Конституция от 6 мая 1992 года предусматривала строительство взаимоотношений Крыма и Украины на договорной основе.
11 марта вместо понятия “Конституция Автономной Республики Крым” в проекте Основного Закона Украины появилась загадочная формулировка “Устав автономии” (18). 26 марта парламент Украины принял Закон “О Конституции Автономной Республики Крым”. Конституцию Крыма начали рассматривать, не ожидая принятия основного закона государства.
Предполагалось :
1) рассмотреть Конституцию Крыма после принятия Конституции Украины;
2) одобрить документ, оставив в нем 3 статьи и 14 пунктов;
3) утвердить Конституцию Крыма за исключением пункта о гражданстве и названии республики (19,20).
В итоге 27 марта было решено перенести заседание по второму чтению законопроекта об утверждении Конституции Крыма на следующую неделю. Основаниями были и недостаточная готовность документов к сроку (26 марта) и 126 замечаний к новому проекту. (21) 3 апреля 1996 года Верховная Рада Украины приняла Закон “О Конституции Автономной Республики Крым”, в котором 22 статьи были признаны не соответствующими Конституции и действующему законодательству Украины. Даже спикер крымского парламента Евгений Супрунюк на вопрос об утверждении Конституции отвечал: “Я не уверен, что Конституция Крыма будет утверждена Верховной Радой Украины в ближайшее время”. Конституционная комиссия должна была внести 126 статей Конституции автономии 252 поправки. Если часть неутвержденных статей противоречит действующему украинскому законодательству, то их было необходимо привести в соответствие с ним. Такова позиция крымской стороны. Комитет Верховной Рады по правовой политике и судебно-правовой реформе, возглавляемый Владимиром Стретовичем, иного мнения - Конституцию Автономии надо утверждать в украинском парламенте, начиная с первой строки. (22)
Начиная с апреля 1996 года в Киеве работала комиссия Верховного Совета Крыма по согласовано с комитетами ВР Украины неутвержденных статей Конституции Крыма. Велась подготовка изменений и дополнений в Конституцию Автономной Республики Крым.
Рабочими группами Верховной Рады Украины и крымского парламента был совместного проанализирован полный текст Конституции автономии на предмет соответствия её положениям Конституции Украины. В результате были подготовлены согласованные предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Крыма. Эта работа вызвала много споров в парламентах Украины и Крыма. 16 ноября 1996 года заместитель председателя крымского парламента В. Клычников заявил , что Конституция Крыма почти согласована, что почти все предложения Крымом были приняты. (23,24,25)
Часть II
События 1997 года.
10 января состоялось заседание Верховного Совета Крыма по работе над положениями Конституции Крыма. Члены комиссии обсудили предложения и замечания депутатов, высказанные в ходе рассмотрения этого вопроса на сессии Верховного Совета Крыма. Дискуссия на заседании развернулась вокруг не утвержденных положений Конституции, среди которых Преамбула Конституции, статья 7 - территориальное устройство, гражданство Республики Крым (статья 15), а также вокруг ряда отдельных статей. По предложению заместителя Председателя Верховного Совета Крыма В. Клычникова, после обсуждения всех поправок и изменений решено было вынести согласованный вариант Конституции для рассмотрения в постоянных комиссиях Верховного Совета Крыма, а затем рассмотреть на пленарном заседании Верховного Совета Крыма. В последствии, на этом пленарном заседании, состоявшемся 15-16 января, было решено привести в соответствие с Основным Законом Украины не утвержденные Верховной Радой статьи крымской Конституции.
15 же января начала работу 6-я сессия Верховного Совета Крыма на которой заместитель Председателя ВС Крыма В.Клычников представил депутатам законопроект, доработанный и согласованный рабочими группами Верховного Совета Украины и Верховного Совета Крыма. В своем докладе он отметил, что рабочей группой была проделана большая работа по согласованию не утвержденных статей Конституции Крыма и приведено в соответствие с Конституцией Украины всех положений Основного Закона Крыма. После перерыва, необходимого для консультации депутатов во фракциях, началась работа по постатейному обсуждению законопроекта.
Тем не мнение, проект нуждается в дополнительной доработке и поэтому на заседании Президиума ВС Автономной Республики Крым, состоявшейся 5 мая 1997года, проведенное председателем Верховного Совета А.Гриценко, по предложению его заместителя А.Данеляна был утвержден план совместной работа группы Верховной Рады Украины по доработке проекта Конституции Автономной Республики Крым и комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым по работе над положением Крымской Конституции. Именно Данелян предложил членам комиссии по работе над положениями Конституции 17 марта рассмотреть проект закона Автономной Республики Крым “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Крыма” и сравнительную таблицу по данному законопроекту.
21 июня Верховный Совет Крыма принял конституционный закон. Тогда члены комиссии наибольшее внимание уделили статьям 6 и 104, как наиболее спорным. Было предложение сохранить формулировку статьи 6, где говориться о том, что наравне с украинским, как государственным языком, в Крыму функционируют крымскотатарский и русский языки, а также использовать в данной статье ставку на Законы Украины “о языках”. Что касается статьи 104(п.3), то порядок проведения выборов Верховного Совета Автономной Республики Крым предложено определить законом Автономной Республики Крым, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины. (30) автономии о внесении изменений и дополнений в Конституцию Крыма и направлении его на утверждение Верховной Раде Украины. (31)
После решения парламента Украины внесенные в Конституцию автономии внесены изменения и дополнения вступают в силу. Принятые изменения и дополнения гласят: из преамбулы и текста Конституции Автономной Республики Крым изъято понятие “Народ Крыма”. Название “Автономная Республика Крым” вводится вместо формулировки “Республика Крым”; из Конституции автономии исключено понятие о внутреннем гражданстве Крыма. Согласно утвержденной статье 15 “граждане Украины, постоянно проживающие в Крыму, являются гражданами Автономной Республики Крым”. Согласно поправкам, и территорией Автономной Республики Крым является территория Крымского полуострова в границах, определенных с севера существующими административными границами. Территория Автономной Республики Крым является неприкосновенной и не может быть изменение без согласия Верховной Рады Украины и Верховного Совета Автономной Республики Крым”.
Согласно статье 101 законы Украины являются обязательными для исполнения на Согласно статье 9 “Автономная Республика Крым” имеет свои республиканские символы: герб, флаг и гимн. Их описание и порядок использования устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами Автономной Республики Крым”. Территории автономии. По мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховного Совета Крыма Конституции и законом Украины Президент Украины может приостановить действие нормативно-правовых актов крымского парламента с одновременным обращением в Конституционный суд Украины относительно их конституции. В то же время крымские депутаты оставили без изменения неутвержденную Верховной Радой статью 6, позволяющую русский язык "функциональным языком и языком делопроизводства в Автономной Республике Крым". Государственными же языками определены крымско-татарский, украинский и русский. (31,32)
24 октября заместитель Председателя Верховного Совета Автономной Республики Крыма Анушаван Данелян встретится с главой миссии ОБСВ в Украине Майклом Вайгантом и выразил надежду, что 8 ноября Верховная Рада Украины примет не утвержденные ранее статьи Конституции Крыма”. А.Данелян подробно проинформировал о результатах своей поездки в Киев в Верховную Раду Украины, где в течение 2-х недель согласовывал неутвержденные статьи Конституции Автономной Республики Крым. Он подчеркнул, что в целом поездка бала успешной, несмотря на наличие в комитетах Верховной Рады Украины различных мнений по поводу не только Конституции Крыма, но и существования самой автономии Данелян ответил, что “по мнению Председателя Верховной Рады Украины А.Морозова, не может быть и речи о новой Конституции автономии, а лишь о добавленных и изменениях в уже существующую”. Он также считает, что неутвержденные статьи Конституции Крыма должны быть приняты Верховной Радой до того, как парламентом страны будут рассмотрены законы “О Верховном Совете Крыма”, “О выборах в Верховный Совет Крыма”, “О Совете министров Крыма” (33). В то же время Председатель Верховного Совета Крыма А.Гриценко выразил мнение, “что подходы к утверждению Конституции Автономии в Верховной Раде Украины изначально определены неправильно.-- вынужденно втянулись в обсуждение тех статей, которые были приняты Верховным Советом Крыма, но не были утверждены украинским парламентом, тем более что народные депутаты - члены комиссии в частности, комитет, возглавляемый Стретовичем, предлагали все новые варианты, находит все новые проблемы и каждый раз предлагает все новые подходы к утверждению конституционных статей, вплоть до того, что теперь надо утверждать не 22 неутвержденные статьи, а все положения основного закона Автономной Республики Крым выносить на обсуждение Верховной Рады Украины, начинать их пересматривать заново с 1 статьи и вносить редакционные поправки. Несмотря на документы, ссылки на Конституцию Украины, на документы, представляемые комитетом, возглавляемом В.Стретовичем - сравнительные таблицы с тремя предыдущими проектами Основного Закона Автономной Республики, а настоял на обращении только технолог статей, которые не были утверждены, потому что Конституция Украины четко регламентирует механизм принятия Конституции Автономной Республики Крым: первый этап - ее принятия Верховным Советом Крыма, второй - утверждение Верховной Радой Украины. По поводу ссылок на то, что с принятием Конституции Украины многие статьи нашей Конституции не попадают в соответствие, то подобное заключение имеет право давать лишь конституционный суд. В 1 пункте переходных положений Конституции Украины сказано, что все законы и нормативные акты, до ее вступления в силу, в той части, которая не противоречит Конституции, являются действующими. И если постановления, что будут приниматься Верховным Советом Крыма на основании, уже утвержденных положений Конституции автономии, войдут в противоречие с Конституцией Украины, то Президент Украины может представить такие решения и обращаться в конституционный суд. На встрече с верховным комиссаром ОБСВ по делам национальных меньшинств Макс Ван дер Стул. Председатель Верховного Совета Гриценко выразил мнение, что для автономии сегодня главным является незавершенность конституционного процесса, а отсутствие у Крыма своей Конституции “не сказаться на решении социально-экономических вопросов”. В ходе беседы высказалась озабоченность фактом, что парламент Украины до сих пор не рассмотрел Закон “О выборах в Верховный Совет Крыма”, хотя выборы в парламент Крыма должны проходить одновременно с выборами в парламент Украины (8 марта 1998 года) А.Гриценко назвал неправильной ситуацию, когда закон о крымских выборах является законом Украины и принимается ее Верховной Радой. По его мнению, “принимая данный закон в Верховном Совете Крыма, мы могли бы более полно отразить политические, экономические и национальные проблемы автономии.(34)