История возникновения и деятельности основных курдских партий

17 сентября к заявлению ПСК присоединились Партия трудящихся Курдистана и Иракская коммунистическая партия.Они выступили с критикой в адрес руководства РПК и обвинили его в «искусственном разжигании конфликта на территории Северного Ирака». Руководители ПСК, дополнив свое ранее сделанное заявление, указали на то, что таким образом РПК «отплатила» за прошлую поддержку ее деятельности членами Союза. ПСК также напомнил руководству РПК тот факт, что в 1997 г. турецкое руководство обвинило ПСК в помощи РПК и провело против ее бойцов военную операцию, в ходе которой погибли 300 пешмарга8.

Говоря о политике, проводимой РПК на курдских территориях, члены ПСК отмечали, что А.Оджалан после своего ареста стал приверженцем кемалистского строя, отошел от идеи независимости и перешел к идее культурной автономии. Его приказы, касающиеся роспуска курдского парламента в изгнании и прекращения вооруженного сопротивления членами РПК, по мнению ПСК, по меньшей мере, непонятны. Тем более непонятным было обращение А.Оджалана в ЕС с просьбой принять в свои ряды Турцию, которая «почему-то стала образцом демократии». Также они отмечали, что раньше боевые действия между вооруженными формированиями ДПК и РПК велись в приграничных районах, теперь они ведутся в районе Карадага, находящегося под контролем Багдада9.

К началу военной операции США в Ираке ДПК и ПСК, в принципе, наладили свои взаимоотношения и смогли координировать действия, не причиняя вреда друг другу. 8 и 11 января 2001 г. в резиденции М.Барзани «Салах ад-Дин» состоялась встреча лидера ДПК с Д.Талабани. На ней было принято решение проводить постоянные консультативные встречи между членами партий. Уже 20–21 января в городе Кала-Чолан состоялись первые встречи между членами Политбюро ДПК и ПСК. По их результатам было принято совместное заявление, в котором обе стороны подтвердили свою приверженность вышеуказанному Вашингтонскому соглашению10.

В апреле 2001 г. в Сулеймании состоялась очередная встреча представителей ДПК и ПСК, на которой окончательно был решен вопрос, связанный с финансированием Региональным правительством провинции Сулейманиа. Также была достигнута договоренность об обмене пленными, захваченными в ходе ранее проходивших вооруженных конфликтов. Члены ДПК, арестованные на подконтрольной ПСК территории, подлежали безоговорочному освобождению, как и члены ПСК, находящиеся под арестом на подконтрольных ДПК территориях.

В дальнейшем совместными усилиями партии достигли значительного успеха в становлении курдской автономии. В 2001 г. Региональное правительство утвердило законопроект о создании министерства по правам человека, повсеместно стали открываться школы и профессиональные учебные заведения. Министерство финансов выделило 1,5 млн. долл. для финансирования программы ликвидации неграмотности. В Курдистане издавалось более 50 газет и журналов, работали десятки радио- и телевизионных станций (в том числе и 2 спутниковые). Повсеместно шло строительство больниц и других жизненно необходимых объектов.

На одной из встреч 2001 г. руководители ДПК и ПСК приняли решение, согласно которому отряды РПК должны были покинуть территорию автономии как «провокаторы нестабильности в регионе». Сама РПК переживала сложнейший этап в своей жизни. Помимо того, что она лишилась своего лидера, в ее рядах начался раскол, связанный со сменой политики руководства. В 2002 г. партия была реорганизована и переименована в Конгресс Свободы и Демократии Курдистана (с 11 ноября 2003 г. партия была вновь переименована и в настоящем называется Народный Конгресс Курдистана (KONGRA-GEL)). Примечательно, что КСДК, ставший правопреемником РПК, провозгласил курс на демократию, в связи с чем вооруженные формирования РПК подлежали роспуску. Тогда и появилась «новая» военная организация «Народные силы самообороны Курдистана» (НСС). Ее отряды находились как в Турции, так и в Северном Ираке, объявив подконтрольную им территорию регионом самообороны «Мидия». Охарактеризовывая НСС, А.Оджалан называет их «гарантом свободы и демократии», отмечая, что «важность НСС просто огромна, когда угроза турецкой агрессии, направленной на подавление демократии, продолжает надвигаться на курдский народ».Руководство КСДК отмечало, что «отряды самообороны готовы выступить против турецких войск и приступить к вооруженному сопротивлению турецкой оккупации»11.

В свою очередь руководители ДПК и ПСК считают действия НСС антидемократическими и стараются вытеснить их членов с территории Ирака. Так, по сообщениям агентства «Месопотамия» (принадлежащего КСДК), «вооруженные формирования ПСК организовывали нападение на представителей Партии демократического решения Курдистана (одна из ветвей РПК), ведущих разъяснительную работу среди мирного населения». В связи с этим инцидентом руководство КСДК обвиняет ПСК в «разжигании военной конфронтации» и подчеркивает, что «действия ПСК вынуждают к ответным действиям НСС, вся тяжесть последствий которых ляжет на плечи Д.Талабани»12. О.Оджалан заявил, что «позиция партии Д.Талабани далека от национальных интересов и направлена против мирного решения курдского вопроса». Он отметил, что ПСК не только не стремится к согласию и консолидации с иными курдскими политическими объединениями, но и «болеет стремлением вмешиваться в их внутренние дела»13. В ответ А.Оджалан заявлял, что действия ПСК лишний раз доказывают ее консолидацию с Анкарой, направленную против демократического решения курдского вопроса.По всей видимости, А.Оджалан таким образом указал на дипломатические встречи представителей ДПК и ПСК с турецким руководством в Анкаре.

В июле 2003 г., выступая по MEDYA-TV, член Совета Президиума КСДК Д.Калкан заявил, что на «настоящем этапе натянутость взаимоотношений КСДК с ДПК и ПСК непосредственно связана с прямым вмешательством Анкары в процессы демократизации курдского общества. Так, в окрестностях города Батуфа (южная часть Курдистана) турецкий спецназ, переодевшись в форму наших партизан (НСС), совершил нападение на блок-пост ДПК. Было также совершено нападение на мирных жителей, в результате чего погибли два человека». В связи с чем руководство КСДК выступает с заявлением, что «подобные акции Анкары связаны с ее желанием посеять раздор между КСДК, ДПК и ПСК, но они не будут иметь успеха, так как курдские партии всегда будут едины в своем желании установления мира и демократии на курдской земле»14.

Достаточно сложно охарактеризовать взаимоотношения курдских политиков Ирака в период с 2004 г. по начало 2005 г. С одной стороны, совместными усилиями они смогли достичь того, что в переходной конституции, принятой 8 марта Временным управляющим советом Ирака (ВУС), оговаривается пункт, согласно которому курды имеют право блокировать принятие конституции 2005 г. Таким образом, если их не устроят положения, которые будут касаться автономии, курды могут воспользоваться своим законным правом блокирования основного закона государства.

Партии также сумели договориться о совместных тактических действиях во время предвыборного периода. В октябре 2004 г. ДПК и ПСК приняли решение о создании единой администрации в Северном Ираке. Единое правительство, находящееся в Эрбиле, согласно договоренности, должен был возглавить М.Барзани, а Д.Талабани представлять курдов в высших структурах государственной власти. В процессе подготовки предвыборного периода ДПК и ПСК также пришли к соглашению, что Д.Талабани может быть общим кандидатом на один из ключевых постов в управлении государством.

Лидеры ДПК и ПСК сделали ряд заявлений, которые сводились к тому, что демократия в Ираке возможна лишь в том случае, если пост президента или премьер-министра будет занимать представитель курдского народа, так как, по словам Д.Талабани, без поддержки второго по численности народа в Ираке невозможно будет сохранить национальное единство в стране. В свою очередь, глава эрбильского правительства – М.Барзани неоднократно отмечал, что у курдов есть «естественное право» получить один из этих постов как знак того, что их считают полноправными партнерами в высших эшелонах власти.

С другой стороны, создавая курдский альянс, куда помимо ДПК и ПСК вошли несколько партий, лидирующие партии иракского Курдистана фактически остались каждая со своей программой и, что немаловажно, с разными позициями в отношении будущего Курдской автономии. М.Барзани занимает более мягкую позицию по сравнению с позицией Д.Талабани. Лидер ДПК считает, что «время микрогосударств ушло в прошлое, и сейчас курдам необходимо оставаться интегрированной частью Ирака». Сегодня, по мнению М.Барзани, вопрос о выходе курдских территорий из состава Ирака совершенно неактуален, так как существуют другие рычаги воздействия на правительство, позволяющие курдам сохранить свои права в полном объеме15.

Несколько иная позиция по данному вопросу у членов ПСК. Согласно заявлениям представителей партии, «курды Ирака активно не добиваются независимости, но они не останутся иракцами, если правительство в Багдаде не примет их ключевые требования после выборов». Существуют «три красные линии», которые правительство «не должно переступать». «В случае, если арабы не примут принципа федерализма, если арабы будут настаивать на теократическом режиме и если они не вернут в Курдистан курдов, обвиненных ранее в терроризме, курды больше не будут иракцами»16.

Возможный выход курдов из состава Ирака стал одной из ключевых тем, обсуждаемых мировым сообществом. Еще в декабре 2004 г. курды вручили официальным представителям ООН петицию, подписанную 1,7 млн. чел., в которой говорилось, что они требуют провести референдум о создании независимого курдского государства. Делегаты из Северного Ирака, Америки и Европы заявили, что эта петиция была представлена и нынешнему руководству Ирака, но оно отвергло саму идею выхода курдских территорий из состава страны.

В день выборов на избирательных участках Движением за референдум в Курдистане, возглавляемым поэтом Ш.Бекасом, были установлены дополнительные урны, воспользоваться которыми предложили избирателям, пожелавшим ответить на вопрос: «Вы за то, чтобы оставаться частью Ирака, или Вы за независимый Курдистан?». На фоне заявлений лидеров ДПК и ПСК о предположительном выходе из состава Ирака эта акция выглядела как четкий признак того, что в ближайшее время курды действительно начнут подготовку к процессу отделения. К тому же из 100% проголосовавших по данным вопросам, 90% согласны на выход и лишь 10% выступают за то, чтобы оставаться в составе Ирака.

Официально принято считать, что ни ДПК, ни ПСК не имеют отношения к проведенному референдуму. Однако если принять во внимание заявления партийных лидеров, сделанные ими накануне выборов, то вполне очевидным станет то, что и М.Барзани, и Дж.Талабани могут опираться на свой народ, если они решат провозгласить курс на отделение Курдской автономии от Ирака. Тем не менее, по мнению наблюдателей, партийный авторитет ДПК и ПСК несколько пошатнулся в последнее время. В основном этот факт связывают с тем, что, несмотря на все предпосылки и договоренности, подконтрольные партиям зоны продолжают оставаться двумя микрогосударствами. Как справедливо заметил один из членов ДПК А.Хамид, «в глазах арабских партий курды выглядят, мягко сказать, интересно, так как наши 4 млн. (приблизительная численность курдов в Ираке) объединены в три небольшие провинции, на которые приходится два совершенно независимых правительства»17.

Помимо собственно курдов, проживающих в северной части Ирака, существуют так называемые курды-файли – курды-шииты, проживающие в Багдаде и в районах, расположенных вдоль иракско-иранской границы. В настоящее время они представлены на политической арене Ирака двумя партиями: Исламским союзом иракских курдов-файли и курдской организацией свободных курдов-файли. Обеими партиями было принято решение об участии в выборах 30 января, причем Исламский союз иракских курдов-файли пошел на выборы самостоятельно, а Курдская организация свободных курдов-файли вошла в блок «Справедливость и будущее». Основными лозунгами обеих партий являются построение демократического общества в Ираке, в котором соблюдались бы политическая свобода и свобода вероисповедания. Курды-файли резко осуждают все акции и заявления, касающиеся выхода Курдской автономии из Ирака, справедливо предполагая, что в этом случае они останутся курдским меньшинством среди арабского населения страны.

Таким образом, на настоящем этапе курдские партии продолжают борьбу за права своего народа, выбирая при этом различные пути и методы реализации своих интересов.


Список литературы

курдский активист политический партия

1.Демченко П. Иракский Курдистан в огне. М., 1963, с. 25.

2.История Курдистана / Под ред. М.С. Лазарева и Ш.Х. Мгои. М., 1999, с. 391.

3.Анвар Адил. Курдский вопрос в Ираке. Автореф. канд. дисс. М., 2004, с. 12.

4.Курдистан. Симферополь, 2000, с. 39.

5.Геноцид в Иракском Курдистане / Под ред. С.М. Кочои. М., 2003, с. 42.

6.Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократии цивилизации (Защитная речь на Европейском суде по правам человека). М., 2003, II, с. 205.

7.Шорш Саид. В чем заключаются интересы курдов? www.aha.ru

8.Исторический прорыв в отношениях курдских партий. www.kurdistan.ru

9.Новый передел мира взял старт // Свободный Курдистан. 2003, № 3.

10.Вооруженная провокация // Свободный Курдистан. 2002, № 2.

11.Демократия не рождается сама по себе // Свободный Курдистан. 2002, № 2.

12.Курдистан сегодня // Движение, 07.02.2005.

13.События в Иракском Курдистане // Движение 07.02.2005, 28.01.2005.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты