Концепция гражданского общества

В Федеративной Республике Германия существует многообразие действующих лиц и организаций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к третьему сектору, гражданскому обществу. Это — профсоюзы, церковь, свободные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организации соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольная противопожарная служба, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов. Здесь граждане решают конкретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут на себя ответственность за общее благо. Социальная и политическая ответственность человека является корректирующим фактором развития рыночных сил, которые сами по себе не могут быть основой функционирования общества.

Благодаря комплексному взаимодействию государства, частных, ориентированных на прибыль действующих лиц (рынок) и представителей гражданского общества, возникает необходимое для демократии «поле напряжения», а из него произрастает консенсус и стабильность. При этом важную роль играет свободная пресса в качестве посредника, коммуникатора и контролирующей инстанции, без которой не могут обойтись ни государство, ни экономика, ни «третий сектор». Ибо только общественное обсуждение при пересечении различных интересов может привести к формированию достаточно обоснованного общественного мнения. Гражданское общество является питательной средой демократии. Нынешняя правящая партия «Союз 90/Зеленые», выдвинувшая в лице Йошки Фишера из своих рядов министра иностранных дел и вице-канцлера, — лучшее доказательство того, что общественные и политические процессы неразрывно связаны между собой, взаимно обусловливают и обогащают друг друга: эта партия — плод сразу двух гражданских движений 70­х и 80­х годов, а именно экологического и пацифистского движения в Западной Германии, а также движения за гражданские права в ГДР, которое, благодаря мужественному отстаиванию прав человека и гражданина, демократических принципов, приближало конец коммунистического режима.

«Вся власть исходит от народа», гласит статья 20, пункт 2 Основного Закона — Конституции Федеративной Республики Германия. Народ — это граждане с их закрепленными в Конституции правами, имеющие, однако, и обязанность по поддержанию в порядке общества и участию в решении проблем. Ключевым понятием здесь является сопричастность, а она не может ограничиваться волеизъявлением у избирательных урн раз в четыре года. Живая демократия, как сказал федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер в 1992 году, нуждается в активном, критическом соучастии граждан и в период между выборами. Организации и действующие лица гражданского общества благотворно влияют на общественный диалог и способствуют формированию общественного мнения, выравниванию различных интересов, а тем самым — и равновесию в обществе. Гражданское общество — залог консолидации, а не дробления. Динамика и стабильность в обществе обеспечиваются возможностью публичного представительства законных потребностей, их включением в процесс принятия политических решений. В конечном счете пользу из этого извлекают все, а не только представители отдельных групп по интересам.

Пределы гражданского общества

Свободный демократический строй образует как основу, так и пределы всей общественной деятельности в Федеративной Республике Германия. Это относится также и к действующим силам гражданского общества. Статья 9 нашей Конституции гарантирует гражданам право свободного образования объединений (т.е. право создавать союзы и общества), но в пункте 2 вносит ограничение: «Запрещаются объединения, цели либо деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя либо против идеи взаимопонимания народов». Но все таки предпосылкой для этого есть четкие законы и независимая судебная власть. Если речь идет о запрете, то последнее слово, разумеется, за судами. Правовое государство в Федеративной Республике Германия отличается бдительностью и способностью защищаться, ведь не забыт опыт Веймарской республики, в которой вялая позиция государственной власти по отношению к экстремистским группировкам, прежде всего правого толка, привела к закату демократии. После событий 11 сентября под усиленное наблюдение правоохранительных органов попали и исламистские группировки, существующие на территории Федеративной Республики. Например, так называемое «Государство калифа» в Кёльне, которое было запрещено и члены которого теперь должны нести ответственность перед судом.

Может ли быть создано гражданское общество?

То правительство является наилучшим, «которое нас учит управлять самим собой» писал Йоганн Вольфганг фон Гёте. Предпосылкой для функционирования гражданского общества есть наличие зрелого гражданина и государства, которое относится к гражданину не с недоверием, а само содействует широкому публичному обсуждению того или иного вопроса. Поэтому Федеральное правительство избрало себе идеал содействующего государства, создающего необходимые рамковые условия с тем, чтобы неправительственные организации, союзы и объединения могли развиваться. «Между государством и обществом существуют отношения напряжения, а не отношения непримиримого противоречия. Гражданское общество нуждается в лучшем действенном и содействующем государстве», писал Федеральный канцлер в 2000 году. Содействующее государство не значит, что государство обязано стать во главе неправительственных организаций или же должно руководить ими. Было бы бессмысленным желать проявления общественной активности при помощи указов. Нам не нужна управляемая демократия. Тем не менее государство должно гарантировать необходимую свободу действий и создавать рамковые условия, например, решить вопросы налогового законодательства и смягчить бремя бюрократии. Таким образом оно поощряет к общественной деятельности и создает стимулы к занятию почетных должностей и проявлению активности. Я убежден в том, что воспитание зрелого гражданина начинается уже в школе: дети и подростки учатся дискутировать, вырабатывать свое мнение и защищать его. Кстати, в пятидесятые и шестидесятые годы двадцатого века в Западной Германии совершенно осознанно были призваны в жизнь ученические представительства и парламенты. Они внесли свой вклад в преодоление тоталитарного наследия в Германии.

Действующие лица гражданского общества как международные игроки.

Германия придает большое значение действующим лицам гражданского общества и в международном плане, ведь голод и нищета, нарушение прав человека и загрязнение окружающей среды не знают границ. Федеративная Республика Германия выступает за то, чтобы там, где это целесообразно, допускать неправительственные организации как равноправных партнеров к участию в работе международных конференций и организаций. Правозащитные

­ и экологозащитные группы, примером тут могут служить Greenpeace и Amnesty International, давно стали «игроками глобального масштаба», голос которых слышат и работа которых привлекается к решению глобальных проблем. Кроме того, многие задачи вообще не могли бы быть решены без неправительственных организаций, так напр., обеспечение продовольствием, помощь беженцам или медицинское обеспечение в кризисных регионах. В Афганистане, к примеру, над восстановлением страны рука об руку работают представители государственных и негосударственных организаций.

Представители гражданского общества являются помимо всего прочего желаемыми партнерами и для политиков: в федеральном министерстве иностранных дел Германии проводятся регулярно рабочие встречи с научными работниками, журналистами и неправительственными организациями для обсуждения региональных тем и вопросов по существу. И федеральный канцлер Герхард Шрёдер после своей встречи с представителями негосударственной сферы 6 декабря в Киеве сказал, что это был очень интенсивный разговор, который будет иметь продолжение. Настоящий диалог культур возможен лишь на уровне граждан, обществ. Хочется упомянуть многие партнерские связи между городами и школами, а также плотную сеть в области гуманитарного сотрудничества между Германией и Украиной. Остается пожелать, чтобы и в Украине люди делали усиленный вклад в свое будущее и будущее своих детей. Обустройство жизни, перспективы на будущее являются элементарными потребностями каждого человека. И тут государство обязано проявить великодушие в допустимых пределах и доверие к потенциалу людей».

Герхард Шредер (федеральный канцлер ФРГ)

Цивилизованное гражданское общество: о новом определении задач государства и общества

«Стремительные изменения, вызванные глобализацией, резкие переломы на рынках труда - все это потрясает и вселяет неуверенность в людей в их повседневной жизни. Общество ощущает, что некоторые константы политической и общественной жизни уже не незыблемы. На фоне глобализации, sharehol-der value и возрастающего значения тесных международных связей - что делать, что может сделать политика? Уже начинают говорить об "исчезновении политической составляющей".

Я считаю, что необходимо обратное: возврат политической составляющей. Важнейшие вопросы начинающейся эпохи - как нам обеспечить защищенность и справедливость в "обществе знаний", какие культурные и социальные ориентиры мы предложим нашим детям в эпоху интернета, как государству организовать себя в обществе, переживающем радикальные перемены, - можно решить только с помощью политики. Однако для этого политика должна вспомнить о своих главных задачах. А это не только регулирование деловой и общественной жизни посредством закона и права, но и поиск ответов на надежды и страхи людей. Именно для социал-демократов наступило время заняться "важнейшими" общественно-политическими вопросами, другими словами, разработать "общественный проект"; как мы хотим, как мы должны добиться справедливости, участия в принятии решений, солидарности и инноваций, как мы построим общество, в котором будет приятно жить, которое не будет отторгать людей и в котором способности всех раскроются наилучшим образом? Как поощрять инициативу, как защитить слабых и побудить сильных вносить свой вклад?

Это вопросы, на фоне которых мы должны обсудить актуальные соображения по поводу припципиального укрепления и обновления гражданского общества. Концепцию современного гражданского общества я рассматриваю под ракурсом "придания процессу перемен цивилизованного характера" благодаря политической интеграции и новому гражданскому сознанию. Речь идет о возрастании личной ответственности во имя всеобщего блага. Однако цель - это не упразднение государства и не исчезновение политической составляющей.

Изменения на рынке труда заставляют все больше людей "ломать свои трудовые биографии". В обществе знаний никто больше не может считаться "окончательно выучившимся" в плане профессионального мастерства. Марксистская утопия: "утром охотник, днем рыбак, вечером критически настроенный критик" для многих уже превратилась в злой фарс: "утром разносчик газет, днем ассистент, ночью критически настроенный водитель такси...

Гарантированные трудовые отношения больше не являются само собой разумеющимся фактом, а это вызывает чувство неуверенности. Возникает "исходная материя для страха" (Оскар Негт).

Государство и гражданское общество находятся в напряженных отношениях друг с другом, но не в непримиримом противостоянии. Гражданскому обществу необходимо лучшее, активное и побуждающее к активности государство. Одной из крупных иллюзий, прежде всего, в общественной политике социал-демократов, является мнение о том, что "больше государства" - это лучшее средство для достижения большей справедливости. Однако применения или даже расширения "классических" инструментов вмешательства - закона, силы и денег - может быть недостаточно в обществе, в котором "движение приобрело такое же значение, как регулирование" (Ален Турен).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты