Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года

Вывод


В настоящей работе ее автор исходит из того, что коммуникация для государственного управления является одной из ключевых функций и инструментом воздействия на общество. «По сути, самое управление – это не что иное, как осуществление целенаправленных коммуникационных контактов людей, обменивающихся и потребляющих определенную информацию»[19].

Анализ характера коммуникации позволяет определить отношение между ее субъектом и объектом управления. В данном случае: между властью и обществом. Задачей работы было по средствам анализа конкретного примера выявить характерные коммуникативные установки нынешней государственной власти.

В завершении необходимо констатировать следующие выводы:

1)  Власть не имеет нормативно закрепленных стандартов коммуникации с обществом, и располагает большой свободой выбора коммуникативных моделей в каждый отдельный момент времени.

2)  Власть, обращаясь к широкой общественности, по сути, адресует свое сообщение лишь иерархически подчиненной ей части общества – государственным служащим.

3)  Таким образом, власть избегает диалогичной коммуникации с обществом, не ожидая активной его реакции, использует пропагандистскую модель, цель которой укрепить авторитет власти.

4)  Власть не использует коммуникацию как возможный источник обратной связи и ресурс для решения задач, тем самым изолирует себя от ответной информации.

Характеристика информационно-коммуникативного взаимодействия зависит от политического уклада общества. Приведенный пример показывает, что современная власть использует пропагандистско-агитационную модель коммуникации, которая господствовала в СССР и, или не желает, или не способна, использовать диалогичную модель, свойственную демократическому складу общества. Автор всегда ограничен в выборе модели коммуникации не только своим желанием, но и необходимостью учитывать готовность общества к определенному ее виду. Очевидно, что сегодняшней власти удобно ориентироваться на слабую политическую активность граждан, и правящая элита не стремится развить диалоговую составляющую общения.

Сам по себе вопрос о том не может или не желает власть развивать диалоговый характер любой коммуникации интересен. Но данная тема находится за рамками настоящей работы. И в заключении следует подчеркнуть, что тема существующих и развивающихся коммуникационных моделей взаимодействия власти и общества содержит в себе множество интересных управленческих вопросов и обладает большим потенциалом для дальнейших исследований в области гуманитарных наук.


Библиография


1.   Беме Г., Каледжян С. Межличностные коммуникации при делигировании полномочий и ответственности. М., 2002.

2.   Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., Издательство Михайлова В.А., 2001.

3.   Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

4.   Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество. // Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001.

5.   Галиуллина Г.С. Русский бизнес и власть: информационный аспект взаимодействия. //НТИ/ ВИНИТИ, Серия 1, Организация и методика информационной работы, 1993, №2.

6.   Гончаров М.Ю. Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире. М., 1991.

7.   Грачев М.Н. Политическая коммуникация. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 1999, № 1.

8.   Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация». // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. М., 2004, № 4.

9.   Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ. // Дис … доктора политических наук, М., 2005

10.   Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. // М., НОУ МЭЛИ, 1999.

11.   Дойч К. Нервы управления. М., 1993.

12.   Зарубежная политология: Словарь-справочник. / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М., 1998.

13.   Кара-Мурза С.Г. Манипуляция созданием. М., ЭКСМО, 2004.

14.   Кармак П.Н. Политическая коммуникация как фактор легитимации политической власти. Автореферат диссертации … кандидата политических наук, СПб., 2007.

15.   Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Современная политическая коммуникация: тенденции развития //Фортунатовский сборник: Материлалы научной конференции, посвященной 100-летию Московской лингвистической школы 1897–1997, М., 2000.

16.   Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

17.   Кравченко В.И. Власть и коммуникации: проблемы взаимодействия в информационном обществе, СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2003.

18.   Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России. Диссертация … доктора политических наук, 2002.

19.   Купряшин Г.Л. Соловьев А.И. Государственное управление. М., 1997.

20.   Латынов В.В. Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Науч.-ред. совет: Пред. совета Г.Ю. Семигин. М., 1999.

21.   Миронов Д.В. Социально-политическая коммуникация: структура, проблемы, акторы. Диссертация … кандидата социологических наук, Н. Новгород, 2003.

22.   Наумов Е.Ю. Коварное обаяние диалога. // Права человека в диалоге культур: Материалы научной конференции 26–28 ноября 1998 г., М., 1998.

23.   Николаева Е.А. Модели политической коммуникации // Актуальные проблемы современной политической науки. СПб., 2002, Выпуск 2.

24.   Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы //Вестник Российского университета дружбы народов, Серия: Политология, 2006, №1 (6).

25.   Основы политической науки: Учебное пособие: В 2 ч. / Под ред. Пугачева В.П., М., 1993.

26.   Основы политологии: Краткий словарь терминов и понятий. / Под ред. д.ф.н., проф. Белова Г.А. и д.ф.н., проф. Пугачева В.П., М., 1993. Политологический словарь. / Научн. ред., рук. авт. колл. А.А. Миголатьев, сост. В.А. Варывдин. В 2 ч., М., 1994.

27.   Политология: Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов, М., 1993.

28.   Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Полис, 2002, № 6.

29.   Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. // Полис, 2002, № 3.

30.   Соловьев А.И. Теория принятия государственного решения, М., 2004.

31.   Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Москосковского университета. Серия: 18. Социология и политология, 1999, № 4.

32.   Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997.

33.   Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник, 4-ое издание переработанное и дополненное, М., ИНФРА, 2001.

34.   Хухрак М. Коммуникацтивные основы управленческой деятельности. Диссертация … кандидата социалогических наук, Белград 2000.

35.   Burke K. Language as Symbolic Action. Berkeley, 1966.

36.   Cottеret J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris, 1973.

37.   Held D. Political Theory and the Modern State: Essays on State, Power and Democracy. Standford (Cal.), 1989.

38.   Ratzel F. Politische Geographic. Oldenburg, 1903.

39.   Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. New York; Paris, 1948.

40.   Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. New York, 1950.


Приложение 1

Вступительное слово Президента РФ на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, 23 июля 2008 года

Структура сообщения:

1. Формулировка потребности, характеристика проблемы:

«Поставленные планы статегического развития требуют адекватных управленческих ресурсов. Стратегия, которую мы с вами приняли, до 2020 года, предусматривает фундаментальные изменения экономической и социальной структуры нашего общества. … переход к этим рубежам может быть сделан только при активном труде самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошо подготовленные управленцы».

2. Характеристика искомых людей

«Люди, у которых для этого есть все способности, люди, которые хотят этим заниматься, обладают для этого достаточными знаниями, целеустремлённостью и волей».

3) Описание альтернатив и их оценка

3.1 «…но целостной системы нет. Она была, была в советские времена, называлась она номенклатурной системой подготовки кадров, имела и очевидные минусы всем известные, и определённые достоинства».

3.2 «…очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и – это наиболее отвратительная ситуация – просто за деньги, то есть должности продаются».

4. Определение ресурсов для решения проблемы

«У государства, не только у нашего, кстати сказать, таких возможностей нет. Государственная служба везде по уровню оплаты всё-таки отстаёт от частного бизнеса, значит, нужны другие стимулы».

5) Дополнительная характеристика желательного решения

«…переход толковых чиновников из регионов в центр, и наоборот, из центра в регионы, крайне редкое явление. А такая мобильность нам очень нужна».

6) Дополнительная характеристика проблемы, постановка задачи

«Что самое печальное, у нас до сих пор нет единой системы кадрового мониторинга и информации о вакансиях. Существующие же кадровые службы, которые действуют в государственных структурах, просто архаичны, они абсолютно не соответствуют задачам дня».

7. Дополнительная проблема

«Ещё одна причина дефицита квалифицированных управленческих кадров в неповоротливости самой системы образования. Несмотря на многочисленные поручения, она так и не переориентировалась на рынок труда, особенно в регионах. А заказчики кадров, в том числе и органы федеральной власти, не вовлечены ни в подготовку, ни в последующее переобучение кадров».

8. Постановка задачи

«Всё, что я сейчас сказал, подводит к мысли о необходимости создания полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе».

9. Составляющие задачи

«во-первых, найти лучших специалистов,

во-вторых, подготовить единую базу данных о них, причём, естественно, на всех трёх уровнях: на муниципальном, региональном и на федеральном.

При этом я считал бы принципиально важным, чтобы наиболее перспективные профессионалы вошли в так называемую президентскую квоту».

10. Сужение цели

«При этом я считал бы принципиально важным, чтобы наиболее перспективные профессионалы вошли в так называемую президентскую квоту. Мы эту тему обсуждали достаточно давно, я еще руководителем Администрации работал тогда. Пора это сделать, и личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам».

11. Требования к качеству решения

«…мы должны заложить правильные критерии, с тем чтобы можно было оценивать движение людей, чтобы возникли необходимые стимулы и, соответственно, чтобы присутствие в этой квоте было для работодателей … реальным знаком качества, что человек из этой квоты достоин работать не только на государственной службе, но и в других местах».

12. Постановка задачи

«Задача государства – создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора. Нам потребуется и нормативное регулирование. В результате должны определяться и лучшие студенты, и молодые специалисты, государственные и муниципальные служащие, и, хотел бы специально на это обратить внимание, работники негосударственного сектора, которые рекомендуются к зачислению в резерв управленческих кадров. Это должны быть сообщающиеся сосуды…»

13. Дополнение задачи и назначение ответственных

«…это касается и резерва для последующего замещения руководителей регионов. У нас здесь нет «скамейки запасных», мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах Федерации. И этим нам нужно озаботиться вместе, конечно, с нашими коллегами из регионов. Это прямая задача полномочных представителей и Администрации».

14. Подведение итога

«Это должна быть общедоступная, открытая база данных о лучших специалистах страны, и её использовать смогут все».

Приложение 2

Пресс-релиз, опубликованный на официальном сайте Президента РФ, 23 июля 2008 года, 13.30

«Президент предложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трёх уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.

Наиболее перспективные профессионалы войдут в так называемую президентскую квоту, подчеркнул глава государства. При этом нужно заложить правильные критерии отбора специалистов в эту квоту, чтобы присутствие в ней было для работодателей «реальным знаком качества» профессионала, достойного работать не только на государственной службе, но и в других местах.

Кроме того, Президент указал на необходимость создания единой системы кадрового мониторинга и информации о вакансиях, а также гибкой, ориентированной на рынок труда, системы образования.

Задача государства – создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора, отметил Д. Медведев».

Приложение 3

Обращение Президента РФ к Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года


«Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!…

Какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.

Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку. Ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий. Реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий. Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности.

Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято.

Поэтому поручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года «запустить» Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разработанную совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций.

Управленческий резерв должен включать в себя три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую «президентскую тысячу». Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна. Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферах деятельности надо включать и в общероссийский банк данных.

Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности.

 


[1] Социология коммуникации, М., стр. 4

[2] Ratzel, 1903, Цитата по Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия: 18. Социология и политология, 1999, № 4. стр. 57

[3] Гончаров М.Ю., Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире, М., 1991, стр. 55

[4] Там же, стр. 55 –56

[5] Политологический словарь, М., 1994, стр. 183

[6] Зарубежная политология, М., 1998, стр. 197

[7] В.В. Латынов, Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Науч.-ред. совет: Пред. совета Г.Ю. Семигин. М., 1999, стр. 172 –173

[8] Wiener, 1948; русский перевод: Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине, М., 1983

[9] Wiener, 1950; русский перевод: Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001

[10] Там же, стр. 14

[11] Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Учебник. Государственное управление, М., 1997, стр. 56

[12] Там же, стр. 56

[13] Дойч К., Нервы управления, М., 1993

[14] Cottеret, J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris, 1973.
 р. 112

[15] Там же, p. 57

[16] Действующая Конституция РФ, статья 1, глава 1.

[17] Там же.

[18] Там же, статья 32, глава 2

[19] Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Учебник, стр. 56


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты