Информационные технологии в социально-экономическом и политическом анализе

В условиях такой огромной страны, как Россия, программы информационных технологий должны быть реализованы преимущественно путем воссоздания собственной индустрии вычислительных средств и обеспечивающих их коммуникаций. Эти цели определяют структуру источников финансирования. Очевидными являются следующие:

-                   средства промышленных, транспортных, торговых, банковских и других производственных и посреднических структур;

-                   федеральный, региональные и местные бюджеты, которые, в свою очередь, в настоящее время не могут быть устойчиво сформированы без использования информационных технологий;

-                   личные (семейные) бюджеты граждан.

Безусловно, что само по себе определение потребностей и возможных источников финансирования информационных технологий не обеспечит функционирования устойчивой инвестиционной системы. Для практического решения этих проблем требуется отработка хозяйственного механизма, основанного на экономической, в том числе налоговой, политике и определенном экономическом мышлении. Все это является необходимым, поскольку альтернативой может быть только нарастание экономического отставания и, таким образом, дальнейшая деградация научно-производственного потенциала страны уже в условиях рынка, поскольку в переходный период только рыночный механизм не обеспечит решения этих сложных проблем.

В связи с экономическими трудностями в России следует подчеркнуть, что современные информационные технологии сыграли существенную роль в преодолении в том числе циклических экономических кризисов, характерных для процессов развития рыночной (капиталистической) экономики вплоть до второй половины нынешнего столетия.

Поскольку в условиях тяжелейшего кризиса нет средств на обеспечение даже традиционных потребностей, то, естественно, затраты на информационные технологии связываются, в первую очередь, с дополнительными инвестициями, которые в данной конкретной ситуации, к сожалению, ни государственными, ни предпринимательскими структурами не оцениваются в каждом конкретном случае приоритетными. Однако это нельзя назвать эффективной экономической политикой, поскольку такая позиция должна сопоставляться с потерями, которые несет экономика в связи с недооценкой проблем компьютеризации, что должно стимулировать поиск приемлемых решений.

В этой связи представляется целесообразным предпринять неотложные меры по предотвращению распада и далее разработать программу стабилизации, возрождения и последующего развития ранее созданной промышленности информационных технологий, которая должна обеспечить всю минимально необходимую программу сопровождения как цивилизованных рыночных отношений между всеми субъектами реформируемых структур: производством, торговлей и финансами, так и стимулировать производящие и обслуживающие их структуры к совершенствованию товаров и услуг, к снижению издержек производства и обращения. Кроме того, компьютерные технологии являются эффективным средством формирования стабильных бюджетов всех уровней на базе совершенствования прежде всего налоговой системы, и, таким образом, существенного снижения уровня влияния теневой экономики.

Важнейшим фактором преобразования отрасли информационных технологий становится определение процедур ее взаимодействия со структурами, компьютеризация которых в условиях современного производства в крупных индустриально развитых странах является неотъемлемой его частью. При этом одновременно должны определяться организационные структуры, которые будут реализовывать эти сложные науко- и трудоемкие процессы. Решение структурно-организационных и процедурных вопросов является необходимым условием успешного проведе-ния работ, поскольку современные компьютерные системы можно реализовать на принципах, характерных для функционирования энергетических, дорожно-транспортных, правоохранительных, военно-промышленных и других систем, действующих в крупных государствах. Акцентирование внимания на такого рода аналогиях становится необходимым, поскольку в настоящее время предпринимаются попытки представить реализацию этих проблем как единственно возможную в первую очередь на уровне мелкого и среднего бизнеса, преимущественно путем закупки систем обработки информации (прежде всего персональных компьютеров) за рубежом и адаптации связанного с ними программного обеспечения. Такого рода программы в силу не только простоты, но и по причине того, что они отражают экономические интересы ряда новых, сформировавшихся в переходный период, прежде всего посреднических структур, находят определенную поддержку как в законодательных, так и исполнительных органах государства. Следует, однако, отметить, что в процессах глобальной мировой политики лишенная собственной промышленности информационных технологий Россия представляет больший интерес для индустриально развитых стран как потребитель производимого ими стратегического товара, что не должно восприниматься нашей страной как экономическое партнерство.

В индустриально развитых странах принято утверждать, что информационные системы стали экономическим ресурсом, сопоставимым с капиталом и трудом. Оценивая ресурсные возможности информационных технологий, следует отметить, что ресурсом в современном понимании этого слова информационные технологии стали только в самое последнее время, то есть в 80-90-е годы. Действительно, сложившиеся представления о ресурсах любого вида связываются в первую очередь с их крупно масштабностью и, как следствие, с индустриальными методами разработки и использования.

Применительно к информационным технологиям такое положение стало возможным тогда, когда в обществе сложилось по-настоящему их массовое производство и потребление, поскольку была осуществлена электронизация всего технологического процесса - разработки, производства и эксплуатации совокупности технических и программных средств для переработки, хранения и передачи информации. Именно с этого времени стало быстро складываться и укрепляться отношение к информатизации как к экономическому ресурсу. Практика показывает, что уже нельзя обойтись без развитых представлений об информационных ресурсах и без использования этого понятия в научном анализе современных экономических систем.

Оценивая роль информационных технологий в современном обществе, следует рассматривать не только вычислительные системы, их технические и программные средства, но и значительно более широкую сферу, прежде всего организационную иерархию элементов информационной среды с огромными затратами на коммуникации и предварительную подготовку информации.

Поэтому проводимые традиционные оценки информационной оснащенности по числу ЭВМ, терминалов и некоторых других компонентов информационных технологий - это лишь часть, хотя и существенная, в оценке уровня инструментализации и создании системы параметров, характеризующих эффективность информатизации. В совокупность такого рода оценок следует включать технику коммуникаций, характеристики трудоемких подготовительных процессов, происходящих у пользователей, прежде всего их формализацию, то есть начало оценивания следует проводить уже на этапах исходного генерирования информации.

Таким образом, в экономическом смысле информационные технологии в настоящее время выступают как:

-                   направления экономической деятельности совокупности специализированных предприятий и организаций - определенная отрасль;

-                   ресурс - фактор производства;

-                   объект купли-продажи - товар, услуга;

-                   инструментарий рыночного (экономического) механизма;

-                   фактор в конкурентной борьбе любой экономической структуры.

Создание информационных технологий на уровне, характерном для индустриально развитых стран, требует огромных затрат на разработку, производство и эксплуатацию технических и программных средств вычислительных систем, а также на поддержание в рабочем состоянии как носителей информации, так и коммуникаций ее обмена.

Именно поэтому технические и программные средства информационных технологий предъявляют высокие требования к стандартизации, унификации, типовым решениям, нетрадиционные по своему характеру и объемам. Они диктуются не только огромным количеством технических и программных средств, подлежащих массовой эксплуатации и обслуживанию, но и самим характером информационных процессов. В этом, прежде всего, заложен экономический смысл и экономическая необходимость централизованного решения проблем развития информационных технологий на всех этапах жизненного цикла.

Информатизация многое изменяет в жизни общества, существенно влияет на структуру и объемы налогообложения и, таким образом, активно отражается в жизни каждого человека. В этой связи в массовом экономическом сознании должны быть четкие представления о необходимости компьютеризации прежде всего для обеспечения должного уровня производительности труда.

Исходя из изложенного в рамках работ Международной академии информатизации и, в частности, в ее Отделении промышленной радиоэлектроники развертываются работы по важнейшим экономическим проблемам информатизации страны, возрождения отраслей высоких технологий и экономического обоснования эффективности их функционирования прежде всего в интересах создания национального богатства и, уже как следствие, разработки и производства необходимых оборонных систем и средств.

Первоочередные меры по созданию информационных мощностей в ходе экономических преобразований. Из многих факторов (научно-технический, производственный, финансово-экономический, организационно-управленческий, психологический), влияющих на процессы восстановления вычислительного потенциала страны, достаточно дееспособными остаются пока что научно-технический и производственный. Это значит, что вполне преодолимой оказывается проблема быстрого восстановления отрасли информационных технологий до уровня, обеспечивающего потребности России.

Учитывая роль информационных технологий в процессах восстановления и дальнейшего развития научно-технического, экономического и оборонного потенциала в условиях рыночных преобразований и исходя из изложенного, представляется необходимым акцентировать внимание на следующих первооче-редных проблемах.

1. На базе предприятий “Радиокомплекса” совместно с предприятиями смежных отраслей с учетом наработок, уже созданных в этом направлении в отрасли, выйти с предложением в Правительство РФ о разработке Федеральной целевой программы по различным направлениям информационных технологий. В этой связи в целях консолидации сил в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 983 “О федеральных научно-производственных центрах” внести предложения в Госкомоборонпром РФ об определении группы предприятий, которым необходимо присвоить статус федерального научно-производственного центра.

2. Учитывая тенденции и уровень развития мировой экономики, ее прямую зависимость от вычислительного потенциала, в формирующихся программах развития информационных технологий основными составляющими, на наш взгляд, должны быть следующие положения:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты