Геополитика и совершенствование демократии в Азербайджане

Нам представляется, что в эпоху транзита сильная исполнительная власть и сильный парламент, который создает хорошую основу для сохранения стабильности и соответственно принятия демократических решений, являются наиболее приемлемым вектором развития. Практика Азербайджана является наглядным примером этого тезиса. Это основа успешного демократического транзита, без которого сегодня сложно решать важные задачи государственного строительства.

Но, идея сильной власти - это вовсе не идея всевластного бюрократического аппарата, подмявшего под себя нацию. Напротив, идея сильной власти - это властность политического класса, сформированного нацией из национально мыслящих государственных деятелей, имеющих волю подчинить себе чиновничий аппарат, утверждая идеалы нации в области государственного строительства и общественного устройства.

Мы взялись конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить путь в сообщество креативных наций. Именно это является национальной задачей на перспективу. Мы осознаем важную роль интеллектуального базиса нации, которую он играет при формировании внутриобразующих социальных систем. Высокоинтеллектуальный базис нации способен решать не только внутренние задачи нашего общества, но и в целом создаст предпосылки воздействия на решение внешних проблем государства.

Власти Азербайджана прекрасно осознают, что в условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. Они вносят существенный вклад в соблюдение законности и защиту прав человека. Власть постепенно передает негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Президент Ильхам Алиев убежден, что "без серьезного общественного контроля реализация намеченных нами программ может столкнуться с трудностями". Поэтому очень важная роль в данном диспуте принадлежит неким подобиям Общественных палат или иных общественных советов и объединений.

Без общей политической корректности и понимания национальных задач, стоящих перед всеми группами - политическими и общественными, нам будет крайне сложно построить реально демократическое пространство. Наше общество подошло к той ступени развития, когда партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий, должны уметь отделять зерна от плевел, учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа.

Для современного индустриального общества демократия более функциональна, чем что-то другое. Однако демократия в трансформационных обществах, таких как Азербайджан, не должна восприниматься как объект хаотичного или интенсивного внедрения новых поведенческих норм и формы мышления. В соответствии с этим национальный демократический транзит должен рассматриваться в контексте:

1) постепенного транзита внутреннего национального потенциала и институциональных традиций, сложившихся в азербайджанском обществе;

2) интенсивного экономического развития, которое способствует постепенной демократизации массового сознания и в целом общественного развития, так как обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений;

3) транзита общественного сознания в русло постиндустриальных ценностей и трансформации Азербайджана в "новый индустриализм", где будет происходить модификация политических и социальных архетипов;

4) усиления составляющей страны на региональном уровне и целенаправленной инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня;

5) постепенного формирования в обществе новых поведенческих норм и выявления новых акцентов в демократическом сознании.

Этот контекст должен служить основой поэтапной демократизации и формирования гражданского общества в транзиторном Азербайджане.

Список использованных источников


1.                 Резолюция Совета безопасности ООН №884 (1993)

2.                 Резолюция Совета безопасности ООН №874 (1993)

3.                 Резолюция Совета безопасности ООН №853 (1993)

4.                 Резолюция Совета безопасности ООН №822 (1993)

5.                 Иноземцев В. Теория и практика демократии. Избранные тексты. - М. 2006.

6.                 Кин Дж. Демократия и гражданское общество. - М., 2001. - С. 23.

7.                 Миркадыров Р. Стать более демократичными. // Материалы портала #"OLE_LINK11">12.            Материалы портала #"OLE_LINK13">16.            Материалы портала #"#">#"_Toc168473251">Приложения

Приложение 1

Результаты опроса "Что ожидаете в Азербайджане в 2007 году?"[15]

 

Всего голосов: 1041


Приложение 2


Хронология армяно-азербайджанского конфликта, 2002-2006

2002 год

12 июля- В заключительном документе Комитета Взаимодействия Европейского Союза и Азербайджана Европейский Союз вновь подтвердил свою поддержку территориальной целостности Азербайджана в качестве основы для мирного решения конфликта;

2 августа - Европейский Союз осудил проведение так называемых "президентских выборов НКР".

2003 год

11 декабря- Первая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с главой Армении в Женеве.

2004 год

29 октября- Действуя в соответствии с рекомендацией Генерального Комитета, Генеральная Ассамблея ООН приняла решение включить в текущую повестку дополнительный пункт под названием "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана". Это решение было принято 43 голосами против 1 (Армения) при 99 воздержавшихся.

2005 год

25 января- В соответствии с отчетным докладом Девида Аткинсона, Парламентская Ассамблея Европейского Совета приняла Резолюцию за № 1416 о конфликте в Нагорно-Карабахском регионе, которым занималась Минская Конференция ОБСЕ.

25 февраля- Отчет Миссии Минской Группы ОБСЕ по расследованию на оккупированных территориях Азербайджана был подписан главой миссии Эмили Хабер.

17 мая – В Варшаве состоялась встреча Ильхама Алиев и Роберта Кочаряна. После встречи минист иностранных дел Эльмар Мамедьяров заявил, что армяне согласны вернуть Азербайджану 7 районов, входящих в так называемую буферную зону.

24 августа – встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве

25 августа – Президент Ильхам Алиев и госсекретарь США Кондолиза Райс по телефону обсудили будущую встречу глав Армении и Азербайджана в Казани, в ходе саммита глав государств СНГ.

26 августа – Встреча Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в Казани

2006 год

10-11 февраля – Переговоры между Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном в Рамбуйе. И в Азербайджане, и в Армении ожидалось согласование принципов урегулирования конфликта. Однако никаких договоренностей не было достигнуто. Азербайджанская сторона утверждает, что причиной провала переговоров в Рамбуйе является бескомпромиссность Армении.

Февраль-апрель – Азербайджан после провала переговоров в Рамбуйе делает заявления о возможном военном пути решения конфликта. Армения отвечает на эти заявления. По сообщениям Министерства обороны Азербайджана армянская сторона периодически нарушает режим прекращения огня на линии соприкосновения. Армения эти сообщения опровергает. Так называемая "Нагорно-Карабахская Республика" проводит военные учения в Карабахе. Глава МИД Азербайджана совершает поездку в США. Чуть позже в Вашингтон ездит глава МИД Армении Вардан Осканян. Посредники заявляют, что переговоры после Рамбуйе не прекращены, надежды на урегулирование конфликта мирным путем в 2006 году остаются. В регион приезжает помощник госсекретаря США Дэниель Фрид, который называет 2006 год самым удачным годом для урегулирования конфликта. Президент Ильхам Алиев заявляет, что новый формат переговоров устраивает Азербайджан.

25-27 апреля – Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершает свой первый визит в США. На переговорах с Джорджем Бушем обсуждено мирное урегулирование Карабахского конфликта.

За всю историю переговоров по мирному урегулированию Карабахского конфликта существовала множество вариантов решения проблемы. Ниже мы приводим основные варианты:

План Гоббла – Подразумевается обмен территориями. Азербайджан соглашается на независимость Карабаха. Взамен Армения отдает Армении свои территории между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой. Данный вариант не был темой серьезных обсуждений.

Общее государство – Азербайджан и Нагорный Карабах образовывают общее государство. Спорным является вопрос государственных атрибутов. В итоге Азербайджан отказался от этого варианта.

Поэтапный вариант – выдвигался Азербайджаном. Согласно этому варианту, Армения освобождает 7 оккупированных районов, не входящих в Нагорный Карабах, азербайджанские беженцы возвращаются на места проживания. После этого определяется статус Карабаха. Азербайджан обещает предоставить самый высокий статус в рамках территориальной целостности Азербайджана. Дороги, связывающие Армению и Карабах, остаются под контролем международных наблюдателей. Армения сначала согласилась на этот вариант, но затем Левон Тер-Петросян отказался от предварительных договоренностей.

Пакетный вариант – выдвигался Арменией. Согласно этому варианту, освобождение территорий и определение статуса Нагорного Карабаха осуществляется параллельно.

Поэтапно-пакетный вариант – 7 азербайджанских районов, оккупированные Арменией, освобождаются. Беженцы возвращаются в места проживания. Статус Нагорного Карабаха определяется после референдума, с участием азербайджанцев и армян, проживающих в Карабахе. Нагорный Карабах имеет транспортные артерии, связывающие его с Арменией.

Новый формат переговоров – Судя по всему речь, идет о модифицированном варианте поэтапно-пакетного решения конфликта. Армения освобождает 7 оккупированных районов не входящих в Карабах. Азербайджанские беженцы возвращаются в места постоянного проживания. Нагорному Карабаху предоставляется временный статус, который позволяет ей участвовать на переговорах. А референдум об окончательном статусе Карабаха проводится через 15 лет.


[1] Материалы портала #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Материалы портала #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Материалы ИА "Тренд", #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Философский словарь. / Под ред. проф. Г. Шишкаффа. - М., 2003. - С. 131.

[5] Источник: материалы портала #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Иноземцев В. Теория и практика демократии. Избранные тексты. - М. 2006.

[7] Миркадыров Р. Стать более демократичными. // Материалы портала #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Кин Дж. Демократия и гражданское общество. - М., 2001. - С. 23.

[9] Источник: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Источник: ИА "Тренд".

[11] Источник: Материалы портала #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Материалы портала #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Материалы портала #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Материалы портала #"_Hlk168473119">[15] Источник: http://www.analitika.az/includes/results.php, расчеты автора.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты