Геополитика и совершенствование демократии в Азербайджане

2) интенсивного экономического развития, которое способствует постепенной демократизации массового сознания и в целом общественного развития, так как обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений;

3) транзита общественного сознания в русло постиндустриальных ценностей и трансформации Азербайджана в "новый индустриализм", где будет происходить модификация политических и социальных архетипов;

4) усиления составляющей страны на региональном уровне и целенаправленной инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня;

5) постепенного формирования в обществе новых поведенческих норм и выявления новых акцентов в демократическом сознании.

Этот контекст должен служить основой поэтапной демократизации и формирования гражданского общества в транзиторном Азербайджане.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Азербайджан, как самостоятельное государство, расширяя и углубляя деятельность на региональном и глобальном уровне, в том числе сотрудничество на международной арене, стал членом Организации Объединенных Наций, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейского Совета, Организации Исламской Конференции, Содружества Независимых Государств и множества других организаций. Азербайджанская Республика также является одним из учредителей региональной группы ГУАМ.

Азербайджан - ООН. Во внешней политике Азербайджана, ООН, членом которой он является, рассматривается как универсальная международная организация, имеющая чрезвычайное значение. Наряду с вышеназванными резолюциями СБ ООН по армяно-азербайджанскому конфликту, необходимо отметить помощь, направленную на частичное улучшение тяжелого положения беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана по линии Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Также можно привести в пример важную роль, которую играет Программа развития ООН, оказывающая поддержку стране в связи с разными проектами в рамках отношений Азербайджан - ООН. Помимо этого, нельзя оставить без внимания и деятельность ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других специализированных организаций ООН.

Азербайджан - ОИК. После того, как в 1991 году Азербайджан стал членом ОИК, он в рамках этой организации превратился в активного участника и выступает как сторонник дальнейшего укрепления отношений с Организацией Исламской Конференции, имеющих важное значение. Организация Исламской Конференции является первой международной организацией, признавшей и критиковавшей Армению как агрессора. Эта ясная и справедливая позиция ОИК по жизненно важному вопросу создала благоприятную почву для развития наших отношений с этой организацией по возрастающей линии.

Азербайджан - ОБСЕ. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, членом которой Азербайджан стал в 1992 году, является единственной организацией, которая охватывает все страны Европейского континента. В 1992 году Азербайджанская Республика присоединилась к Заключительному Акту Хельсинки ОБСЕ, в 1993 году - к Парижской Хартии, в 1999 году - к Хартии Европейской Безопасности, которые являются основными документами организации. Роль, которую играет ОБСЕ в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, сотрудничество в рамках этой организации занимают особое место во внешней политике Азербайджана. Азербайджан также сотрудничает с ОБСЕ в области демократизации и в эту область входят наблюдение за выборами, проекты, осуществляемые по линии Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ и др.

Азербайджан - Совет Европы. Одним из основных приоритетов внешней политики Азербайджана является интеграция в Европейские институты. Поэтому Азербайджан в сотрудничестве с Европейским Советом, членом, которого он является с 2001 года, предпринимает меры в направлении соответствия своего национального законодательства высоким международным стандартам. Так, Азербайджан установил тесные связи с Венецианской Комиссией Совета Европы, которая оказывает помощь в демократизации национальных законодательств, подписал 25-го января 2001 года Конвенцию по Правам Человека и Защите Основных Свобод и ее Протоколы, которые являются главным документами Совета Европы, и ратифицировал их 15-го апреля 2002 года. В рамках Совета Европы делегация Азербайджана отличается своей целенаправленной и плодотворной деятельностью в формировании справедливой позиции этой организации по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту.

Азербайджан - Европейский Союз. Азербайджан, выступающий с позиции необходимости тесной интеграции в европейское пространство, создал многосторонние взаимные связи с Европейским Союзом. Связи Азербайджана с Европейским Союзом развиваются в рамках таких программ, как TACIS, TRACECA и т. д. В 1996 году между Азербайджаном и Европейским Союзом было подписано соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 году. Это соглашение предусматривает политический диалог, поддержку в установлении демократии, а также экономическое сотрудничество и вложение инвестиций. В 2004 году, с расширением Европейского Союза на восток, Азербайджан как страна Южного Кавказа в рамках инициативы "Расширенная Европа" был включен в "Политику нового соседства" ЕС. А это создает основу для дальнейшего сотрудничества нашей страны с Европейским Союзом и поднимает это сотрудничество на качественно новый уровень.

Азербайджан - НАТО. Что касается отношений Азербайджана с НАТО, что является основным элементом безопасности в Евроатлантическом пространстве, необходимо отметить, что наша страна, будучи одной из первых стран, присоединившихся в 1994 году к программе "Партнерство во имя мира", т.е. именно в том году, когда она была представлена, заняла свое место в Евроатлантическом Совете Партнерства. Начиная с того периода, сотрудничество Азербайджана с альянсом успешно продолжается. Ярким примером этому может служить деятельность Азербайджана в рамках Процесса Планирования и Анализа и Программы Индивидуального Партнерства, а также участие Азербайджанских военных в миротворческих операциях в Косове под руководством НАТО.

Азербайджан - Антитеррористическая коалиция. Азербайджан, как в несколько отдаленной истории, так и в настоящее время, на примере армянского терроризма полностью осознавая значения этого зла, после 11 сентября 2001 года, являясь активным членом антитеррористической коалиции, руководимой США, вносит свой вклад в борьбу против глобальных угроз терроризма. Азербайджанские миротворцы присоединились к миротворческим операциям, осуществляемым в Афганистане и в Ираке.

Азербайджан - ГУАМ. Азербайджан, как один из учредителей этой трансрегиональной группы, которая в 1997 году создавалась под названием ГУАМ и состояла из Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, а с 1999 года, после присоединения Узбекистана, ставшей ГУУАМ, преследует цель объединения усилий через эту организацию в вопросах, имеющих важное значение для себя и для других государств-участников. Сюда входят политические вопросы, взаимная активность в урегулировании конфликтов мирным путем и в борьбе против сепаратизма, сотрудничество в обеспечении мира, сотрудничество в развитии рациональных и безопасных транспортных коридоров, сотрудничество с Европейскими и Трансатлантическими организациями и взаимная деятельность и экономическое сотрудничество. А все это вносит свой вклад для развития стран-членов, а также в целом для развития всего региона.

Азербайджан - СНГ. Азербайджан, являясь членом СНГ с 1993 года, преследует цель укрепления своей независимости, и создания зоны добрососедства в рамках этой организации. СНГ также выступает в роли рамки для урегулирования деятельности в таких сферах как охрана окружающей среды, научное и культурное сотрудничество, а также координация усилий в борьбе против преступности и противозаконных оборотов и др.

Основное же внимание международных организаций привлекают армяно-азербайджанский конфликт и проблемы становления демократии в стране.

Характеризуя изменения в отношениях Азербайджана с мировыми и региональными центрами силы, целесообразно привести данные экспертного опроса, проведенного исследовательской компанией "Южный кавказ" в 2006 году[9]. По мнению экспертов, в мае перспективы урегулирования карабахского конфликта до конца 2006 года выглядели менее реальными, чем в марте 2006 г. Так считали 64,4% опрошенных, против 63,2% в апреле 2006 г. Однако изменение относительно небольшое.

Проблема армяно-азербайджанского конфликта не оставалась в стороне от внимания мировой общественности, поскольку она решительным образом поднималась Азербайджанской стороной и представляла собой серьезные угрозы для безопасности всего региона. Совет Безопасности ООН в 1993 году принял резолюции по армяно-азербайджанскому конфликту за номерами 822, 853, 874, 884. Каждая из этих резолюций была принята после каждого очередного этапа армянской агрессии против Азербайджана. Совет Безопасности однозначно защищал суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ Азербайджанской Республики, неоднократно подчеркивал принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике и выдвигал обстоятельное требование о полном незамедлительном и безоговорочном выводе армянских вооруженных сил с оккупированных территорий и о создании условий для возвращения изгнанного населения в свои родные очаги.

В 1992 году Совет Министров ОБСЕ начал Минский процесс, приняв решение о созыве Минской конференции, направленной на устранение кризиса мирным путем на основе принципов, обязательств и условий ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту. На Будапештском саммите, проведенном в 1994 году, был учрежден институт сопредседательства Минского процесса (с 1997 года он представляется тройкой - США, Россия, Франция). В 1996 году на Лиссабонском саммите действующий председатель организации объявил следующие основные принципы для решения конфликта:

Территориальная целостность Армянской Республики и Азербайджанской Республики;

Юридический статус, определяющийся соглашением, и основывающийся на принципах самоуправления, предоставляющий Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана;

Гарантия безопасности Нагорному Карабаху и всему его населению, с целью обеспечения выполнения всеми сторонами положения устава, включая взаимные обязательства.

После Лиссабонского саммита в 1997 году переговоры в рамках Минской группы были заморожены и они были заменены поездками сопредседателей в регион. В результате этих поездок со стороны сопредседателей в течение 1997-98 годов были выдвинуты три предложения по решению конфликта.

В настоящее время достигнуты некоторые предварительные результаты в определенных вопросах по урегулированию конфликта в результате диалога, который называют "Пражским процессом", проводимым на уровне министров иностранных дел. Достигнутое продвижение было поддержано на собрании министров иностранных дел ОБСЕ, проведенном в Софии в 2004 году и на Совете министров иностранных дел ОБСЕ было принято специальное заявление по этому поводу.

Тем не менее, несмотря на многосторонние усилия, ощутимых результатов по решению проблемы пока нет, в связи с чем на сегодняшний день общественно-политические деятели Азербайджана объединились вокруг Карабаха. Лидеры оппозиции, политологи и представители интеллигенции Азербайджана приняли участие на мероприятии в штабе Социально-демократической партии Азербайджана (СДПА) "Объединимся вокруг Карабаха". Здесь прозвучали мнения и предложения по данному вопросу[10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты