Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Другой средневековой мыслитель-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.) полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.
В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.
В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.
Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н.Макиавелли (1469 -1527 гг.), которого считают основателем политической науки. Этот факт является признанием его заслуг в развитии политической мысли. В работах "Государь", "Размышления о первой декаде Тита Ливия", Н. Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки. В соответствии с ними политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.
Научные принципы политического искусства Н.Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, расстановки и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. Задачу политической науки Н.Макиавелли видит в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, отправляться от фактического материала, на основе исторического опыта, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Не действительность подгонять под канонизированные схемы,а, наоборот, на основе познания реальной действительности выводить работающие политические принципы и в соответствии с ними творить политическую историю. В этом заключается глубоко прогрессивный характер методологии Н.Макиавелли.
Государство в теории Н.Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство не как застывшую, неподвижную структуру, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от соотношения борющихся сил.
При анализе политических форм Н.Макиавелли обращается к самым различным факторам, влияющим на их становление и изменение: экономическим, военным, территориальным, географическим, демографическим, этническим. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н.Макиавелли уловил взаимосвязь нравственного и психологического состояния общества с политическими формами и с этой точки зрения явился одним из пионеров политической психологии.
В работе "Государь" Н.Макиавелли яркими красками рисует образ властителя, который попирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Таким образом, о правилах политического искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали и т.п., а с позиций политической цели, при достижении которой моральные критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства.
С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться "макиавеллизмом". Исторический опыт показывает, что использование безнравственных аморальных средств для достижения политических целей, в конечном счете, приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макивеаллизма - применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и бесчеловечных средств во имя достижения прекрасных по существу и содержанию идеалов.
Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н.Макиавелли стал спорной фигурой в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют непреходящее значение.
Политические идеи ранних буржуазных революций
Политические идеи Нового времени (XVI - XIX вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В этот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран. Она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями
Одним из таких мыслителей был англичанин Томас Гоббс (1588 -1679 гг.). Свое политическое учение он изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
По мнению философа, естественному человеческому состоянию присуща жестокая "война всех против всех". В интересах всеобщего благоденствия и социального мира людям необходимо отказаться от своих политических прав и перенести их на государство, которое, выражая общую волю всех, сможет заставить каждого не нарушать "статус кво", придерживаться принятого решения. Государство Т.Гоббс определяет как "единое лицо", воля которого концентрирует в себе как бы волю всех. Это не значит, что "единым лицом" обязательно должен быть один человек, верховным сувереном может быть и "собрание лиц", главное, чтобы власть была абсолютной, единой и нераздельной.
Т.Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями по отношению к своим подданным, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором со своим народом не связана, ибо подданные заключили договор не с ней, а между собой. Концепция Т.Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества. Суверену принадлежат все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установлены им самим.
Чтобы не получили распространения мнения и учения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из самых важных функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение "в интересах всеобщего мира" цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу.
Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Начиная с Т. Гоббса в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу.
Выдающийся английский мыслитель второй половины ХУ11 в. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) свое политическое учение изложил в труде "Два трактата о государственном правлении". Его считают родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него - средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство.
Создавая государственное устройство, следует предусмотреть в ней разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих законов в исполнение - другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Учение Дж. Локка о государстве вобрало в себя многие достижения политического знания и передовой научной мысли ХУ11 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены, переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.
Идеи Дж. Локка получают свое развитее в работах видного политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.). Главная книга Монтескье "О духе законов" сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.
Монтескье в анализ политической сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, основных занятий), но и факторы географической среды. Так, он утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может усиленно выступать против произвола и злоупотребления властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.
Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Так, он утверждал, что "республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится". Монархия же по своей природе требует средней величины. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства.
Однако главный вклад Монтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. А это, по мнению Монтескье, возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти.
Монтескье верил в прогресс, который он связывал с установлением политической свободы. Так, он говорил, что политическая свобода способствует развитию экономики, промышленности, торговли; отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Прогрессивное значение имели его идеи устранения крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечить граждан средствами к жизни. Гуманизм присущ рассуждениям Монтескье о мире как о первом естественном законе человека, его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими.