В связи с этим возникает необходимость, особенно в регионах с наиболее острыми социальными, экономическими и экологическими проблемами, использовать различные формы регулирующего воздействия на процессы структурной перестройки экономики со стороны федеральных и региональных органов управления, и в том числе программно-целевой метод, позволяющий в принципе обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть хотя и более долговременные и дорогостоящие мероприятия (например, по структурной перестройке), но зато обеспечивающие коренное улучшение ситуации в экономике и социальной сфере конкретного региона, гораздо более радикальное решение его проблем.
Как показал опыт России, другие названные выше инструменты региональной политики, решая, хотя и жизненно важные, но текущие задачи, не способны обеспечить радикального изменения социально-экономической ситуации в региональном развитии: территориальная дифференциация за годы реформ не уменьшилась, а возросла. На возможное возражение, что действовавшие в эти годы федеральные целевые программы тоже не изменили ситуацию, можно ответить, что подавляющее их большинство находится на начальной стадии осуществления, а выделяемые и привлекаемые для них ресурсы далеки от намечавшихся масштабов. Данная выше принципиальная оценка программно-целевого метода и его возможностей от этого не меняется.
§ 2.3 Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года".
Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республики Башкортостан - 30211,01 млн. рублей (18,67%), средства внебюджетных источников - 101904,25 млн. рублей (61,49%).
В 2007 году объем бюджетного финансирования Программы составил 4231,54 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2759,73 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 17237,92 млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 33354,29 млн. рублей.
В рамках Программы в 2003-2007 годах реализованы мероприятия по строительству новых, расширению и реконструкции действующих предприятий. Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Удмуртской Республики. Признанием успешности управления экономикой Удмуртской Республики, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
Обеспечивается активизация внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства, создания благоприятного инвестиционного климата, целенаправленной имиджевой политики Удмуртской Республики.
Вместе с тем имеется ряд основных проблем, решение которых даст положительный социально-экономический эффект. Ключевыми из них являются:
- высокая степень физического и морального износа основного капитала, недостаточные темпы замещения устаревшего оборудования, наличие значительного числа средних предприятий, особенно в отраслях легкой, лесной и лесоперерабатывающей, производства строительных материалов, с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;
- недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;
- недостаточная инвестиционная активность;
- низкие темпы роста экспортного потенциала промышленного комплекса;
- снижение технологического и кадрового потенциала, вследствие длительной недозагрузки производственных мощностей предприятий оборонного комплекса;
- наличие избыточных производственных мощностей, увеличивающих издержки производства;
- зависимость предприятий Удмуртской Республики от формирования государственного оборонного заказа;
- отсутствие государственной стратегической политики развития оборонного комплекса и реализации конкурентоспособной продукции на экспорт;
- недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий ввиду недостатка оборотных средств.
Реализация Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы обеспечила значительный стартовый потенциал для дальнейшего развития промышленности. Главной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу 2005-2009 годы являлось формирование динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего интеграцию Удмуртской Республики в современные мирохозяйственные связи на внутреннем и внешнем рынках.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- содействие реструктуризации промышленных предприятий в целях улучшения управления, обеспечения инвестиционной привлекательности, рентабельности производства, совершенствования номенклатуры выпускаемой продукции, роста производительности труда;
- развитие приоритетных направлений промышленности с учетом современной ситуации, в том числе на базе перечня критических технологий;
- рост выпуска конкурентоспособной по критерию «цена-качество» продукции на базе внедрения передовых ресурсосберегающих технологий и нового энергосберегающего оборудования, в том числе для жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение государственного оборонного заказа;
- оказание содействия увеличению экспорта конкурентоспособной продукции, в частности, машиностроительной продукции, в том числе специальной;
- повышение глубины переработки сырья и материалов, эффективности использования различных видов природно-сырьевых ресурсов;
- обеспечение ресурсной базы и стабилизация уровня добычи нефти;
- рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
- содействие повышению заинтересованности недропользователей в инвестировании собственных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- восстановление электрических сетей, особенно в сельской местности;
- увеличение объемов собственного производства тепло-, энергоресурсов за счет развития малой энергетики;
- совершенствование механизма ценообразования и оптимизации уровня цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий и других регулируемых организаций;
- содействие реализации энергоэффективной модели развития предприятий путем создания экономических стимулов для модернизации оборудования и технологий в целях экономии энергоресурсов;
- оказание содействия внедрению энергосберегающих технологий во всех сферах экономики на территории Удмуртской Республики;
- создание условий способствующих организации новых рабочих мест, повышению квалификации и профессионального уровня управленческого и инженерно-технического персонала;
- государственная поддержка предприятий легкой промышленности в целях сохранения и создания новых рабочих мест;
- государственная поддержка предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности для сохранения жизнеобеспечения лесных поселков;
- оптимальная замена ввозимой продукции на товары местного производства, восстановление производственной кооперации, повышение занятости населения за счет создания смежных и специализированных вспомогательных производств, качественное увеличение доли производства конечного продукта;
- развитие межрегиональных и внутриреспубликанских кооперационных связей.
Выполнение намеченных задач позволит достичь в 2010 году к уровню 2002 года:
- увеличения объема промышленного производства в 2 раза при сохранении ежегодных темпов роста промышленного производства не менее 10 % в ценах соответствующих лет;
- стабилизации уровня добычи нефти;
- изменения структуры промышленного производства в сторону перерабатывающих отраслей, снижение доли сырьевой составляющей в общем объеме промышленного производства, в частности, увеличение доли машиностроения и металлообработки с 40,0% в 2002 году до 45% в 2010 году; при снижении доли топливной отрасли с 28% до 20% соответственно;
- роста объема производства потребительских товаров до 80%;
- увеличения кооперационных поставок в 2,4 раза;
- роста объема производства проката черных металлов в 2,4 раза, объема выпуска продукции химической промышленности в 1,73 раза;
- значительного роста выпуска продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности;
- ежегодного прироста выпуска товаров легкой промышленности, швейных, трикотажных изделий и обуви на 2-3%.
Значительные бюджетные средства в рамках Программы были направлены в социальную сферу.
На "Развитие системы здравоохранения" направлено 3097,18 млн. рублей, из них 902,0 млн. рублей из федерального бюджета. Введено в эксплуатацию 15 больниц, в том числе 4 - за счет средств федерального бюджета.
Основными целями здравоохранения на среднесрочную перспективу являются:
- улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами и ресурсным обеспечением отрасли;
- обеспечение профилактической направленности охраны здоровья за счет перенесения центра тяжести оказания услуг со стационарного звена на амбулаторно-профилактическое направление;
- эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов на основе более совершенных механизмов использования бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования;
- совершенствование организации медицинской помощи населению;
- совершенствование медицинского образования и кадровой политики.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- повышение качества предоставляемых медицинских услуг;
- развитие потенциала здравоохранения как инвестиционной отрасли;
- внедрение в практику новых форм и методов обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей, медико-санитарного образования;
- обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий в части предоставления населению бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения с финансовыми возможностями государства;
- формирование институтов защиты прав пациентов и медицинских работников;
- обеспечение доступности медицинской помощи для сельского населения;
- проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;
- обеспечение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций, развитие негосударственного сектора здравоохранения;
- переход к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения.
В области государственных гарантий по предоставлению качественной бесплатной медицинской помощи предусматривается:
- ежегодное принятие программы государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета и средств обязательного медицинского страхования в соответствии с государственными минимальными социальными медицинскими стандартами.