соответствии с ч.1 ст. 9 общефедеральный избирательный округ по
выборам в Государственную Думу включает в себя всю территорию
Российской Федерации.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней
до дня выборов решениями глав администраций районов, городов,
районов в городах из расчета от 10 до 3000 избирателей на один
участок. Избирательные участки образуются с учетом границ
районов, городов, районов в городах и с целью создания
максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной
Думы выдвигается избирательным объединением, которое может
выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов.
Избирательное объединение, определяя порядок размещения
кандидатов в списке, вправе разбить его полностью или частично на
региональные группы кандидатов, указав каким субъектам или
группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из
указанных региональных групп кандидатов. Для регистрации
общефедерального с иска кандидатов требуется, чтобы в его
поддержку были собраны подписи не менее 100 тысяч избирателей. Из
них не более 15 процентов должны приходиться на один субъект
Российской Федерации.
Общефедеральный список кандидатов с подписными листами и
заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному
списку вносится уполномоченными представителями избирательного
объединения на регистрацию в Центральную избирательную комиссию
не позднее 35 дней до дня выборов.
Избирательное объединение, выдвинувшее общефедеральный
список кандидатов, может выдвигать кандидатов в депутаты
Государственной Думы в одномандатных избирательных округах по
выборам в Государственную Думу. При этом оно вправе выдвигать не
более одного кандидата в каждом из данных округов. Для выдвижения
в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную
Думу иного кандидата требуется, чтобы в его поддержку были
собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателей
округа.
Граждане России, находящиеся за ее пределами, могут
присылать подписные листы в окружную комиссию своего
избирательного округа через консульские учреждения Российской
Федерации.
Согласно ч.1 ст. 27 Положения о выборах, граждане России,
общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию
за или против кандидатов в депутаты. Государственные органы и
органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие
кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации
и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты
и их доверенных лиц с избирателями.
Предвыборные встречи, митинги, агитации проводятся в
порядке, установленном действующим законодательством.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные органы, организации, учреждения, органы
местного самоуправления, а равно средства массовой информации,
полностью или частично финансируемые за счет государственных
средств или средств органов местного самоуправления, обязаны
обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех
кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по
государственному телевидению и одно по государственному радио.
Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты
вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные
агитационные материалы. Агитационная кампания проводится со дня
регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и
прекращается в день выборов.
Для выборов в Государственную Думу каждый избиратель
получает два избирательных бюллетеня различной формы,
установленной Центральной избирательной комиссией.
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по
местному времени. По истечении времени голосования председатель
участковой избирательной комиссии объявляет голосование
оконченным.
По каждому избирательному округу прежде всего отделяются
недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не
снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии
либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а
также такие, из которых нельзя установить волеизъявление
избирателя.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает
фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи с
указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и
номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченным
представителем избирательного объединения.
Центральная избирательная комиссия немедленно по получении
протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет
голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по
выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных,
содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.
Если 5 процентов действительных голосов не будут получены ни
одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по
общефедеральному округу считаются несостоявшимися.
Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную
Думу по получении протоколов участковых избирательных комиссий
избирательного округа производит не позднее трех дней после
выборов подсчет голосов, поданных по одномандатному
избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем
суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и выносит
решение: признать избранным кандидата, признать выборы
недействительными или несостоявшимися.
После получения информации из Окружной избирательной
комиссии о том, признаны ли выборы по общефедеральному
избирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр
протокола направляется в Центральную избирательную комиссию. На
основании протокола Центральной избирательной комиссии о
результатах выборов по общефедеральному избирательному округу,
протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в
Государственную Думу Центральная избирательная комиссия в течении
10 дней по их получении, но не позднее чем через месяц после
проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.
Средства, выделенные из республиканского бюджета России на
организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение
Центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании
и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями,
которые представляют ей отчет о расходовании выделенных им
средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования
результатов выборов.
Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
предвыборной агитации. Соответственно ст. 47 Положения о выборах,
лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем
свободному осуществлению гражданином России избирать и быть
избранным депутатом Государственной Думы, вести предвыборную
агитацию, также члены избирательных комиссий, должностные лица
государственных органов и организаций, общественных организацией,
совершившее подлог избирательных документов, заведомо
неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или
допустившие иные нарушения законодательства России, несут
установленную законом ответственность.
КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы
организации и деятельности парламента Российской Федерации.
Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с
Президентом и судами Российской Федерации осуществляет
государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне
Федеральное Собрание представляет законодательную власть
Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы
в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101
Конституции).
Палаты в основном заседают раздельно. Единственным
совместным органом двух палат, является согласительная комиссия,
которая образуется палатами в случае возникновения разногласий
при принятии закона (ст.105 Конституции).
В связи с принятием Конституции России изменился
конституционный статус законодательного и представительного
органа государственной власти Российской Федерации. В новой
Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению
палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения
парламента исключены распорядительные и контрольные функции.
Парламентский контроль достаточно ограничен.
За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль
за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за
Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии
Правительству Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палаты, которые
установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению
палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности
палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).
Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы
сдержек и противовесов в построении и функционировании высших
органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В
ст.103 определяются вопросы исключительного ведения
Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение
Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение
вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в)
назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на
должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,
действующего в соответствии с федеральным конституционным
законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против
Президента Российской Федерации для отрешения его от должности."
Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная
Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению