Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса

В отношении исламистской оппозиции Бен Али проводил умелую и тонкую политику. Во-первых, сохраняя принципиальную преемственность с бургибовским наследием, он тем не менее отказался от открытой и иногда даже демонстративно провозглашавшейся его предшественником светскости и подтверждал арабо-исламскую самоидентификацию Туниса. Во-вторых, он четко разграничил свою политику по отношению к радикальным и умеренным исламистам. Если с первыми велась жесткая борьба и применялись репрессивные меры, то со вторыми Бен Али пытался достичь компромисса и интегрировать их в политическую систему. В результате экстремистские исламистские группировки из партии «ан-Нахда» были разгромлены, а их лидеры Рашид Ганнуши и Салах Каркар покинули Тунис и обосновались в Европе (тунисский суд заочно приговорил их к длительному тюремному заключению)11. В то же время Бен Али предложил наиболее известным деятелям умеренной исламистской оппозиции войти в состав Высшего исламского совета и Социально-экономического совета. Кроме того, по инициативе Бен Али был выработан «Национальный пакт», который провозглашал основные принципы политической системы Тунисской Республики и должен был способствовать достижению национального консенсуса. «Национальный пакт» подписали руководители наиболее значимых общественных и политических организаций страны, в том числе лидер умеренных исламистов Нур эд-Дин Бхири. «Национальный пакт» подтверждал основные реформаторские законы, принятые в период правления Бургибы, в том числе «Кодекс гражданского состояния». Наряду с этим подчеркивалась принадлежность Туниса к арабо-исламской цивилизации и вместе с тем заявлялось, что мечети должны контролироваться государством с тем, чтобы они «не превращались в трибуны политической пропаганды».

В конце 90-х годов многие заочно осужденные тунисские исламисты, покинувшие страну, обратились к президенту Бен Али с просьбой об амнистии и предоставлении возможности вернуться в Тунис. От имени желавших возвратиться выступал один из исламистских лидеров, главный редактор издающейся в Лондоне исламистской газеты «аль-Мустакылля» (Независимая) Хашеми аль-Хамди. Бен Али пошел им навстречу, обусловив возвращение запрещением политической деятельности амнистированных. Важным решением, направленным на уменьшение влияния исламистской идеологии, стала проводившаяся по инициативе президента реформа системы образования в Тунисе. Первыми мерами в этом направлении, предпринятыми вновь назначенным президентом министром по делам национального образования, высшей школы и научных исследований Мухаммедом Шарфи, явились изъятие из школ учебников, в которых проповедовались идеи исламизма, а также запрещение ношения в учебных заведениях хиджаба и восстановление в лицеях совместного обучения юношей и девушек. Все вышеперечисленные шаги, сделанные президентом Бен Али, способствовали подавлению радикальных исламистов в Тунисе и значительному снижению влияния исламизма на общественное сознание.

В то же время новое тунисское руководство уделяло особое внимание решению экономических проблем, так как именно социально-экономический кризис, охвативший Тунис во второй половине 80-х годов стал одной из основных причин широкого распространения фундаменталистской идеологии в стране. Было очевидно, что экономический подъем должен был сочетаться с некоторым перераспределением национального дохода, чтобы реально поднять уровень жизни неимущих слоев населения, являвшихся основной социальной базой исламистов. Необходимо отметить, что после прихода Бен Али к власти многие зарубежные исследователи предполагали, что он, как представитель военной элиты, в управлении страной будет опираться на репрессивный аппарат и принимать общие политические решения, передоверив экономические вопросы своему премьер-министру (как это было в эпоху Бургибы). Однако Бен Али опроверг этот прогноз. Достаточно быстро сориентировавшись в экономической проблематике, он сам проводил совещания по главным экономическим вопросам, приводя иногда в замешательство своих министров доскональным знанием сути обсуждаемой проблемы и нередко отправлял представляемый ему доклад на доработку. Тем не менее детальную разработку экономических программ ведет финансово-экономический блок правительства во главе с премьер-министром. Однако стратегические решения по развитию экономики принимает президент. В экономической политике Бен Али главную роль отводит частному предпринимательству. В одном из своих выступлений он подчеркивал, что «необходимо дать возможность предпринимателям работать и создавать материальный достаток, который будет способствовать общему процветанию страны». Бен Али сумел эффективно использовать в экономике главные достижения своего предшественника Бургибы – развитие частной инициативы, достаточно высокий общеобразовательный и профессиональный уровень населения, эмансипацию женщины.

Тунисское руководство сумело в современных экономических реалиях мирового развития определить приоритеты для своей страны, каковыми согласно заявлениям президента, являются «адекватная интеграция в процесс глобализации и развитие экономики, основанной на высоких технологиях и современной науке». В рамках дальнейшей адаптации к рыночной модели тунисское правительство с помощью специалистов Всемирного банка разработало программу структурного реформирования экономики. Наряду с развитием традиционных отраслей национальной экономики, т.е. сельского хозяйства, легкой промышленности (в частности текстильной) и сферы услуг быстрыми темпами создавались крупные объекты базовой экономической инфраструктуры. За период с конца 80-х до начала 2000 годов были возведены несколько крупных плотин и водохранилищ, вода из которых использовалась как для снабжения населения, так и для нужд сельского хозяйства. Модернизировались и расширялись аэропорты, морские порты, железные дороги и автодороги. Если в 1987 г. протяженность автодорог в Тунисе составляла всего 50 км, то в 2004 г. уже 203 км, а к 2006 г. должна достичь 360 км. В то же время особый упор был сделан на развитие современных производств. Возникли новые индустриальные зоны, где на их предприятиях производилось электро-техническое и электронное оборудование, большая часть которого шла на экспорт12. Причем в стране процветал настоящий культ производства на экспорт. По инициативе президента предприятиям-экспортерам предоставлялись значительные налоговые льготы и привилегии при открытии и регистрации производств. Одной из важных отраслей тунисской экономики, инфраструктура которой значительно расширилась в последние годы, продолжает оставаться иностранный туризм: Тунис ежегодно принимает до 5 млн. иностранных туристов, из них 3, 5 млн. из стран ЕС.

В развитии тунисской экономики важную роль играют иностранные инвестиции, привлечению которых способствовало также вхождение Туниса в 1995 г. в Европейский союз (ЕС) на правах ассоциированного члена и планируемое присоединение Туниса в 2008 г. к зоне свободного обмена капиталами и рабочей силой ЕС. В настоящее время на тунисском рынке работают более 2500 иностранных кампаний, а тунисскими инвесторами являются такие известные международные корпорации, как «Бритиш газ», «Алкател», «Бенеттон», «Сименс» и др. Широкое развитие в последние годы получила банковская система, включавшая в себя к 2005 г. более 20 банков. В марте 2005 г. открылся Банк финансовой поддержки малых и средних предприятий, который наряду с функционирующим с 1997 г. Тунисским банком солидарности имеет целью оказывать финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Тунисское руководство проводит политику широкой приватизации и акционирования, в том числе в банковской сфере. Крупнейшими на тунисском финансовом рынке (так же, как и в других областях экономики) являются французские акционеры, в частности банк «БНП Пари» и «Сосьете женераль». Необходимо отметить, что реформирование экономики в Тунисе (в том числе широкая приватизация) проходило в достаточно здоровой социально-политической обстановке и не сопровождалось, как это имело место, например, в Алжире, Египте, а также в России и отчасти в Восточной Европе, ростом коррупции, преступности и другими негативными явлениями. Это подтверждается, в частности, отчетом, сделанным международной организацией «Transparency International» (Международная прозрачность), в котором указан индекс коррупции в различных странах (отчет охватывает 133 страны). Тунис, согласно данным исследованиям, получил в 2003 г. 4,9 баллов (наилучшим показателем является 10 баллов, причем 5 баллов представляют собой своеобразную границу: выше 5 баллов означает, что страна не имеет серьезных проблем с коррупцией, ниже 5 означает коррумпированность властных структур в значительной степени). Для сравнения можно указать, что Италия имеет 5,3 балла, Франция – 6,9, Финляндия – 9,7. В свою очередь Египет получил 3,3 балла, Марокко также 3,3, Алжир – 2,6 балла13. В то же время надо признать, что Тунис в своем социально-экономическом развитии сталкивается с достаточно серьезными трудностями. Это прежде всего большой процент безработных (14,3% в 2003 г.), в том числе дипломированных выпускников вузов. Основательным испытанием для тунисской экономики (в частности для текстильной промышленности) становится нарастающая конкуренция со стороны новых членов ЕС из Восточной Европы, которые увеличивают свой экспорт в страны ЕС, а также большая открытость тунисского рынка после присоединения страны к свободной зоне Союза. Тем не менее ретроспективный обзор развития тунисской экономики за последние полтора десятилетия показывает, что страна добилась впечатляющих результатов. Среднегодовой прирост ВВП стабильно составлял свыше 5% (в 2003 г. 5,6%), объем ВВП с 1988 по 2003 гг. вырос более чем в два раза с 9 млрд. ам. долл. до 25 млрд. ам. долл., инфляция, составлявшая в период с 1980 по 1988 гг. в среднем 7,7% в год, к 2003 г. сократилась до 2,7%, валютные резервы выросли с 976 млн. ам. долл. в 1988 г. до 2,95 млрд. ам. долл. в 2003 г.14 Эти достижения по достоинству были оценены в одном из выступлений президента Франции Жака Ширака как «тунисское экономическое чудо».

В то же время тунисское руководство уделяло значительное внимание социальным вопросам. В частности, приоритетом в социальной политике была определена борьба с безработицей (особенно среди молодежи) и бедностью. Президент Бен Али в своем выступлении 25 июля 2005 г. по случаю 48-й годовщины провозглашения Тунисской Республики подчеркивал, что «народ не сможет добиться прогресса, если значительная часть его молодого поколения находится за бортом производительной деятельности»15. С целью предоставления молодежи возможности получить профессиональную подготовку в Тунисе были расширены старые и созданы новые университетские центры, а также повышены студенческие стипендии. Процент молодежи в возрасте от 19 до 24 лет, обучающейся в вузах, вырос с 6% в 1987 г. до 31% в 2004 г. В процентном отношении к населению по числу студентов Тунис занимает одно из первых мест в арабских странах. Достигнут также существенный прогресс в борьбе с неграмотностью. Так, число неграмотных среди взрослых старше 15 лет в 2003 г. в Тунисе составило 17% (мужчины) и 37% (женщины). Среди стран-соседей Тунис уступает в этом показателе только Ливии – 8% (мужчины) и 29% (женщины). В Алжире соответственно 22% и 40%, в Марокко 37% и 62%, в Египте 33% и 56%16. Были разработаны специальные программы (на общегосударственном и на региональных уровнях) как по профессиональной подготовке молодежи, так и по созданию дополнительных рабочих мест, в частности «Программа по вовлечению молодежи в профессиональную жизнь» (Programs to Introduce Young People to Professional Life). Причем по распоряжению президента губернаторам провинций были разосланы инструкции, определяющие их конкретные задачи по реализации данной программы. Был также создан «Национальный фонд занятости» (известный в Тунисе как Фонд 21–21, по номеру его банковского счета), в рамках которого осуществляются мероприятия как по созданию рабочих мест, так и по оказанию материальной помощи неимущим. В результате предпринятых усилий тунисскому руководству удалось существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Среднегодовой доход на одного тунисца вырос с 950 тунисских динаров в 1987 г. до 3 тыс. 550 тунисских динаров (примерно 2000 ам. долл.) в 2004 г. Для сравнения среднегодовой доход на одного жителя в 2004 г. в Алжире был 1720 ам. долл., в Египте 1470 ам. долл., в Марокко 1190 ам. долл. Процент населения, живущего за чертой бедности (доход которых менее 2 ам. долл. в день), в Тунисе сократился с 7% в 1987 г. до 4% в 2004 г. Этот же показатель в 2004 г. в Марокко составлял 14,3%, в Алжире 15,1%, в Египте 43,9%. Средняя продолжительность жизни в Тунисе выросла с 66 лет в 1987 г. до 70,8 лет (мужчины) и 74,9 лет (женщины) в 2004 г. Соответственно в 2004 г. продолжительность жизни в Алжире была 68,1 год (мужчины) и 71,3 года (женщины), в Марокко 66,8 лет (мужчины) и 70,5 лет (женщины), в Египте 66,7 лет (мужчины) и 71 год (женщины). Показатель детской смертности (детей младше 5 лет) на 1 тыс. жителей в 2004 г. в Тунисе зафиксирован на уровне 29 (мальчики) и 24 (девочки). Для сравнения в Алжире этот же показатель – 52 (мальчики) и 45 (девочки), в Марокко 58 (мальчики) и 46 (девочки), в Египте 52 (мальчики) и 44 (девочки)17.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты