Концепция гражданского общества

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представля­ется возможным построение правового демокра­тического государства, поскольку именно созна­тельные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого об­щежития. Таким образом, если гражданское об­щество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централи­зованной государственной волей, то государст­во призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной лич­ности.                                                   


Разделение гражданского общества и государ­ства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество пред­ставляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономи­ческих, культурных, религиозных и иных струк­тур, которые развиваются в обществе вне ра­мок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и меж­личностных отношений создает условия для са­мореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребнос­тей.

Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия  гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.

Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.

Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

 Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Понятие цивильное или гражданское общество обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые сами совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества, независимо от государства и вне рынка.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

На основе вышеуказанных определений можно синтезировать следующее понятие.  Гражданское общество – этот  форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы и т.д.) и институты гражданского общества (профсоюзы и т.д.).


Надо также отметить, что не которые исследователи пытаются определить понятие гражданское общество, через демократический режим. Однако гражданское общество возможно и при других режимах. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.                                                                         

              Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных

ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем  меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов

          Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.


                 

                           2.2   Институты гражданского общества           

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества. Значительное место в гражданском обществе занимают заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов.

     Заинтересованные группы  и организации представляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие  экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.

     Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

     В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политической и духовной.

     Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Выражаясь в конкретных формах деятельности, эти отношения определяют многообразие производственных объединений и организаций (трудовые коллективы, кооперативы, артели, товарищества, предпринимательские ассоциации, семейные объединения и т.д.). Богатство и разнообразие данных образований в прямой степени зависит от многообразия различных форм собственности.

     Политическая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Именно этот интерес является доминирующим и определяющим политическое лицо организации, её отношение к существующему государству.

    Духовная сфера - это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д.

     Кроме основ и сфер в гражданском обществе следует выделить также и условия, которые необходимы для его успешного функционирования. Среди них нужно выделить следующие.

     Первое условие - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином.

     Второе условие предполагает  достаточную развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей всё множество интересов в обществе. Имеется в виду прежде всего многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. Эта структура создаёт (наряду с существующими вертикальными связями, выражающимися во взаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связи в обществе и делает его более организованным, прочным стабильным. При отсутствии последних гражданин напрямую связан с государством и тогда возникает острое противоречие личности и государства.

     Третье условие - развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении. Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическом смысле. Последние предлагает полную самодеятельность при включённости в тот или иной институт гражданского общества.

Кроем того, гражданское общество должно иметь возможность реального контакта со всеми эшелонами власти. Такой контакт, как мне представляется, может происходить через интернет,  то есть должна быть создана возможность задавать вопросы и предлагать какие-л. проекты представителям власти всех уровней. Вопросы и проекты  должны отбираться общественными организациями в которые входит или не входит индивид.    



    

                                 

Заключение.

 

Заканчивая рассмотрения вопроса о концепции гражданского общества сделаю общие выводы.

Во-первых, гражданское общество - явление раннебуржуазного строя, в котором личность человека на основе введения частной собственности рынка, рабочей силы и свободного предпринимательства превратилась из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими согражданами, независимо от сословности происхождения.

Проще говоря, существование гражданского общества невозможно без появления новых общественных индивидов-граждан, имеющих равные гражданские права и специфические гражданские качества.

Во-вторых, гражданское общество в целом является сферой частных интересов и потребностей людей, которые осуществляются через такие негосударственные институты, как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные общественные организации, различного рода ассоциации представителей разных профессий (студентов, врачей, инженеров, адвокатов и т.д.) Через все эти неполитические формирования осуществляются защитные меры тех, кто в силу каких-то причин не в состоянии обеспечить себе минимум необходимых средств существования (инвалиды, больные, престарелые, дети).

В-третьих, гражданское общество - это система неполитических организаций, находящихся с государственными институтами в постоянном противоречивом. Структуры гражданского общества создаются по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются по приказу государства. Субъекты, входившие в такую социальную сферу (индивиды, коллективы), независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры.

В-четвертых, к началу ХХ века во многих странах Запада сформировался тип гражданского общества, позволяющий властям включать его в качестве дополнительного механизма влияния на населения своих стран.




                        

                                 

Список используемой литературы.

                                                                

1.     Ильин В.В.  Политология. М.: Книжный дом Университет, 1999. 540с.

2.     Мухаев Р.Т.  Политология. М.: Дрофа, 1997. 384с.

3.     Некрсесянцев В.С. (члена-корреспондент РАН, доктор юридических             

     наук, профессор) История политических и правовых учений. М.:     

     Издательская группа ИНФРА М-Норма, 1997. – 736 с.

4.  Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. Политология. М.:

     Акалис, 1996. 277 с.

5.     Радугин А.А.  Политология. М.: Центр, 1999. 224с.

6. Томас Каротес, Заместитель начальника отдела мировой политики в         

    Фонде Карнеги в Нью-Йорке.

7.     Штюдеманн Дитамр, Посол Федеративной Республики Германия в Украине.

8.  Шредер Герхард, Федеральный канцлер ФРГ.


 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты