Геополитика России: направление - Европа, Германия

Большой интерес представляют также работы И. Ф. Максимычева[19], А.С.Панарина[20], К.Э.Сорокина[21] и Ю.В.Тихонравова[22], В.Шевардина[23]. Проблемы отношений Германии со странами Восточной Европы и России в контексте расширения ЕС нашли отражение в трудах Ю.А.Вяткина, X. Тиммермана, Г. Шмидта[24] и других ученых.

Ю.В.Тихонравов, в частности, провел детальный анализ всей геополитики как науки, зародившейся в Европе, сделав важную и естественную привязку значения современных геополитических течений для России.

Анализируя развитие немецкой геополитики XX века, можно выделить как минимум два этапа:

Первый этап вплоть до образования ГДР в 1949 г. характеризуется стремлением всячески отмежеваться от нацизма, частью официальной идеологии которого была геополитика. Здесь же выделяется еще одна особенность этого этапа - проамериканская ориентация. Причем, если вторая особенность данного периода через некоторое время претерпела существенное изменение, то стремление немецких геополитиков доказать непричастность к своим предшественникам продолжает и сейчас снимать центральное положение во многих геополитических теориях.

Второй этап - с начала 50 гг. ХХ века являлся периодом организационного оформления, отхода от проамериканской ориентации и поисков своих собственных путей. Исходным пунктом данного периода можно считать выход в свет в 1951 году книги А. Хаусхофера (сына основоположника немецкой геополитики К. Хаусхофера) «Всеобщая политическая география и геополитика». А. Хаусхофер вводит новый фактор детерминации внешней политики - человека, его пространственное окружение, его психологию. Идеи, высказанные А. Хаусхофером, легли в основу одного из главных направлений современной геополитики -геосоциологии, важным принципом которой является международное право.

Известный немецкий политолог, философ К.Шмитт (1888-1985 гг.), разрабатывая свою концепцию международного права Больших пространств, подвергает сокрушительной критике политическую идеологию американского экспансионизма, американскую систему международных отношений и геополитические цели установления мирового господства, заложенные в доктрине Монро и ее дополнениях. Он показывает, что идея «универсализма» президента Вильсона (до, во время и после Первой мировой войны) является, в сущности, идеологией отождествления американских национальных интересов, американского экспансионизма, а также принципов доктрины Монро с универсальными интересами человечества. В американском «универсализме», являющемся, по существу, глобальным вариантом доктрины Монро, К. Шмитт усматривает угрозу миру и Европе.

Рассматривая сложившуюся политическую реальность после Первой мировой войны, ученый пришел к выводу, что Германии надлежит не только создать свое собственное «большое пространство», но также и обосновать характер международного права будущего как результат взаимоотношений между различными «большими пространствами». Тем самым решительно отвергались псевдоуниверсалистические претензии Соединенных Штатов Америки.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Германия (Приложение 2) - государство в силу своего расположения, размеров и экономической мощи несет особую ответственность за Европу. Так, к примеру, какую роль может или должна взять на себя Германия, самая сильная страна Европы, в рамках европейской архитектуры безопасности? Роль ведущей и направляющей силы? Положительный ответ на этот вопрос означал бы забвение истории Германии. Именно история - наряду с размерами, расположением и экономической мощью - представляет собой решающий фактор при определении той роли и позиции, которую Германия может взять на себя в Европе.

Однако, воля к созданию геополитически определенной Европы, помимо Германии, находит сегодня свое наибольшее выражение во Франции. Построение Европы может стать успешным только в случае единения Франции и Германии в решении этой задачи, и только при этом условии может функционировать архитектура европейской безопасности. Поэтому Германия должна поделиться с Францией своей ведущей ролью, и она должна также предоставить своему западному соседу прежде всего возможность доминирования в военной сфере. Если германо-французский союз, а возможно, даже и германо-франко-польская ось окажутся в этом смысле удавшимися, то можно будет говорить о начале настоящей европейской архитектуры безопасности[25].

2.2.Геополитическая ось «Россия-Германия»


По численности населения Россия и Германия - два самых крупных государства в Европе. Соответствующий вес и значение имеют их двусторонние отношения. Сегодня, оставив позади эпоху кровавых конфликтов и политического противостояния, они встречаются как равноправные партнеры в срастающейся воедино Европе. Исходным пунктом этого коренного поворота в двусторонних отношениях является совместный вклад обеих стран в бескровное завершение противостояния между Востоком и Западом в 1989 -1990 гг. В Германии никогда не забудут, что тогдашнее руководство Советского Союза во главе с Михаилом Горбачевым не только не воспрепятствовало объединению Германии, но способствовало ему.

С тех пор - несмотря на различие позиций и интересов по отдельным вопросам - существует принципиальное совпадение взглядов по широкому спектру целевых установок обоих государств в области политики, экономики и культуры. Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но тем не менее эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер.

Россия является одной из немногих стран, с которыми Федеральное правительство регулярно проводит так называемые «межправительственные консультации», то есть встречи важнейших министров под совместным председательством Федерального канцлера Германии и Президента Российской Федерации. На одной из них (весной 2002 г. в Веймаре) предметом обсуждения выступал весь спектр двусторонних отношений - политика, экономика, культура. Одновременно с этим проходил второй «Петербургский диалог», идея проведения которого восходит к инициативе Федерального канцлера Шредера и Президента Путина. Первый «Петербургский диалог» состоялся весной 2001 года в Санкт-Петербурге. Этот форум должен превратиться в регулярные неофициальные встречи парламентариев, публицистов, представителей неправительственных организаций для обмена мнениями по вопросам германо-российских отношений.

Однако двусторонние отношения, разумеется, не ограничиваются лишь межправительственными связями. С давних пор существуют тесные контакты между Германским Бундестагом и Государственной Думой, прежде всего между Германо-российской парламентской группой во главе с ее Председателем проф. Хорнхузом и Российско-германской межфракционной парламентской группой, руководимой депутатом Госдумы Олегом Морозовым. Помимо этого, в рамках Международного парламентского практикума Германского Бундестага десять молодых выпускников российских вузов ежегодно получают возможность в ходе шестимесячной стажировки ознакомиться с работой Бундестага и его депутатов. Кроме того, систематически поддерживаются связи между Бундесратом и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Во время визита тогдашнего Президента Бундесрата проф. Курта Биденкопфа в Москву в сентябре 2000 г. стороны договорились о создании групп дружбы; в июне 2002г. в Санкт-Петербурге состоялась их третья встреча.

Для политических партий Германии Россия также является одним из важных приоритетов. Германские политические фонды ориентируются в своей деятельности на политическую линию представленных в Германском Бундестаге партий. Так, Фонд им. Конрада Аденауэра близок к Христианско-демократическому союзу (ХДС), Фонд им. Генриха Белля - к «Союзу 90/Зеленые», Фонд им. Фридриха Эберта к Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Фонд им. Фридриха Науманна - к Свободной Демократической партии (СвДП), а Фонд им. Ханнса Зайделя - к (баварскому) Христианско-социальному союзу (ХСС). Все эти фонды имеют свои представительства в Российской Федерации.

Изучение России имеет в Германии давнюю традицию. Его результаты используются в целях политического консультирования. Фонд науки и политики (ФНП), в который с начала 2001 г. входит также известный своими богатыми исследовательскими традициями Федеральный институт по изучению стран Восточной Европы и международных отношений (БИОСТ/BIOST) в Кельне, регулярно публикует исследования о ситуации в России и тенденциях ее развития. Фонд науки и политики «Германо-российский форум» (г.Берлин) является зарегистрированной в Германии организацией, которая возникла на основе частной инициативы и ставит перед собой задачу способствовать развитию отношений с Россией. Форум держится на профессиональной и финансовой ангажированности членов - представителей политики, экономики, средств массовой информации, науки и культуры. Важнейшими задачами его деятельности являются организация и проведение конференций и докладов на различные темы экономической, внешней и культурной политики, содействие развитию связей с российскими регионами, в частности, путем установления партнерства между городами, а также создание контактной сети молодых руководителей из обеих стран. В Германии Германо-российской форум осуществляет также функции секретариата «Петербургского диалога». В настоящий момент Германо-российский форум посредством ряда Интернет-проектов создает центральную коммуникационно-информационную базу для лиц, активно участвующих в развитии германо-российских отношений. Германо-российский форум

Если брать внешнеполитический аспект, то Германия после своего поражения во второй мировой войне добилась мира, свободы и благосостояния в решающей степени благодаря политической и экономической интеграции со своими европейскими и трансатлантическими партнерами. Этот фундаментальный по своему значению исторический опыт накладывает отпечаток и на принципиальный подход германской политики к отношениям с Россией: Германия считает, что общий национальный интерес обоих государств состоит в максимальной интеграции России в крупные многосторонние организации, которые сегодня организуют евро-трансатлантическое пространство.

Таким образом, Германия и Россия демонстрируют на мировой политической арене максимум заинтересованности друг в друге.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Анализ геополитического положения современной Европы и перспектив евроинтеграции России, позволяет нам сделать следующие выводы:

1.     С точки зрения геополитики де-факто Европа не является субъектом, причем как по имманентным причинам, так и по причинам внешнеполитическим - по большинству принципиально значимых вопросов она является ретранслятором и выразителем геополитической воли США. При этом отдельно взятые европейские государства, без сомнения, в рамках НАТО являются субъектами геостратегии; Европа в целом является субъектом геоэкономики.

2.     Объединенная Европа, составляющая больше половины пресловутого «Золотого Миллиарда», никогда не будет воспринимать Россию на равных. Тому есть, как минимум, три причины: религиозная и цивилизационная (дело даже не столько в культурной инаковости России, сколько в европейском представлении о чужеродности поствизантийского мира); расовая (высокомерие романо-германцев и англосаксов по отношению к славянам); конкурентная борьба за ресурсы и европейское представление об исторически мотивированной неравномерности прав на них у разных народов. Другое дело, что Европа с удовольствием готова использовать Россию как «оператора» своих интересов в Азии. То есть перспектива евроинтеграции для России примерно такова: полная утрата остатков своей геополитической субъектности, попадание в зону конкурентной борьбы европейских и американских интересов.

3.     Важно отметить, что в свете образования новой мощной европейской державы в результате воссоединения Германии, геополитическая стратегия обновленной Германии будет проявлять себя, скорее всего, в форме экономической и культурной экспансии. Уже на первом послевоенном этапе в западногерманской геополитике достаточно широкое распространение приобрела интеграционная концепция, одним из важных элементов которой была идея «общеевропейского дома» вплоть до отказа от национального суверенитета. Единая Европа может быть создана под флагом единой Германии. При общих стратегических задачах идейные позиции откровенных федералистов и сторонников идеи углубления европейской интеграции, выступающих за ограничение и даже отказ от национального суверенитета, заметно отличаются. Но это лишь тактические, временные разногласия; окончательная цель у них, по нашему мнению, одинакова. По крайней мере, в нынешних условиях никто не мыслит себе Европы без Германии, и наоборот.

4.     Безусловно, Россия заинтересована в расширении и закреплении на качественно новом уровне своих отношений с европейскими странами, в том числе, и, наверное, в первую очередь с Германией, Францией, Италией и Англией, как с государствами, пользующимися наибольший политическим и экономическим «весом» в ЕС. Вместе с тем, важнейшим вопросом нового международного позиционирования России, на наш взгляд, является вопрос о ее геополитической субъектности, об участии в мировой политике в качестве самостоятельного игрока, в качестве генератора самодостаточной стратегической линии.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Бар Э. «Германские интересы» //Дискуссионный журнал по вопросам власти, безопасности и внешней политики, Мюнхен 1998.

2.     Бжезински З. Единственная мировая супердержава. Американская стратегия господства, Вайнхайм/Берлин 1997.

3.     Бунин Ив. Великий дурман. М., 1997.

4.     Вяткин Ю.А. Восточная политика ФРГ в период Г.Коля, Дис...канд. полит, наук, М. 1996.

5.     Вяткин Ю.А. Россия и Германия //Полис .- 1995.- № 5.

6.     Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.

7.     История Европы. М., 1992.

8.     Максимычев И. Ф. Российско-германские отношения// Международная жизнь.- 1996.

9.     Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник /Под ред. В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой.-М.: Флинта, 2000.

11. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). - М. - 1995.

12. Раджабова З.К. Мировая экономика. Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Ратцель Ф., Политическая география , Munchen-Lpz, - 1897.

14. Сорокин К.Э, Геополитика современного мира и Россия.// Политические исследования. - 1995. №1.

15. Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред.В.В.Вольского.-М.: Дрофа, 2003.

16. Тиммерман X. Россия и Европейский Союз, Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und intemationale Studien. 3-1999.

17. Тихонравов Ю.В.. Геополитика , М., 2000.

18. Филиппов Д.В.Геополитические аспекты «восточной политики» Германии на рубеже веков // Автореферат дисс.канд.полит.наук.-М., 2001.

19. Хаусхофер К. Аппология немецкой геополитики, 1946.

20. Шевардин В. Границы Германии в истории// Вопросы истории.- 1995.-№ 4.

21. Шмидт Г. На благо Германии.- М. Международные отношения.- 1995.

22. Mackinder H.J. The round world and the wining of the peace// Foreign affairs.- 1943 -№4.

23. Ritter G. Damonie der Macht, Betrachtungen uber Geschichte und Wesen des Machtproblems im politischen Denken der Neuzeit. - Stuttgart. 1947.

24. Schmidt C. Der Nomos der Brde im Volkrecht des Jus Punlicum Europaeum, -Lpz. 1942.

25. Schmidt C. Land und Meer.- Lpz ,1942.















Приложение 1

Карта Европы

 
































Приложение 2

 

Карта Германии
















[1] История Европы. М., 1992. С.5.

[2] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.

[3] Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред.В.В.Вольского.-М.: Дрофа, 2003; Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник /Под ред. В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой.-М.: Флинта, 2000; Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Раджабова З.К. Мировая экономика. Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2002.

[4] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.

[5] Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003

[6] Ядро западников составляли А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Н.В.Станкевич, Н.П.Огарев, П.Я.Чаадаев и др.: славянофилов - А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др.

[7] Бунин Ив. Великий дурман. М., 1997. С. 127 –129.

[8] журнал «Экспресс» от 11 января 2001 г.

[9]газета «Либерасьон», 5 - 6 мая, 2001 г

[10] газета «Интернэшнл Геральд Трибюн», 10 - 11 февраля 2001г.

[11] Журнал Международная политика.-1998.-№ 7.

[12] Бжезински З. Единственная мировая супердержава. Американская стратегия господства, Вайнхайм/Берлин 1997, стр. 92.

[13] Бар Э. «Германские интересы» //Дискуссионный журнал по вопросам власти, безопасности и внешней политики, Мюнхен 1998, стр. 43.

[14] Филиппов Д.В.Геополитические аспекты «восточной политики» Германии на рубеже веков // Автореферат дисс.канд.полит.наук.-М., 2001.

[15] Хаусхофер К. Аппология немецкой геополитики, 1946.

[16] Ратцель Ф., Политическая география , Munchen-Lpz, - 1897; Ritter G. Damonie der Macht, Betrachtungen uber Geschichte und Wesen des Machtproblems im politischen Denken der Neuzeit. - Stuttgart. 1947.; Хаусхофер К. Аппология немецкой геополитики, 1946; Маккиндер X. Демократические идеалы и реальность. 1919, Mackinder H.J. The round world and the wining of the peace// Foreign affairs.- 1943 -№4.

[17] Schmidt C. Der Nomos der Brde im Volkrecht des Jus Punlicum Europaeum, -Lpz. 1942.

[18] Schmidt C. Land und Meer.- Lpz ,1942.

[19] Максимычев И. Ф. Российско-германские отношения// Международная жизнь.- 1996.- № 11-12.

[20] Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе ( между атлантизмом и евразийством). - М. - 1995.

[21] Сорокин К.Э, Геополитика современного мира и Россия.// Политические исследования. - 1995. №1.

[22] Тихонравов Ю.В.. Геополитика , М., 2000.

[23] Шевардин В. Границы Германии в истории// Вопросы истории.- 1995.-№ 4.

[24] Вяткин Ю.А. Восточная политика ФРГ в период Г.Коля, Дис...канд. полит, наук, М. 1996; он же: Россия и Германия: потенциал сотрудничества //Мировая экономика и международные отношения. - 1994. -№ 4; Тиммерман X. Россия и Европейский Союз, Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und intemationale Studien. 3-1999; он же: Россия и Германия //Полис .- 1995.- № 5; Шмидт Г. На благо Германии.- М. Международные отношения.- 1995.

[25] Бар Э. Германские интересы // Дискуссионный журнал по вопросам власти, безопасности и внешней политики, Мюнхен 1998, с. 41, 44, 45, 147.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты