Государь Н. Макиавелли: титан Возрождения или тиран гуманизма?
Министерство образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
кафедра политологии и политического управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
“ГОСУДАРЬ” Н. МАКИАВЕЛЛИ:
ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ ТИРАН ГУМАНИЗМА? “
Работу выполнил: студент I курса ОДО
1 группы факультета управления
Киселев Алексей Александрович
Научный руководитель профессор Меньшиков В.В.
Краснодар 2001
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Образ Государя
Противоречия между идеалом и действительностью……………..11
Глава 2
Оборона государства от внешних и внутренних врагов………….17
Глава 3
Отношение к религии………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы пытаемся оценить обычного человека, предположим, описать своего знакомого людям, не знающим его, мы рассказываем о его хороших или плохих качествах и чертах характера, мы говорим о людях, которые его окружают, о его семье, роде занятий, - в общем, обо всем, что с той или иной стороны характеризует человека как личность, выделяет его из общей людской массы. При этом мы пытаемся найти этому человеку место среди других известных нам людей, оценивая каждое его достоинство или недостаток. Но в данном случае "началом отсчета" является для нас некий "усредненный", обычный человек, тот кто не слишком выделяется из привычного нам круга общения, кого мы не удивились бы увидеть рядом с собой. И обращать внимание мы будем, в основном, на его странности, то есть на то, что отличает его от других.
Что делать в случае, когда именно какая-то характерная особенность человека проявляет себя как его талант? Тогда в описании личности мы вынуждены обращать внимание в основном на эту конкретную черту, рассматривая всю остальную часть человеческой натуры лишь с точки зрения оказываемого на этот талант влияния.
Так, говоря об известном писателе, мы в первую очередь оцениваем его творчество, его место в литературе вообще, а уж потом беремся говорить о биографии, да и то сначала пытаемся найти в его жизни объяснение его книгам, а потом уж вглядываемся в личные качества. В этом случае мы ищем место человека не среди обычных людей, а уже в кругу избранных - равных ему по проявленному таланту.
Как же тогда найти место человека, о котором можно сказать, что он гениален? Если человек вершил судьбу пусть не мира, но страны, если он первенствовал во множестве дел, если он оставил по себе память на несколько веков, если, обладая множеством талантов, он нашел в себе энергию для всех них, - то как тогда рассуждать о нем?
Такая личность, разумеется, требует иного масштаба измерения.
Получается, что надо говорить не только о его происхождении и всей жизни,
но и о его положении среди тех, кто окружал его, о его роли в собственной
эпохе и о его влиянии на всю историю человечества в целом. В данном случае
качества человека как такового важны лишь постольку, поскольку они
объясняют в какой-то мере его деяния.
Гораздо важнее, на мой взгляд, проникнуться ощущением эпохи, которая породила и пробудила к действию гения.
Столь длинное вступление должно, как мне кажется, пояснить, почему для
анализа политических взглядов Никколо Макиавелли совершенно необходим
рассказ о нем самом, о времени, в котором он жил, о той памяти, которую он
по себе оставил.
Итак, Никколо Макиавелли родился в 1469 году во Флоренции. В истории Италии
это время - конец кватроченто - навечно останется с гордым и прекрасным
именем Высокого Возрождения. Даже сейчас эпоха эта притягивает блеском
своих достижений. Кажется, ни в предыдущие, ни в последующие века не только
Италия, но и любая другая страна не рождала столько титанов. Никогда более,
может быть, кроме краткого века расцвета Перикловых Афин человечество не
взмывало столь внезапно на такие высоты Разума, Духа и Искусства. Именно в
Италии раньше всего выплеснулось наружу все новое, что зрело в глубинах
Средневековья, и словно бы кругами разошлось по тогдашней Европе. Пусть
даже это преувеличение, но в каком-то смысле эти волны пробудили Шекспира в
Англии, Вийона и Ронсара во Франции, Дюрера в Германии. Что же тогда
говорить о самой Италии, где в течении
трех веков сияли такие светочи человеческого гения, равных которым в
истории Европы уже не появлялось более. Это время впитало в себя все
ценности античного мира, - сама земля Италии, хранящая в себе бесценнейшее
наследие Республиканского и Императорского Рима, а через него и Греции
времен ее наивысшего расцвета, подарила вновь взглянувшему на мир
человечеству мудрость Аристотеля, Платона, Геродота, красноречие Цицерона,
гений Вергилия и Овидия, чеканную латынь Цезаря. Но века христианства, века
веры в духовное начало, в божественное предназначение человека, в торжество
Духа над бренной плотью обогатили античный культ человека как
прекраснейшего творения природы осознанием духовной мощи человека - творца,
движущей силы своей судьбы.
Итальянский гуманизм, впитав в себя лучшие черты Средневековой
культуры и отвергнув ее, повернулся к Античности; но, выведя на свет
классические рукописи из монастырских библиотек и древние руины из
скрывавшей их земли, гуманисты наполнили их своим новым мироощущением. Из
античной "игрушки рока" человек в эту эпоху становится хозяином своей
судьбы. Такое место в мире никогда до этого не грезилось человеку .
Марсилио Фичино - один из виднейших деятелей того времени - пишет по этому
поводу :
" ... кто станет отрицать, что гений человека почти такой же , как у самого творца ... " ,[1]
ведь в этой фразе есть и дерзость, и вызов, и гордость называться
Человеком.
Человек, каким мыслили его итальянские гуманисты эпохи возрождения
- сильный, смелый, развитый физически и духовно, прекрасный и гордый,
подлинный хозяин судьбы и устроитель лучшего мира. Не случайно же именно
тогда, за четыре века до взятия Бастилии, было провозглашено право человека
на свободу и счастье. Именно тогда были впервые утверждены принципы
равенства, справедливости и человечности. Еще в XIII веке Флорентийская
республика освободила крестьян от крепостной повинности, обосновывая такое
решение следующим поразительным для того времени политическим "кредо":
"Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и укрепляла его на своей территории".
Флоренция вообще становится своего рода столицей Возрождения,
подлинно "новыми Афинами". В отличие от Рима, находившегося под сильным
влиянием папства, Флоренция всегда была свободолюбивой. Именно во
Флоренции, начиная с Джотто, творили ярчайшие мастера живописи, архитектуры
и всех мыслимых "изящных искусств". К концу XV века город уже приобрел те
неповторимые и прекрасные черты, которые и по сей день привлекают тысячи
людей. Уже были построены великолепные храмы и дворцы, уже были написаны
уникальные фрески и на площадях города уже были установлены прекрасные
статуи. Примерно в это же время во Флоренции работали и Леонардо да Винчи,
и Микеланджело, и Рафаэль.
Само время тогда властно требовало гениев. Человек хоть сколько- нибудь талантливый не мог позволить себе оставаться в безвестности, а мальчик, родившийся в уважаемой флорентийской семье и получивший при крещении имя Никколо, был, как оказалось, очень талантлив.
Уже в достаточно зрелом возрасте в письме одному из "великих мира сего" Макиавелли писал, что с самого детства его в жизни окружали скорее нужда и лишения, нежели груды богатств, почести и слава. Чего тут больше, лукавого притворства или же искренней жалости к самому себе? Трудно сказать. Конечно, Макиавелли родился не в герцогском дворце, но его родители не были и нищими.
Семья Макиавелли была достаточно древней, - во Флоренции они
обосновались еще в XII веке, многие члены этого семейства входили в
городской Совет Пятисот , были в семье и военачальники, и священники. Что
касается непосредственно родителей Никколо, то его отец был достаточно
известным юристом, к тому же ,постольку поскольку он происходил из сословия
нобилей, он владел также небольшим поместьем, - в общем, вопреки заявлениям
Никколо, семья их далеко не бедствовала. Во всяком случае, родители смогли
дать своему сыну блестящее классическое образование, пусть даже финансовое
положение семьи и не позволило Никколо пройти университетский курс.
Один из историков заявил, что Макиавелли надо было быть благодарить судьбу, уберегшую его от университетов того времени. Именно в этих "очагах знания" как нигде сильны были средневековые традиции, и вряд ли сухая схоластика очень обогатила бы ум. Хотя, наверное, даже университет не убил бы в Никколо Макиавелли живости ума и души.
Мы не знаем, кто были школьные учителя Никколо, но истинными
наставниками для него стали книги. У его отца была прекрасная библиотека
латинских авторов, и когда сын достаточно овладел латынью, ему открылся мир
высокой мудрости прежних поколений: Тит Ливий, Тацит, Цицерон, Цезарь,
Вергилий, Катулл, Овидий, - весь опыт вечно живущего человечества, все, что
к этому времени стало доступным просвещенному и заинтересованному читателю.
Древнегреческого языка Макиавелли не знал и поэтому с шедеврами
Гомера, Платона и Аристотеля он был знаком только в их латинских
переводах. С юности же у Никколо проявился вкус к родному итальянскому
языку. Как писатель Макиавелли развивался под влиянием Петрарки и Данте, -
у него было у кого поучиться .
Никколо повезло и еще в одном - в его семье было принято нередкое в то время свободное отношение к религии и Церкви. Даже мать его не была набожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально , а то и критически оценивать роль церкви в жизни Италии. Чего стоит одна его пьеса "Мандрагора"! Написанная в духе "Декамерона" Боккаччо, шутливая пьеса направлена против человеческой косности и тупости, но там где дело касается церкви, она перестает быть безобидной шуткой и превращается в острый памфлет, больно жалящий как продажных священников, готовых ради денег даже на прямое нарушение своего пастырского долга, так и против людской доверчивости, возводящей каждое слово человека в рясе в ранг божественного откровения.
Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли
также очень негативно. Возможно, если бы Александру VI, Юлию II или любому
из их предшественников удалась попытка объединить Италию под властью
римской курии и создать единое и независимое итальянское государство,
Макиавелли по-другому отнесся бы к политике Ватикана, но даже это кажется
сомнительным.
Конечно, как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить
прежде всего успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любые
средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был
патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаром
основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала
достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной,
чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В "Государе"
Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки эти
объясняет тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше
общенациональных интересов Италии.
Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на
стороне римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение
Макиавелли, был Цезарь Борджиа, хотя нельзя сказать, что Борджиа не
преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового господства
Римской Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в
огромной энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджиа видел
Макиавелли залог процветания страны, управляемой таким человеком. Но - vae
victis ! - обстоятельства, да и сама судьба были против Борджиа, хотя он
был очень близок к осуществлению своих планов. И, кажется, именно эта
неудача как бы окончательно определяет отношение Ник-коло Макиавелли к
церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в
1559 году католическая церковь внесла труды Макиавелли в "Индекс
запрещенных книг", хотя политическими принципами, изложенными в них,
продолжала пользоваться.