Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия
Содержание
Введение
Глава I. Характеристика Республики Удмуртия
Глава II. Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия
§ 2.1 Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики в Удмуртской Республике
§ 2.2 Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России
§ 2.3 Реализация федеральных целевых программ в Удмуртии
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.
В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.
Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте - государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.
Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено
большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй - на ее основе - создал теорию сравнительных преимуществ.
В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.
Теоретические и практические вопросы
территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по
общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р.
Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А.
Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова,
К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Концепции государственного регулирования экономического развития регионов
составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на
себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю.
Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова,
С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней
социально-экономического развития регионов является стратегически важным в
проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом
которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких
современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В.
Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных
отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением
меняющихся объективных условий развития российской экономики.
Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Удмуртской Республики).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;
- дать краткую характеристику региона;
- оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Республике Удмуртии.
Объектом исследования является экономика Удмуртии.
Предметом исследования выступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне.
Глава I. Характеристика Удмуртии
Дата образования Вотской автономной области - 4 ноября 1920 г. Переименована в Удмуртскую автономную область 1 января 1932 г. Дата преобразования в Удмуртскую АССР - 28 декабря 1934 г. Принятие Декларации о государственном суверенитете республики - сентябрь 1990 г. Столица - г. Ижевск (654,5 тыс. жителей), основан в 1918 г. Расстояние от Москвы до Ижевска 1129 км.
Географическое положение. Удмуртская республика расположена в Предуралье в междуречье Камы и Вятки. Протяженность территории с севера на юг 270 км, с запада на восток - 180 км. Удмуртия граничит: на севере и северо-западе - с Кировской областью, на востоке - с Пермской областью, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге - с Республикой Татарстан.
Природные условия. Территория республики - холмистая равнина, постепенно понижающаяся с севера на юг и с востока на запад. Наиболее крупная река - Кама. Климат умеренно континентальный. Зима холодная, лето сравнительно теплое. Температура зимой колеблется от -20 до -10 градусов, летом - от +15 до +22 градусов. Вегетационный период длится с конца апреля по конец сентября. Почвы дерново-подзолистые. Леса покрывают около 40% территории Удмуртии. Из деревьев преобладают ель, сосна и береза. Продолжительные вырубки лесов привели к сокращению запаса хвойных пород. Животный мир разнообразен: лисица, куница, барсук, волк, норка, выдра, бобер (созданы специальные бобровые заповедники). Промысловые птицы: рябчик, глухарь, тетерев и куропатка.
Население. Удмуртская республика относится к числу среднеурбанизированных. Около трети населения республики - сельское. Смертность превышает рождаемость, естественный прирост - отрицательный и не компенсируется миграционным притоком. Общая численность населения снижается. Удмуртия - многонациональная республика. Здесь три наиболее многочисленные национальности: русские (60% всего населения), удмурты (31%) и татары (7%). Кроме них в республике проживают и другие национальности. Коренное население республики - удмурты. Говорят на удмуртском языке финно-угорской языковой семьи. Письменность на основе русской графики. Верующие удмурты, как правило, православные христиане, но некоторые придерживаются традиционных верований.
Государственное устройство. Удмуртия - парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган власти - однопалатный Государственный совет, избираемый на пять лет. Непосредственное руководство осуществляет правительство во главе с председателем, избираемым на Государственном совете. В октябре 1995 г. республика заключила Договор о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральной исполнительной властью.
Экономические преимущества и недостатки. Удмуртия - республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В то же время Удмуртия характеризуется самой высокой в России концентрацией оборонных предприятий. В республике богатые запасы нефти. В год добывается примерно 8-10 млн тонн. Тем не менее нефтеперерабатывающая промышленность отсутствует. Явно недостаточно представлена в республике легкая индустрия.
Специализация. Удмуртия поставляет в другие республики Российской Федерации машины, промышленное оборудование, прокат черных металлов. Импортирует: уголь, нефтепродукты, газ, металлы и строительные материалы.
Основные отрасли промышленности Удмуртии: машиностроение и металлообработка. Развиты также черная металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций (в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове), работающих на привозном угле, нефти и газе, а частично на местном торфе; Боткинской ГЭС. Черная металлургия использует привозной чугун и металлолом. Металлургическое производство сосредоточено в Ижевске (передельный завод) - выплавка качественной стали и производство проката; литейное производство - в Ижевске и Воткинске. Выделяется производство легковых автомобилей и автофургонов, бумагоделательных машин, мотоциклов, подшипников, оборудования для нефтепромыслов, охотничьих и спортивных ружей, химического оборудования. Предприятия лесной промышленности работают на местном сырье. Заготовки леса ведутся в северных и западных районах республики. Древесина выпускается в виде пиломатериалов, производятся мебель и домостроительные конструкции. Удмуртская республика является монополистом в России по производству буровых насосов, грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 тонн, сортовой быстрорежущей стали.
Глава II. Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия
§ 2.1 Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики в Удмуртской Республике
Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и воспроизводство значительной добавленной стоимости, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Все эти направления управленческой деятельности органов власти составляют основу государственной инвестиционной политики - основного функционального звена государственной экономической и социальной политики Удмуртской Республики.
Разработка эффективной и практически полезной государственной инвестиционной политики представляет для органов власти одну из стратегических целей. Таким образом, инвестиционная политика, в первую очередь, предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития республики.