Несравненно более радикальными, чем политические идеи Монтескье, были взгляды другого французского мыслителя ХУ111 в. Жан Жака Руссо (1712 -1778 гг.). Он был идеологом мелкой буржуазии, широких народных масс, в первую очередь крестьянства и отстаивал идею конституционной монархии, идею народного представительства.
Идея народного суверенитета была известна и до Ж.Ж.Руссо. Но он развил ее, утверждая, что народный суверен - это коллективное существо, которое не может быть представлено отдельной личностью; это власть, осуществляемая общей волей или волей большинства, которая неделима. Демократия и свобода - лишь там, где законодателем является народ. Но допуская все же возможность народного представительства для стран с большой территорией, Руссо все равно подчеркивал, что и здесь депутаты - слуги народа и их постановления могут стать законом лишь после утверждения их референдумом.
В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая - его силой. Правительственная власть учреждается актом суверенной законодательной власти, что обусловливает подчиненную роль правительства.
Идеи Ж.Ж. Руссо получили законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. И особенно 1793 г., а также других актах французской революции.
Прогрессивная политическая мысль получила в ХУ111 в. распространение и на противоположном от Англии и Франции берегу океана - на атлантическом побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан с интенсивным развитием капиталистических отношений и обострением в связи с этим экономических и политических противоречий между колонией и метрополией, а также усилением межклассовых антагонизмов. Следствием усиления как внутренних, так и внешних противоречий явилась война за независимость 1775 - 1783 гг. по своей сущности это была буржуазно-демократическая, антиколониальная революция.
Одна из самых ярких личностей в летописи освободительной борьбы американского народа за демократию Томас Джеферсон (1743 - 1826 гг). Он автор великого революционного документа той эпохи - Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (принята 4 июля 1776 года). Основными положениями Декларации являются: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, собственность, на счастье и безопасность; народ - источник власти и ему принадлежит суверенитет, правительство - слуга народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, и если они нарушают эти интересы, народ вправе уничтожить неугодное ему правительство; разделение властей. По сути, это была первая Декларация прав человека.
Политические концепции Х1Х начала ХХ вв.
Для первой половины Х1Х векам характерно упрочение буржуазных прав и свобод, принятие соответствующих кодексов и конституций. Развертывается деятельность политических партий. Возникает современное представительное государство в форме конституционной монархии или республики.
В начале Х1Х в. проблемы науки о политике, политической власти и политических отношениях нашли разработку в трудах известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831гг.). Политические вопросы функционирования государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. В наиболее цельном и систематическом виде они изложены в одном из самых значительных произведений истории политических учений "Философии права" (1820 г.). Основная задача философии права, согласно Гегелю, -научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.
Основные положения политической концепции Гегеля заключаются в следующем:
Во-первых, государство того времени - это конституционная монархия, обладающая сильной бюрократической исполнительной властью, уравновешенной участием граждан в управлении;
Во-вторых, правовая и институциональная структура государства находится в процессе изменений, вызванных приспособлением теоретических предпосылок к традиционным условиям;
В-третьих, политическая жизнь каждой эпохи формируется и предопределяется доминирующими духовными и материальными силами данной эпохи, всей ее культуры и цивилизацией.
Гегель выделяет гражданское общество и политическое государство, дает их определение и указывает на различия.
Применительно к конкретно-историческому аспекту гегелевского учения следует обратить внимание, что в условиях полуфеодальной Германии Гегель при всей умеренности и компромисности его воззрений занимал исторически прогрессивные позиции, обосновывал необходимость общественных преобразований, был сторонником конституционной монархии и законности ,буржуазных прав и свобод, частной собственности и свободы договоров и т.п.
Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политической мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, реакционных, так и критических, оппозиционных воззрений. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок его учения с различных идейно-теоретических позиций.
В Х1Х в. сформировалось марксистское политическое учение, оказавшее влияние не только на развитие теории, но и на судьбы многих народов. Основателями марксизма были Карл Маркс (1818 -1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895гг.).
Более полутора столетий не утихают споры вокруг теоретического наследия К.Маркса и Ф.Энгельса. В отличие от гегельянства марксизм выступает не только как направление теоретической мысли, но и как влиятельное течение социально-политической мысли, тесно связанное с массовыми общественными движениями Х1Х и ХХ вв. По мнению ряда политологов, марксистская концепция политики в ее классическом виде выступила в качестве некоего "моста", обеспечивающего преемственность между классическими концепциями прошлого и современными ее интерпретациями. Многие современные концепции политики формировались под непосредственным влиянием марксизма или в борьбе с марксизмом.
Основные политологические концепции марксизма:
1. Материалистическое понимание истории. Основной принцип этой концепции - признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Из сложной совокупности общественных явлений марксизм выделяет материальные отношения, которые определяют идеологические общественные отношения. В основе такого выделения лежит тот простой и естественный факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д. В процессе производства материальных благ они вступают в определенные, от их воли не зависящие производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологическая и политическая надстройка общества.
2. Классовый подход ко всем явлениям происходящим в обществе. Например, обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д.
3. Учение о диктатуре пролетариата. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновывали необходимость завоевания политической власти пролетариатом для построения нового общества.
Политологические концепции марксизма нашли отражение в теоретической и практической деятельности В.И.Ленина (1870 - 1924 гг.). В ленинских работах особое внимание уделено происхождению, сути и будущности государства, вопросам диктатуры пролетариата как власти рабочего класса. В политологическом наследии Ленина значительное место принадлежит также учению о политической партии. Ленин разработал теоретические основы и создал политическую партию, которая сумела взять в руки политическую власть в государстве и долгое время оставалась единственной правящей партией.
Особая роль в развитии политической науки принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864 -1920 гг.). Как и классики марксизма, М.Вебер считал, что политика - это область общественных отношений по поводу власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государств между группами людей, которые она в себе заключает. Однако веберовский подход отличается от марксизма акцентированием внимания на социокультурных факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М.Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной с протестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.
Наиболее существенная идея веберовской концепции политики состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в этом предприятии в зависимости от своего места делятся на три категории. Первая - политиков по случаю (рядовые избиратели). Вторая - политиков по совместительству (партийные активисты). Третья - профессионалы. Значительный вклад принадлежит Веберу в разработке теорий власти, бюрократии, лидерства. Этот вклад будет исследован при рассмотрении соответствующих разделов курса.
Современные политические учения Запада
ХХ век стал временем рождения самостоятельной политической науки не только как отрасли научного знания, но и как специфического инструмента преобразования общества. Востребованность политической науки практикой и на этой основе становление и развитие ее практической функции выразилось в следующем. Во-первых, в понимании мировой общественностью высокой практической значимости выводов политологии как для укрепления и совершенствования институтов демократии внутри конкретных обществ, так и для создания равноправных международных отношений. Этой задаче стала служить созданная в 1949 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки. Во-вторых, это выразилось в превращении политологии в одну из авторитетных отраслей социального знания. Во всех развитых странах специалисты-аналитики в области политологии являются важным звеном в принятии стратегических решений.
Активное развитие политологии на Западе было вызвано потребностью найти цивилизованные формы совместного проживания индивидов, различающихся своими социально-экономическими, природными, статусными возможностями. Западная политология исходит из одной культурной традиции, опирающейся на тезис о полной рациональности поведения отдельного индивида. Однако, учитывая рационально-эгоистическую природу его интересов, европейская и американская политическая мысль по-разному представляют себе механизм обеспечения политической стабильности и согласия в обществе. Европейская наука акцентирует внимание на деятельности политических институтов: государства, партий, права, отражающих устойчивые группы интересов, в рамках которых реализует свои права и индивид. Американская политическая мысль склонна рассматривать политику как процесс принятия решений, в котором очень важно знать мотивацию индивидуального поведения, возможную реакцию отдельного человека на него.
Рассматривая основные направления развития политической мысли, следует иметь и представление об основных политологических национальных школах, обеспечивающих это развитие.
Одной из самых представительных является политологическая наука США. Среди многих американских политологов, оставивших глубокий след в развитии политологии, особо выделяются А.Бентли (1870 - 1957 гг.), Ч.Мерриам (1874 - 1953 гг.), Г.Лассуэлл (1902 - 1979 гг.) и Г.Моргентау (1904 - 1980 гг.). Они создали и утвердили школу прагматизма и политического реализма, связали с политологией такие методы исследования как бихевиоризм и психоанализ.
В наше время американская политология проводит исследования в таких направлениях:
- изучение основ американского управления и политики - общенациональных политических институтов, избирательных технологий, политического лидерства, политического поведения на федеральном и региональном уровне и др.;
- сравнительная политика, связанная с исследованием политических проблем во многих странах;
- международные отношения и мировая политика. Исследуются проблемы войны и мира, международных общественных движений, контроля за вооружением и разоружением, работы международных организаций;
- политическая философия и политическая наука. Разрабатывается широкий круг проблем - от истории политической мысли до ее современных философских интерпретаций;
- разработка содержания и методов прикладной политологии, исследующей практические аспекты функционирования политики в конкретных сферах общественной жизни от уровня личности, социальной группы до производственной, деловой, финансовой, культурной, социально-бытовой и др. сфер жизни.
Ведущими политологами в США в настоящее время являются Р.Даль, Д.Истон, З.Бжезинский, Р.Такер, С.Хантингтон, Ч.Элиот, Ф.Хайек и др.
Главной особенностью развития немецкой политологии является то, что она в значительной степени сохраняет теоретико-философский характер, продолжая в значительной степени традиции немецкой классической философии. В целом структуру современной немецкой политической науки можно разделить на три крупных блока: 1) фундаментальная политическая философия и исследование научно-методологических принципов политической науки; 2) государствоведческие концепции, связанные с традиционной философией государства и общим учением о государстве в юриспруденции; 3) глобальные политико-социологические теории общества.
Ведущими политологами Германии являются Р.Дарендорф, Г.Майер, Ф.Нойман и др.
Своим утверждением и развитием французская политическая наука во многом обязана Раймону Арону (1905 - 1983), Морису Дюверже . Они фундаментально исследовали такие политологические проблемы, как распределение политической власти среди множества субъектов, соотношение власти и авторитета, плутодемократии, либеральной демократии и технодемократии политических партий.
Английская политология охватывает достаточно широкий круг проблем: политическая мобилизация, политические изменения, деятельность политических партий, групп давления, политические элиты и лидерство - это только некоторые аспекты, изучающиеся английскими учеными. Среди известных английских политологов следует назвать Г.Ласки, К.Поппера, Р.Роуза и др.
С начала 90-х годов особое направление в западной политологии составляют концепции реформирования постсоциалистических стран. Эти концепции весьма противоречивы, в них отстаиваются различные интересы и цели. Одни из них исходят из установок, продиктованных лишь интересами западной стороны, навязывают (и часто небезуспешно) молодым государствам по сути чуждые им модели развития. Другие руководствуются потребностями формирования нового глобального мирового порядка. Третьи - искренне пытаются определить наиболее эффективные пути выхода этих стран из кризиса, высказывая при этом немало интересных идей. В этих условиях необычайно возрастает роль и значение непосредственно национальных политологических школ молодых суверенных государств.
Литература
1. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2000.
2. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - М., 2000.
3. Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.
4. Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.