министров в рамках
Совета по сотрудничеству для проверки соблюдения Соглашения и внесения рекомендаций при постоянной поддержке высшими должностными лицами Комитета по сотрудничеству. Создан парламентский комитет по сотрудничеству с участием представителей Европарламента и Совета Федерации РФ. Общее направление политической части это соглашение совершенно особого характера.
По содержанию оно перекрывает все соглашения, которые Россия до сих пор заключала с западными странами - свидетельство того, что Москва придает своим отношениям с ЕС и входящими в него государствами приоритетные значения.

Возможно, не случайно подписание Соглашения и программы НАТО
«Партнерство ради мира» происходили так близко во времени: министр иностранных дел Козырев поставил свою подпись под натовской программой всего за два дня до того, как Ельцин подписал документ на Корфу. Это, как представляется, подчеркивает усилие России достичь партнерства в сферах политики, экономики и безопасности одновременно и в рамках общеевропейской архитектуры.

2.Торговая политика. То, что Россия придает своим отношениям с ЕС приоритетное значение, вполне понятно: в глобальном масштабе ЕС - крупнейший торговый партер России и как таковой открывает ей путь к включению в мировое разделение труда. В 1993 г. экспорт России в ЕС достиг
14,8 млрд. ЭКЮ при импорте в 11,5 млрд., т.е. баланс в пользу России составил 3,3 млрд. ЭКЮ. Почти 40% ее экспорта, помимо экспорта в страны
СНГ, направляются в страны ЕС.

Характеристика России как «переходной экономики» может быть интерпретирована как признание фактора, что страна далеко ушла в процессе реформ и тем самым создала предпосылку для будущей интеграции в мировую экономику. Участники Соглашения совместно рассмотрят в 1998 г. вопрос о том, сложились ли условия для начала переговоров о создании зон свободной торговли. Если России в 1998 г. окажется в состоянии исполнять правила
Всемирной Организации Торговли, результат рассмотрения будет положительным.
Это сильный стимул для России последовательно проводить курс на рыночную перестройку экономики.

Партнеры по Соглашению гарантируют друг другу общий статус наибольшего благоприятствования. Для ЕС заключение Соглашения имеет прежде всего политические мотивы, подразумевая под «политическим» также и заинтересованность в экономическом благополучии партнера. С другой стороны,
Россией двигают преимущественно экономические соображения.

Россия настойчиво просила включить в соглашение право в случае необходимости временно ограничивать импорт из ЕС для защиты своей промышленности в процессе реконструкции. Оно действует для создающихся производств и обновляемых секторов, а также для отраслей, сталкивающихся с серьезными социальными проблемами и тех, в которых доля российских компаний исчезает или резко сокращается.

В целом часть Соглашения, посвященная торговой политике, представляет собой компромисс, показывающий. Итак, ожидать серьезных конфликтов в этой области не приходится, тем более что обмен товарами носит скорее дополняющий, чем конкурентный характер. Энергия, сырье и металлы составляют около 58% российского экспорта в ЕС, на продукцию же, могущую вызвать разногласия (сталь, текстиль, расщепляющиеся материалы, алюминий), приходится лишь 11%. ЕС поставляет в основном станки и электронику (30%), транспортные средства (11%) и продовольствие (16%).35

3. Инвестиции и финансы. Другой аспект, детально разработанный в

Соглашении - «инвестиции и общие условия бизнеса». Шаги, предпринятые в этой области, были стимулированы тем, что уровень иностранных инвестиций, необходимых для обновления и модернизации российской экономики, все чаще оставался чрезвычайно низким.

Россия пытается согласовать требования о стимуляции и защите западных инвестиций. Условия Соглашения помогут стабилизировать правовую, экономическую и финансовую структуру российской экономики, это весьма воодушевит западные компании на активизацию своей деятельности. Одно требование ЕС, впрочем, не было удовлетворено, а именно - разрешить иностранным компаниям приобретать в России землю. Тогда ЕС предложил российской стороне заявить, что иностранцам позволено арендовать землю на более длительные сроки. В результате Положение 4 Соглашения содержит разрешение западным компаниям арендовать землю на срок 49 лет.

Проблематичными и обсуждавшимися были нормы, устанавливаемые для банковского сектора. Под давлением со стороны коммерческих банков, в поддержке которых лагерь Ельцина нуждался перед парламентскими выборами
1993 г. издал указ, запрещающий иностранным банкам осуществлять операции с российскими клиентами. Если бы ЕС признал это вето, результатом была бы односторонняя дискриминация. После жестоких дискуссий был найден компромисс, предусматривающий постепенное открытие России для иностранных банков.

Программа ТАСИС. Еще в переходные период 1990 - 1991 гг. ЕС разработал серию проектов, далеко выходивших за рамки Договора о торговле и кооперации. Посредством этих проектов предполагалось оказать поддержку процессу преобразований в России и сблизить эту страну с Западом. Во-первых существует Европейский банк реконструкции и развития, созданный по инициативе Франции в 1989 г. 51 его акций находится в руках стран - членов ЕС и Комиссии ЕС. ЕС вносит значительный вклад в реализацию европейской энергетической хартии. В будущем хартия призвана создать условия, необходимые для формирования интегрированного рынка в Европе, включая Россию. Краткосрочные цели скромнее: сделать более надежным обеспечение энергией и эффективность производства, повысить безопасность и свести до минимума экологические проблемы на приемлемой экономической основе.

К концу 1990 г. ЕС разработало программу, предлагающую техническую помощь и передачу ноу-хау с целью поддержать процессы политического, экономического и социального обновления. (Консультации экспертов, исследовательские работы, меры по обучению, образованию и т.д.) Программа
ТАСИС (Техническое содействие Содружеству Независимых Государств) предусматривала вложение 520 млн. ЭКЮ на 1998 г. (1991г.- 400 млн.,1992г.-
450 млн.,1993г.- 510 млн.,1994г.- 460 млн.,1995г.- 507 млн.,1996г.- 500 млн.,1997г.- 507 млн.) Соглашение о партнерстве рассматривает ТАСИС как важный инструмент поддержки преобразований в России. Приоритет отдается пяти областям: энергетика и ядерная безопасность; реструктуризация и поддержка предприятий; развитие людских ресурсов; инфраструктура, включая транспорт и телекоммуникации; производство, обработка и распределение продовольствия.36

На конференции по изучению реализации Маахстрихских договоренностей в
1996 г. ЕС сосредотачивает внимание на своем внутреннем единстве и перспективах расширения Союза на восток. Однако не приходится рассчитывать на то, что ЕС создаст всеобъемлющую концепцию внешней политики и безопасности, включая всю возможную политическую, экономическую и военную деятельность. Это скажется на отношениях с Москвой следующим образом: ЕС будет развивать свои собственные политические инициативы, особенно касающиеся регионов и стран, расположенных между Россией и Западной
Европой. Но в целом ЕС будет укреплять позиции, согласованные международными организациями: ООН, ОБСЕ, «большой семеркой» и НАТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты