История возникновения и деятельности основных курдских партий

История возникновения и деятельности основных курдских партий

Реферат

История возникновения и деятельности основных курдских партий

В ходе борьбы за возрождение единства Курдистана, потерянного им после подписания Лозаннского мирного договора (24 июля 1923 г.), курдские активисты создавали различные политические партии и общественные организации, одни из которых набирали силу и разрастались, другие, напротив, утрачивали позиции и прекращали свое существование.

Территориальная раздробленность Курдистана, в каждой из четырех частей которого существовал свой правящий режим, привела к тому, что в ходе борьбы за самоопределение курдские лидеры выбирали приемлемые пути по достижению вышеуказанной цели с учетом политической ситуации непосредственно в стране проживания. Расхождения в этих путях как следствие привели к разногласиям между партиями и переросли в нежелание отдельных лидеров объединяться со своими соплеменниками. Несмотря на заверения друг друга во взаимопонимании и поддержке, курдские партии нередко вступали в открытую конфронтацию, после чего приходили к консенсусу и вновь расходились в разные стороны.

Наиболее влиятельными из курдских военно-политических объединений Ирака до настоящего времени остаются созданные в XX веке Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). ДПК была создана практически сразу после окончания второй мировой войны. В 1960 г. иракское правительство приняло закон, разрешающий деятельность политических партий и организаций. В этом же году партия была легализована, а ее председателем был избран Мустафа Барзани.

М.Барзани начал свою политическую деятельность в конце 20-х – начале 30-х годов. Он был ближайшим соратником своего старшего брата Ахмеда Барзани, руководителя восстания 1931 г. М.Барзани со своими сторонниками принимал участие в образовании Мехабадской курдской республики в Иране. В период с 30-х до середины 70-х годов под его руководством произошли несколько восстаний, основной целью которых было становление Курдской автономии в Ираке и защита прав курдского народа. С этой целью курдские активисты создали ДПК, штаб-квартира которой находилась на одной из центральных улиц Багдада – Мутанабби, в редакции газеты «Хабат» («Борьба»). Программа ДПК предусматривала предоставление курдам автономии, проведение аграрной реформы, национализацию крупных промышленных предприятий, увеличение доли доходов от импорта нефти, и использование части этих средств для развития Курдистана1.

В 1961 г. в Курдистане началось восстание под руководством М.Барзани. После девяти лет ожесточенной борьбы багдадское правительство было вынуждено подписать с лидером ДПК соглашение об автономии, которая была окончательно оформлена в 1974 г. 11 марта был принят закон № 33 «О предоставлении автономии курдскому народу». В соответствии с этим законом автономия предоставлялась тем губернаторствам (мухафазам), административно-территориальным округам (каза) и уездам (нахия), в которых численность курдов составляла свыше 50% общего числа населения. Таким образом, в Курдскую автономию вошли губернаторства Сулеймания, Дохук и Эрбиль, ставший административным центром2.

Однако фактическими действиями режима С.Хусейна стали массовые депортации и расстрелы мирного курдского населения. В период с 1975 по 1978 гг. из Иракского Курдистана было депортировано свыше 350 тыс. чел. и сожжено 250 деревень3. 1 мая 1976 г. М.Барзани поднимает новое восстание, которое было подавлено через несколько месяцев. Сам М.Барзани уехал в США, где и умер в 1979 г.

Сын М.Барзани – Масуд в 17 лет вступил в ряды вооруженного формирования партии – пешмарга («идущие на смерть»). В 1970 г. он был включен в состав курдской делегации на переговорах с иракским правительством о создании в Северном Ираке Курдской автономии. С 1979 г. М.Барзани возглавил руководство ДПК и продолжает до настоящего времени оставаться ее руководителем. Лидер партии немногословен, корректен и крайне осторожен в своих оценках. Его реалистичный подход и отсутствие максимализма в постановке политических задач позволили ему с наименьшими затратами реорганизовать ДПК и пересмотреть программу партии с учетом ближневосточной ситуации.

Вторым по численности и влиянию является ПСК, созданный в 1975 г. ДжалялемХуссамеддином Талабани и его сторонниками. Д.Талабани был членом ДПК с 1950 г. Через год активной работы в партии он возглавил ее отделение в городе Киркуке. В 1953 г. был избран членом ЦК ДПК и Генеральным секретарем Союза студентов Курдистана. В 1954 г. вошел в Политбюро ДПК и был переизбран в 1958 г. В том же году закончил юридический факультет Багдадского университета. Д.Талабани возглавлял редакции газет «Борьба Курдистана» и «Курдистан».

В 1977 г. Д.Талабани был избран Генеральным секретарем ПСК, созданного в противовес ДПК. Членами союза стали курды, несогласные с действиями М.Барзани, направленными против принятого 11 марта 1974 г. закона № 33. ПСК совместно с другими курдскими политическими силами приступил к сотрудничеству с правительством в создании органов управления автономии, что стало открытым вызовом ДПК. В 1978 г. между вооруженными формированиями партий начались открытые боевые действия, которые прекращались лишь на незначительное время.

В 1991 г. после окончания войны в Заливе и установления курдской автономии в Ираке ДПК и ПСК перешли на новый этап взаимоотношений. В 1992 г. в провинциях Дохук, Сулеймания и Эрбильпрошли парламентские выборы, в результате которых 51 место из 100 заняла ДПК и 49 – ПСК. Однако это не стабилизировало ситуацию. В условиях экономической блокады Ирака экспорт и импорт большинства товаров были незаконными. Но это не удерживало от операций в этой сфере, так как они создавали внушительный источник доходов. Именно их неравномерное распределение (79% получала ДПК) стало причиной для ухудшения отношений между партиями.

Руководство ПСК, ссылаясь на разные источники информации, говорило о том, что доходы, получаемые ДПК, в основном оседали в карманах ее лидеров. Согласно заявлениям соратников Д.Талабани, ДПК вкладывала в развитие автономии лишь незначительную часть доходов, а остальное использовала в интересах своих вооруженных формирований и на личные нужды. В свою очередь, ДПК опровергала эти заявления, указывая, что в послевоенном Ираке процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства займет длительное время, и на текущем этапе значительные инвестиции в различные отрасли хозяйства автономии просто не заметны4.

В мае 1994 г. между ДПК и ПСК начался вооруженный конфликт, расколовший автономию на две части. В результате в Сулеймании было создано собственное правительство, в состав которого вошли члены ПСК, тогда как в Дохуке и Эрбиле положение контролировала ДПК. Это размежевание усугублялось еще и тем, что к северу и западу от реки Большой Заб (районы ДПК) курды говорят на диалекте курманджи, а к югу – на диалекте сорани5.

В этот период к конфликту между ДПК и ПСК подключились вооруженные формирования Рабочей партии Курдистана. Созданную в конце 70-х годов на территории Турции РПК возглавлял Абдулла Оджалан (партийный псевдоним Сарок Апо). Он родился 4 апреля 1949 г. В 1970 г. поступил на политологический факультет Анкарского университета. В 1972 г. был арестован за участие в митинге протеста против расстрела мирных граждан в Кызылдере. После выхода из тюрьмы, где он провел 7 месяцев, Оджалан принял активное участие в деятельности как курдских, так и турецких антиправительственных организаций. В 1978 г. со своими соратниками создал РПК. Он стал инициатором создания «Армии освобождения народа Курдистана», в которую со временем вошли свыше 15 тыс. чел.

Рассматривая период конфронтации между партиями, А.Оджалан, находящийся с 1999 г. в тюрьме, назвал ДПК «олицетворением организации примитивно-националистического толка», а появление ПСК – «язвой, покрывающей струпьями все курдское освободительное движение». По словам А.Оджалана, межпартийный конфликт был «периодом деградации и соглашательства, несравнимый по своим масштабам даже с прежней родоплеменной эпохой». Как он утверждал, «борьба между партиями за политические, военные, дипломатические и материальные интересы проходила за счет авторитета РПК», и именно эти интересы «сыграли основную роль в компрометации и изоляции РПК и ее лидера»6.

Резкая критика А.Оджалана едва ли обоснована. Несмотря на противоречия и конфликты, курдским партиям Ирака за весь период их борьбы удалось выполнить основную задачу – выделить курдские территории в автономию. Безусловно, в ходе этой борьбы партийные лидеры допускали ошибки, а сама автономия постоянно подвергалась сильному воздействию. Тем не менее политика ДПК и ПСК в Ираке была более продуктивна, чем политика РПК в Турции.

Объективных причин для противоречий между партиями можно назвать несколько. Руководство ДПК и ПСК находилось в относительно неплохих отношениях с руководством Турции, которой также был выгоден нелегальный торговый оборот с Ираком. Между руководителями курдских партий Ирака и высокопоставленными турецкими чиновниками регулярно проходили консультации и переговоры, на которых они договаривались о взаимовыгодном сотрудничестве. Понимая, что режим С.Ху-сейна удержит иракских курдов в определенных рамках, Турция охотно шла с ними на компромисс. В свою очередь это сближение совершенно не устраивало РПК, для которой Анкара была врагом номер один. Санкции турецкого руководства против курдов, понуждали партию к активным действиям, направленным на дестабилизацию турецкого общества. К тому же огромная часть доходов от таможенных сборов на границе обходила РПК, причем караванные пути в Турции, по которым велся импорт и экспорт, проходили по территории преимущественно с курдским населением.

К некоему компромиссу ДПК и ПСК пришли лишь в октябре 1996 г., после чего начался процесс стабилизации межпартийных взаимоотношений, в ходе которого партии решили распределять доходы от таможенных сборов равномерно по всей территории Курдской автономии. Сближению партий и подписанию в сентябре 1998 г. соглашения о мирном урегулировании межкурдского конфликта (соглашение было подписано в Вашингтоне при посредничестве США) отчасти поспособствовало то, что ни руководство ДПК, ни руководство ПСК не ставили перед собой задачу окончательного разделения зон влияния и выхода автономии из состава Ирака с целью объединения всех его частей. Партии сумели договориться о том, что ПСК признал действующий Парламент созыва 1992 г., а ДПК согласилась провести первое объединенное заседание в Эрбиле, а второе в Сулеймании. Председательствовать на заседаниях на протяжении трех месяцев должен был представитель ДПК, а в течение последующих двух – представитель ПСК. Таким образом, партии договорились о работе объединенного парламента и о ходе предстоящих выборов, проведение которых было запланировано через полгода после возобновления его работы.

Как показали дальнейшие события, сближение курдских партий Ирака совершенно не устраивало руководство РПК. 14 сентября 2000 г. отряды РПК напали на базы ПСК Рзга и Мараду. В этот день командование вооруженных сил ПСК выступило с заявлением «по поводу провокаций РПК». В нем говорилось, что «РПК распространяет необоснованные утверждения о том, что отряды пешмарга ПСК напали на их формирования в горах близ Сулеймании. Ранее О.Оджалан (брат А.Оджалана) заявлял, что ПСК получил от ДПК 80 млн. долл. в качестве награды за борьбу с РПК. Еще один представитель руководства РПК, Д.Баик, утверждал, что пешмарга ПСК совместно с турецкими вооруженными формированиями воюют против их партии. РПК активизировала пропагандистскую кампанию против ПСК после того, как осужденный А.Оджалан заявил о том, что Региональное правительство Иракского Курдистана проводит политику феодального федерализма, направленную против Турции. Перед этим О.Оджалан заявил арабской еженедельной газете «Аль-Васат», что «федерализм в Иракском Курдистане – это орудие империализма, направленное против арабской нации». А.Оджалан утверждает, что видит угрозу для Турции в лице Талабани и Барзани и в связи с этим готов бороться против ПСК и ДПК, чтобы «покончить с властными феодалами Талабани и Барзани». Он заявил, что «РПК готова сражаться до конца, пока не поставит Талабани и Барзани на колени». Продолжая свое заявление, ПСК указал, что «руководство РПК начинает борьбу с ПСК из-за маниакальной убежденности А.Оджалана в том, что он является единственным лидером курдского народа и из-за его неприкрытой враждебности к институтам самоуправления Иракского Курдистана»7.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты