Таким образом, можно констатировать, что тунисскому руководству удалось вывести страну из состояния социально-экономического кризиса, который Тунис переживал с конца 80-х годов, существенно улучшить экономическую ситуацию, а также заметно поднять жизненный уровень основной массы населения. В свою очередь, с одной стороны, это позволило выбить у тунисских исламистов (в первую очередь радикальных) главный пропагандистский козырь и уменьшить их влияние среди неимущих слоев населения и, с другой стороны, продолжить демократизацию государственно-политической системы страны. Необходимо отметить, что после прихода к власти Бен Али в Тунисе были упразднены существовавшие ранее суды государственной безопасности и чрезвычайные трибуналы. Одним из первых законов, принятых новым руководством, стал Закон о политических партиях (Закон № 32 от 3 мая 1988 г.). Согласно этому закону, политическим партиям запрещается использовать религию в политических целях, что фактически исключает исламистов из легальной политической деятельности. Кроме того, партии должны оставаться независимыми от какого бы то ни было иностранного влияния, им также запрещено получать любую форму помощи от зарубежных организаций и физических лиц. Важной особенностью закона является закрепленная в нем обязанность министра внутренних дел обращаться в судебную инстанцию в случае принятия им решения о роспуске политической партии, в то время как в предыдущем Законе об ассоциациях (1959 г.) такая процедура была необязательной. В настоящее время в Тунисе действуют около десяти политических партий. Шесть партий (Демократическое конституционное объединение, Партия народного единства, Социально-либеральная партия, Партия обновления, Движение демократов-социалистов и Демократическо-юнионистский союз) представлены в парламенте и имеют официальное право участвовать в президентских, парламентских и муниципальных выборах. Тем не менее говорить о реальном плюрализме в Тунисе пока еще преждевременно, так как доминирующую роль в общественно-политической жизни играет одна правящая партия – Демократическое конституционное объединение (ДКО). Политическая платформа ДКО близка программам социал-демократических партий Западной Европы, с которыми она поддерживает активные связи, являясь также членом Социнтерна и Африканского социалистического демократического интернационала (АСДИ), штаб-квартира которого находится в г.Тунисе. Численность ДКО, по официальным данным, приближается к 1 млн. 500 тысяч членов, ее председателем является президент Бен Али. ДКО располагает разветвленной партийной структурой как в столице, так и на местах, а также сильным пропагандистским аппаратом. Это дает ей подавляющее преимущество в ходе выборных кампаний над другими политическими партиями, которые на настоящем этапе не представляют для ДКО собой серьезных конкурентов ввиду их малочисленности, а также организационной и политико-идео-логической слабости. Наиболее известными и относительно влиятельными являются: партия леводемократической направленности «ат-Тадждид» («Обновление»), возглавляемая Мухаммедом Али Халуани и примыкающее к ней объединение «Демократическая инициатива», поддерживающая правительственную политику Партия народного единства, генеральным секретарем которой является Мухаммед Бушиха и стоящая на общедемократической платформе Социально-либеральная партия во главе с Муниром Бежи.
Быстро набирает политический вес самая молодая (созданная в апреле 2004 г.) тунисская Партия зеленых, примыкающая по своей политической направленности к леводемократическому спектру. Долгое время считавшаеся основной партией демократической оппозиции «Движение демократов-социалистов» (имеет наибольшее по сравнению с другими партиями, кроме правящей ДКО, количество депутатов в парламенте – 19) в настоящее время переживает внутренний кризис и раскол в своем руководстве. Другие легально действующие политические партии общедемократической направленности, такие как Демократическо-юнионистский союз, Демократическая партия прогресса, Демократический форум за труд и свободу, играют довольно незначительную роль в общественно-политической жизни Туниса. Особо следует выделить организации, официально не имеющие статуса политических партий, но в то же время пытающиеся активно влиять на общественно-политическую жизнь, представляя на выборах своих кандидатов в качестве независимых. Из исламистских – это прежде всего находящаяся на полулегальном положении партия «ан-Нахда», утратившая бывшую роль в обществе и тем не менее остающаяся наиболее значительной исламистской группировкой в Тунисе. Кроме «ан-Нахды» в стране действуют еще несколько немногочисленных нелегальных исламистских организаций, наиболее значительной из которых является Партия исламского освобождения, руководство которой находится за пределами Туниса. Еще одной, официально непризнанной политической партией, которая критикует правящий режим с лево-социалистических позиций, является Тунисская коммунистическая рабочая партия, стоящая на позициях троцкизма. В то же время в Тунисе существуют на полулегальной и нелегальной основе небольшие объединения различной политической направленности от арабских националистов, баасистов и насеристов до ультралевых социалистов и радикальных исламистов.
Довольно весомое место в Тунисе занимают профсоюзное движение и общественные организации. Первое представлено целым рядом профсоюзов и корпоративных организаций. Наиболее значительными из них являются Всеобщее тунисское объединение труда (ВТОТ), входящее в Международную конфедерацию свободных профсоюзов и Международную федерацию арабских профсоюзов, Тунисский союз промышленности, торговли и ремесла, объединяющий ремесленников, коммерсантов и мелких хозяев в сфере производства и торговли, Национальный союз аграриев и рыбаков – массовая организация тунисских крестьян и работников рыбных промыслов. Новым тунисским руководством была также разрешена деятельность как Всеобщего тунисского союза студентов, лидеры которого стояли на позициях умеренного исламизма, так и Всеобщего союза тунисских студентов, имевшего леводемократическую направленность (оба студенческих профсоюза были запрещены в период правления Бургибы). В настоящее время в Тунисе функционирует также ряд мусульманских общественно-просветительских и благотворительных организаций. В отличие от упоминавшихся выше исламистских группировок они не ставят перед собой политических целей, а видят своей задачей улучшение общественной морали путем пропаганды и распространения коранических знаний, мусульманских морально-этических норм и благотворительной деятельности. Наиболее известным является Движение исламистов-прогрессистов, издающее свой печатный орган – журнал «15–21».
Достаточно влиятельными еще со времен правления президента Бургибы являются женские организации, объединенные в Национальный союз тунисских женщин (НСТЖ), который насчитывает более 45 тыс. членов. НСТЖ активно выступает за эмансипацию, участие женщин в общественно-политической жизни, организует курсы по ликвидации неграмотности, оказывает юридическо-правовую и материальную помощь одиноким женщинам, содействует их трудоустройству (автору этих строк во время пребывания в Тунисе в 1999 г. не раз приходилось слышать полушутливые жалобы тунисцев на то, что теперь тунисские женщины имеют больше прав, в частности при разводе и разделе имущества, чем мужчины). Кроме того, в Тунисе существуют союзы и объединения журналистов, литераторов, кинематографистов и других творческих работников, а также легально действуют две правозащитные организации – оппозиционная властям Тунисская лига защиты прав человека и находящаяся под эгидой правительства Тунисская ассоциация защиты прав человека и общественных свобод.
Важным политическим событием в Тунисе стали проходившие в 2004 г. президентские и парламентские выборы. Им предшествовали внесенные в 2002 г. и одобренные на общенациональном референдуме изменения в тунисской конституции. Согласно этим изменениям, была сформирована нижняя палата тунисского парламента – Консультативный совет18. Ранее тунисский парламент состоял из одной палаты – Совета депутатов. Наряду с этим были упразднены ограничения на переизбрание президента на следующий срок и увеличен предельный возраст для претендента на президентский пост (до 75 лет), что позволило действующему президенту Бен Али (род. в 1936 г.) выставить свою кандидатуру на пост президента на четвертый срок (2004–2009 гг.). Вместе с тем с начала 2004 г. были отменены существовавшие ранее ограничения для тунисских пользователей сетью Интернета. Теперь им стали доступны сайты иностранных газет, остро критиковавших тунисский режим (французские «Юманите», «Либерасьон» и др.), а также международных правозащитных организаций, как Амнести Интернэйшенел, Международная комиссия юристов, Комитет в защиту журналистов и др. Бόльшую свободу для своих публикаций получила пресса оппозиционных партий, в частности, таких газет, как «аль-Маукиф» (Позиция) – орган Демократической партии прогресса и «ат-Тарик аль-джадид» (Новый путь) – орган партии «Обновление». Лидеры легально действующих оппозиционных политических партий получили возможность официально проводить собрания и митинги своих сторонников, а также более широкий доступ к СМИ.
В президентской кампании участвовали четыре кандидата – действующий президент Зин аль-Абиддин Бен Али, генеральный секретарь Партии народного единства Мухаммед Бушиха, лидер партии «Обновление» Мухаммед Али Халуани и президент Социально-либеральной партии Мухаммед Мунир Бежи. Как и предполагали практически все обозреватели, триумфальную победу 24 октября 2004 г. одержал действующий президент Зин аль-Абеддин Бен Али, за которого проголосовали 94,49% избирателей. Его соперники получили соответственно – Мухаммед Бушиха 3,78%, Мухаммед Али Халуани 0,95% и Мухаммед Мунир Бежи 0,79%19. Одновременно с президентскими проходили парламентские выборы, в которых участвовали 7 политических партий. Однако все 152 депутатских места в парламенте (из общего числа в 189 мест), распределяемые путем всеобщего прямого голосования, завоевала правящая партия – Конституционно-демократическое объединение (причем 25% избранных депутатов составляют женщины). Остальные 37 депутатских мест, предоставляемых в соответствии с тунисским законодательством партиям, не набравшим большинства в избирательных округах, распределились следующим образом: наибольшее число мест после правящей партии (14) получила партия Движение демократов-социалистов, далее – Партия народного единства (11 мест) и, наконец, – Демократический союз юнионистов (7 мест).
Необходимо отметить, что и до и после переизбрания президента Бен Али на четвертый президентский срок как в западных, так и в отечественных востоковедных публикациях часть исследователей сетовала на «неспособность арабских стран (и в частности Туниса) развивать подлинную демократию и на живучесть в арабских обществах традиций авторитаризма»20. Вместе с тем, если попытаться объективно проанализировать демократизм государственного устройства, то окажется, что даже в странах с самой развитой демократией не все обстоит так идеально. Например, известно, что президентские выборы в США не являются всеобщими и прямыми, то есть вначале избираются выборщики от двух доминирующих политических партий, а затем уже эти выборщики избирают президента. Политическая борьба здесь сводится к противоборству между двумя крупнейшими партиями – Демократической и Республиканской и, соответственно, между стоящими за каждой из них соперничающими финансово-промышленными группами. В то же время американское гражданское общество выработало достаточно эффективную систему институтов, защищающих права граждан от того или иного давления «властной элиты». Любое общество в разной степени может подвергаться давлению со стороны «олигархических», клановых или каких-либо иных групп (т.н. «властной элиты»), пытающихся реализовать свои интересы. Противодействие такому давлению зависит от уровня зрелости конкретного гражданского общества и его демократических институтов, а также от политической активности граждан по защите и осуществлению своих демократических прав и свобод. Наглядный пример такой целеустремленности показали граждане Франции и Голландии, проголосовав на референдуме в 2005 г. против европейской конституции, поскольку они хорошо понимали, что данный проект ущемляет их социально-экономические интересы.
Развитие демократии происходит на конкретно-исторической почве, и очевидно, что каждый этнос имеет свой собственный исторический опыт, свои традиции, религию и, наконец, свой менталитет. Все эти факторы оказывают весомое воздействие на характер демократических преобразований. В мусульманском обществе (каковыми являются общества практически всех арабских стран) развитие демократии, естественно, будет отличаться от западных стандартов. Насаждение силой этих шаблонов (в частности американских) ведет к кризисным явлениям, что подтверждает иракский опыт. Ислам – это не только религия, но и образ жизни. Мусульманские традиции и морально-этические нормы на протяжении столетий выработали определенную психологию, стиль поведения во взаимоотношениях между людьми, а также в общественно-политической практике. Тунисский пример подтверждает возможность позитивного развития демократического процесса в мусульманском обществе, в котором достаточно свободно действуют партии и организации различной политической и идеологической направленности. Исламские правовые институты и организации (за исключением, естественно, экстремистских), как показывает опыт Туниса, а также других арабских стран (Алжир, Египет), при их умелой интеграции в общественно-политическую структуру не являются препятствием на пути демократизации и, напротив, становятся составными элементами формирующегося гражданского общества. Мусульманский социум на данном этапе отличается в силу особенностей своего исторического развития от западного. В мусульманском общественном сознании (в отличие от западного с его рационалистической протестантской этикой и превалированием прав и свобод личности) сохраняется первостепенность общественных интересов (мусульманской уммы) над вожделениями отдельной личности. Отсюда, видимо, проистекает феномен притягательности до известной степени «авторитарной» идеи об общенациональном харизматическом лидере как выразителе интересов всей уммы. Различия западного и мусульманского общества не являются антагонистическими. Причем в процессе происходящей в современном мире глобализации они постепенно размываются и, конечно же, не могут стать причиной некоего «столкновения цивилизаций».
Список литературы
1 Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1991, с. 9.
2 Graham E.Fuller. The Future of Political Islam. New York, 2003, с. 115.
3 Jeune Afrique, no. 2000–2001, 1999, с. 35.
4 Видясова М.Ф. Джихад без войны. М., 2005. Том 1, кн. 2, с. 405.
5 Тунисская Республика. Справочник. М., 1993, с. 27.
6 Jeune Afrique, no. 2000–2001, 1999, с. 38.
7 Le Nouvel Afrique-Asie, no. 128, 2000, с. 30.
8 Долгов Б.В. Исламистский вызов и алжирское общество (1970–2004). М., 2004, с. 83.
9 Согласно ст.56 тунисской конституции, «в случае неспособности Президента Республики выполнять свои обязанности его полномочия делегируются премьер-министру» – Конституция Тунисской Республики // Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003, с. 323.
10 Видясова М.Ф. Джихад без войны, с. 418.