Участия государства в инновационном прогрессе приобрело такие
масштабы, что в США появился специальный термин «полугосударственная
(semipublic) экономика», отражающий тесные связи между частными фирмами и
органами власти на федеральном уровне на местах. Развитие
высокотехнологического «солнечного пояса» (Южная Калифорния, Техас,
Флорида) в значительной мере идет благодаря прямой и косвенной помощи
государства, его субсидиям и финансовым гарантиям. Западные исследователи
глобализационных процессов в экономике подчеркивают, что формирование
национальных конкурентных преимуществ зависит не только от ТНК и внешних
инвестиций, сколько от политики государства как на национальном, так и
региональном уровнях. В частности, отмечается активная роль местных органов
власти земли Баден-Вюртемберг в ФРГ, провинции Эмилия-Ромеанья в Италии,
которые обеспечивают необходимую правовую финансовую поддержку малому и
среднему бизнесу, созданию институциональной основы (сетевых структур,
кооперативных объединений, информационных и исследовательских центров,
венчурных фондов) для инновационного развития своих регионов, их успеха на
мировом рынке.
Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций,
невозможна без соответствующей социальной политике, направленной на
развитие главного ресурса экономики – человека. Отсюда – значительное
увеличение во всех экономически передовых странах затрат на образование,
здравоохранение, социальное обеспечение. Общее увеличение роли государства
в экономике находит выражение в динамики доли государства в ВВП. Если до
Второй мировой войны в развитых странах она составляла в среднем 20%, то к
середине 90-х годов – 47%.
Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
6.Глобализация и альтернативы России.
Проблема консолидации общества и социализации государства приобретает тем большую актуальность, чем в более кризисной ситуации находиться страна. Это имеет прямое отношение к России, где глубокий системный кризис усугублен мировым финансовым кризисом, в эпицентре которого оказалась наша страна. Корни системного кризиса – глубокие структурные диспропорции народного хозяйства, ориентированного в течение длительного времени на военное производство; разрыв традиционных экономических связей в результате распада СССР; номенклатурный характер приватизации, затрудняющий возможность формирования эффективного собственника. В России при явной недостаточности необходимого правового и конкурентного пространства сложилась псевдорыночная система с засильем олигархических структур, паразитирующих на финансовых спекуляциях, вывозе сырьевых ресурсов и перекачке капитала за рубеж.
Отсутствие целенаправленной государственной политики по развитию собственного производства и низкие пошлины на импортные товары позволили иностранным кампаниям захватить господствующие позиции на нашем внутреннем рынке. В 1996 г. доля импортных товаров на нем составила 48%, а в 1997г. она возросла до 51%[4]. При этом в целях пресечения конкуренции со стороны российских предприятий иностранные кампании зачастую используют тактику недобросовестной конкуренции, приобретая контрольный пакет акций этих предприятий, а затем останавливая производство на них.
Процессы глобализации не являются главной причиной переживаемого
нами кризиса, но они существенно обострили его и затрудняют выход из него.
Россия оказалась тем слабым звеном мирового финансового рынка, по которому
с наибольшей силой ударил финансовый кризис. Произошел отток иностранного
капитала, представленного в основном портфельными краткосрочными
вложениями, имел место крах фондового рынка; банковская система,
ориентированная в основном на финансовые спекуляции, а не на поддержку
реального сектора экономики, оказалась банкротом. Попытки решить проблему
дефицита бюджета путем внешних и внутренних заимствований привели к краху
пирамиды ГКО и обвальному падению курса рубля. Это не только в несколько
раз снизило реальные доходы населения, но и сократило возможность импорта.
Между тем в условиях падения почти вдвое собственного производства
зависимость от импорта жизненно важных для населения товаров, включая
продовольственные и медикаменты, создает прямую угрозу безопасности
общества, ставя страну на грань социального бедствия.
Задача скорейшего возрождения отечественного производства признается теперь приоритетной как на правительственном уровне, так и в широких кругах общественности. Однако к выбору путей ее решения существует несколько подходов (два крайних из них): 1.) Основной расчет – на иностранные инвестиции и кредиты, на привлечение мощных западных ТНК, которые обеспечат не только финансовую поддержку, но и привнесут передовые методы организации и управления производством. 2.) Опора только на собственные силы, изоляция от мирового финансового рынка, потрясаемого кризисами, возведение высоких протекционистских барьеров на пути иностранных товаров для защиты собственного производителя.
Конечно, оба эти подхода страдают упрощениями и неадекватны реальным условиям мировой экономике. При первом для притока иностранного капитала надо создать определенные правовые и институциональные условия внутри страны, гарантирующие права и интересы инвесторов, необходима политическая и социальная стабильность, всего этого пока нет. Далее, ТНК имеет собственные интересы и избегает создавать себе конкурентов на мировом рынке.
Что касается второго подхода, то активизация внутренних ресурсов, безусловно, является основой экономического возрождения. Но их развитие и реализация невозможны в условиях изоляции.
Оптимальной стратегией для России является максимальное использование в своих интересах тех новых возможностей, которые открываются процессами глобализации, и минимизировать ее негативные последствия. Можно выделить три основных компонента этой стратегии.
1. Меры, направленные на защиту национальных интересов России: укрепление ее валютно-финансовой системы, освобождение от импортной зависимости, защита национальной собственности, включая интеллектуальную.
2. Стимулирование инновационного развития и завоевания позиций на мировом рынке наукоемкой продукции.
3. Расширение международного сотрудничества в экономической, научно-технической, информационных областях. Создание необходимых правовых и институциональных условий для притока инвестиций. Восстановление кооперационных связей и формирование регионального общего рынка со странами СНГ. Кооперация с мировым сообществом в решении острых проблем валютно-финансовой сферы, экологии, здравоохранения, борьбы с преступностью и терроризмом.
Но без тесного сотрудничества государства с организациями
гражданского общества невозможно успешное реформирование нашей экономики и
проведения эффективной промышленной политики. Это предполагает изменение
приоритетов государственной политики в сторону социализации государства.
Только на этой основе может быть достигнута консолидация общества –
необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к
сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество
на равноправных основах. Альтернативой этому курсу может быть лишь
дальнейшая криминализация общества, распад экономических и социальных
связей, утрата государственности.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.
Глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.
Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней
политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно
просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и
экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к
управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями,
информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к
новациям и рискам.
Список литературы:
1. К.С. Гаджиев. «Введение в геополитику». Москва «Логос», 1998г.//стр.
73-88, 128-133.
2. Р.И. Давыдова, В.Г. Кочкина «Основы геополитики». Н.Новгород,
2001г.//стр. 48-57.
3. К. Герман. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу // Социологические исследования. 1998. № 2.
С. 12-25.
4. Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов.
ЮНРИСД. Женева, 1995. C. 10-11.
5. Н. Иванов. Глобализация и проблема оптимальной стратегии развития.//Мировая экономика и международные отношения. 2000г. №2 стр.
15-19; №3 стр.12-18.
6. А. Багиров. Интернет в международных отношениях.//Международная жизнь.
1999г. №8-9.
7. Ю.Н. Гладкий. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №10. стр. 104-116.
8. Европа и глобальные проблемы современности: По материалам 44 сессии
Генеральной ассамблеи ООН. М.: РАН ИНИОН, 1992. 207 стр.
9. «Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся.
Социальная справедливость в условиях глобализации экономики». Доклад
Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994 г.
10. «Статистическое обозрение», 1998г., №1, ст.38.
-----------------------
[1] «Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся.
Социальная справедливость в условиях глобализации экономики». Доклад
Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994 г., с.15.
[2] «Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся.
Социальная справедливость в условиях глобализации экономики». Доклад
Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994 г., с.15.
[3] «Экономист», 3-9.10.1998, ст.97.
[4] «Статистическое обозрение», 1998г., №1, ст.38.
-----------------------
Волго-Вятская Академия Государственной Службы
Кафедра истории и политологии.
РЕФЕРАТ
По геополитике
На тему: Государство в условиях глобализации.
Выполнила: студентка фак-та ГМУ, группы №201,
Невежкина И.А.
Проверила: к.и.н., доцент Давыдова Р.И.
Нижний Новгород, 2001г.