Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года

Основной закон, Конституция, в нескольких местах фиксирует значимую роль коммуникации между властью и обществом. Базовая необходимость подобной коммуникации заложена в основах конституционного строя России, где постулируется демократический характер государственного устройства[16]. Эта норма детализирована в пункте 3 статьи 15, указывающая наиболее важный предмет коммуникации – принимаемые законы. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»[17]. Это требование законодателя базируется на одном из основных прав граждан демократической страны – праве участвовать в управлении делами государства[18].

Таким образом, процесс коммуникации власти и общества является основополагающим процессом взаимодействия власти и граждан. Однако, сам процесс коммуникации по поводу государственных решений в нормативных актах четко не регламентирован. Федеральный закон № 58 не содержит норм, касающихся процесса коммуникации.

В федеральном законе № 79 в статье 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» оговаривается важнейший принцип коммуникации для государственных служащих – не допускать «публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности».

Закон закрепляет через должностные инструкции предмет и область коммуникации для государственных служащих и фиксирует иерархию возможных высказываний. Важно отметить, что приведенная выше норма четко направлена против возможного искажения информации через несанкционированные трактовки.

В теории коммуникации неоднозначность и многообразие трактовок или комментариев признается одним из самых распространенных «шумов» коммуникации, т.е. видом коммуникативной ошибки. Фактически закон фиксирует один из вариантов борьбы с этой ошибкой – запрет на множественные источники коммуникации.

Отсутствие законодательно оформленных норм и процедур коммуникации государственных решений предоставляет достаточную свободу действия представителям власти и позволяет им придерживаться той коммуникативной стратегии, которую они считают верной в каждый отдельный момент времени.


Глава 3. Анализ примера коммуникации


Настоящая глава содержит анализ конкретного примера политической коммуникации - выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. (См. Приложение 1. Вступительное слово на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров). Причины выбора данного случая описаны во введении.

Анализ текста коммуникации будет проведен с точки зрения его ключевых характеристик: кто говорит (коммуникатор), что говорит (тезис, ключевая мысль), кому говорит (заявляемая аудитория), как говорит (набор аргументов и мыслей, раскрывающих тезис). Ответы на перечисленные вопросы позволяют определить тип политической коммуникации и ее соответствие политической задаче.

Отвечая на первый вопрос (кто?), необходимо отметить высочайший статус коммуникатора, и, следовательно, важность содержания данной коммуникации. Исходя из функций Президента, зафиксированных в пункте 3 статьи 80 Конституции, в его компетенции находятся определение и, следовательно, высказывания основных направлений внутренней и внешней политики государства. Отсутствие второстепенных коммуникаторов, которыми могли бы быть участники соответствующего совещания – должностные лица и представители структур Минэкономразвития, Минобразования, подчеркивает значимость озвучиваемого тезиса. Выбор фигуры коммуникатора акцентирует и суть речи – определение глобальных приоритетов и, как следствие, постановка цели или задачи для общества и соответствующих государственных структур.

Именно эта задача отражена в базовом тезисе речи: «Необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И как инструмент для этого – формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров».

По своей структуре и содержанию речь носит прикладной характер и типична для текста технического задания, выдаваемого начальником своим подчиненным. Речь состоит из двух смысловых частей. Первая содержит характеристику проблемы и ее происхождение. Вторая – формулировку задачи и ее детальное, прикладное описание: анализ альтернатив и их оценка, определение ресурсов, перечень составляющих и сопутствующих задач, требования к качеству решения, назначение ответственных.

Начинается речь указанием на взаимосвязь озвучиваемой проблемы с уже выбранным внутриполитическим курсом («Поставленные планы стратегического развития») тем самым дается отсылка к ранее данным распоряжениям. Новая задача получает место в контексте текущей деятельности.

Акцент речи, со всей очевидностью, смещен в прикладную сторону описания требований к действиям. С точки зрения технического задания неоговоренными остаются лишь сроки реализации. Полностью отсутствует мотивация аудитории: зачем и почему им следует исполнять данную задачу. Сама задача и проблема вовсе не обосновываются.

Описанная структура речи позволяет достаточно однозначно определить тип коммуникации и ее цель.

Для простоты атрибуции речи из обилия классификаций речей необходимо использовать два: по типу коммуникативного последствия (что оратор хочет от аудитории) и по предмету обсуждения (что именно оратор обсуждает с аудиторией).

Классификация выступлений по типу коммуникативного последствия позволяет определить степень давления коммуникатора на своего адресата. (Таблица 1)


Таблица 1

Тип речи

Коммуникативное последствие

Степень давления оратора на аудиторию

Информационная речь

От аудитории не требуется действий, только усвоение информации

Низкая

Убеждающая речь

От аудитории ожидаются действия, но сценарий жестко не определен.

Средняя

Агитационная речь

От аудитории ожидаются действия по предложенному оратором сценарию

Высокая

Классификация по предмету обсуждения так же выявляет характер отношений между коммуникатором и адресатом, определяет статусное соотношение между ними. (Таблица 2)


Таблица 2

Тип речи

Предмет речи

Пример

Ценностная речь

Ценности, критерии оценки, авторитеты, образцы, цели и т.п.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Судительная речь

События и ситуации – их оценка и интерпретация

«Есть ли жизнь на Марсе»

«Кому на Руси жить хорошо»

«Кто виноват»

Совещательная речь

Планы действий

«Что делать»

«Как нам обустроить Россию»


Приведенный выше анализ структуры речи позволяет сделать вывод о том, что данная речь является агитационной и совещательной. Агитационный характер речи подчеркивает высокий уровень давления оратора на свою аудиторию, когда он ожидает от нее исполнения, учитывая все озвученные им требования.

Характер и содержание любой речи определяются взаимными правами, обязанностями и взаимозависимостью оратора и аудитории. Когда оратор и аудитория не связаны административной властью, и исполнение решения зависит от доброй воли последней, оратор, как, правило, не имеет возможности перейти к совещательно речи, опустив элементы разъяснения и мотивации – ценностная и судительная речи. Отсутствие данных частей в выступлении Президента подчеркивает связанность его аудитории с ним единой иерархией.

Очевидно, что речь адресована сотрудникам исполнительной власти, в то время как остальные граждане и общество являются просто свидетелями факта постановки задачи.

Описанная двойственность определяет размытость целепологания решения с точки зрения социального блага: кто именно является ключевым бенефициаром. На этот вопрос нет прямого ответа в речи, но среди описания задачи проскальзывает деталь, которая позднее становится ключевой в официальной интерпретации речи Президента в релизе его пресс-службы. (см. Приложение 2. Пресс-релиз, опубликованный на официальном сайте Президента РФ, 23 июля 2008 года). В резюме пресс-службы значится: «Президент предложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трёх уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Наиболее перспективные профессионалы войдут в, так называемую, президентскую квоту, подчеркнул глава государства».

Таким образом, главным бенефициаром ожидаемого результата должен стать сам Президент. Встает вопрос, зачем информировать широкую общественность о постановке подобной задачи, если само общество не является выгодополучателем. Однако, наличие управленческих кадров влияет прежде всего на возможности власти, ее реальную силу. Это важно для легитимизации власти – способной управлять страной. Заявление Президента на широкую аудиторию о постановке данной задачи должно быть воспринято как то, что власть держит под контролем данное направление и не отпускает его на самотек.

Анализ последовавших после выступления Президента публикаций аналитиков и комментаторов, оценка журналистов подчеркивают равнодушие широкой общественности к произошедшей коммуникации. Последовало два вида комментариев: большинство сфокусировались на «жареных фактах» (Президент признал, что должности продаются), иные досадовали на противоречие узкости постановки задачи (собрать президентскую 1000) и глобальности проблемы – повсеместное отсутствие управленческих кадров. При этом слова Президента о привлечении к решению проблемы широкой общественности: «Не просто декларировать присутствие гражданского общества, а действовать совместно с общественными объединениями, экспертным сообществом, профессиональными ассоциациями», – воспринимались как пустая риторика.

Подводя итоги анализа текста, необходимо подчеркнуть, что по типу коммуникаций выступление Президента является агитационной, судительной речью. Ее цель – постановка задачи для подчиненных; коммуникативное последствие – исполнение решения согласно озвученным требованиям.

Выступление адресовано двум различным аудиториям: государственным служащим и широкой общественности. Для первых – постановка технической задачи, для вторых – информирование о факте постановки данной задачи. Последнее должно укрепить авторитет власти.

государственный коммуникативный взаимодействие общество

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты