Лоббизм как явление политической жизни
p> Законодательство о регулировании лоббизма позволит заложить в основу деятельности лоббистских организаций определенные этические принципы, нормы, традиции. Оно должно быть нацелено на регламентацию деятельности лоббистских структур, представляющих интересы корпораций, коммерческих предприятий и фирм с одной стороны, с другой – на поддержку групп, обеспечение их взаимодействия с властью и влияния общества на процесс принятия решений.

В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма в России организовал и провел «круглый стол», посвященный проблеме институционализации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании лоббистской деятельности в России. В его рамках для лоббистов- профессионалов были предложены субъективные права (например, получение информации в соответствующих государственных органах об их деятельности, а также свободный допуск в Федеральное Собрание РФ, его комитеты и комиссии, в органы исполнительной власти, возможность деловых встреч с депутатами, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти). Также рассматривались следующие их обязанности (регистрироваться и получать лицензию в Минюсте РФ, отчитываться вплоть до указания расходов и достигнутых результатов, отвечать за ложную информацию и платить налоги)[14].

В своей статье В.А. Лепехин пишет о том, что «жесткий, всеохватывающий и запретительный закон не будет работать. Он должен быть относительно мягким, как бы переходным. В сущности, основное его назначение состоит не в том, чтобы попытаться загнать лоббистскую деятельность в какие- то рамки – это нереально. Необходимо предложить обществу иную, гласную и цивилизованную форму взаимодействия с властью и тем самым построить параллельный канал влияния на государственный орган. Понятно и другое: какая-то часть предпринимательских структур, профсоюзы, общественные объединения etc наверняка предпочтут строить взаимоотношения на правовой основе. И в этом смысле принятие закона необходимо даже с просветительской целью[15].

Предметом правового регулирования согласно содержанию разработанного законопроекта является, прежде всего, порядок создания лоббистских структур, их регистрация, и отчетность перед органами власти.
Соответственно «лоббисты» по закону – это физические и юридические лица, зарегистрированные в качестве таковых, т.е. закон распространяется не на лоббистов вообще, а только на тех, кто в установленном порядке получил лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Депутатам, должностным лицам, госслужащим не разрешено выступать в качестве официальных лоббистов.
Конечно, запретить депутату защищать интересы тех или иных партий социальных групп или объединений граждан никто не в праве - каждый депутат просто обязан лоббировать интересы своих избирателей, однако выступать в качестве лоббиста (по смыслу настоящего закона), т.е. вступать в деловые коммерческие отношения с государством, подменяя функцию законодателя функцией законодателя (или его представителя)- это все равно, что пускать в открытую распродажу государственную казну. Закон предусматривает периодическую отчетность лоббистов перед властями о своих клиентах и целях лоббирования размеров получаемого дохода.

Очевидно, что в принятии данного закона и государственном регулировании лоббистской деятельности объективно заинтересованы организационные структуры: профсоюзы, общенациональные общественные объединения, в том числе организационный бизнес, в нем также явно заинтересован простые россияне. Против же него настроены те, кто хотел бы строить свои отношения с государством или лоббистами по-старому скрытно и корыстно.

Если подходить к проблеме критически, то анализ зарубежного опыта заставляет серьезно усомниться в возможности найти в России одномоментное, всеобъемлющее и справедливое, простое практичное решение вопроса о том, как контролировать лоббистскую деятельность, не налагая в то же время излишних ограничений на гражданское общество, только еще встающее на ноги. Принятие какого-то единого, пусть самого современного «цивилизованного» закона о лоббистской деятельности не устранит коррупцию в коридорах власти.
Целесообразно встраивать механизмы контроля над этой деятельностью во все принимаемые законодательные акты, регулирующие функционирование институтов политической системы.

Автор статьи «Лоббизм по-немецки» считает, что ключевую роль в
«окультуривании» данного явления в России может и должна сыграть «четвертая власть» - свободная пресса. Речь идет о том, чтобы широко знакомить граждан в газетах и журналах с деятельностью групповых интересов (вынуждая их тем самым давать более глубокие, качественные и главное социально направленные обоснования своих требований) регулярно освещать ход и итоги контактов представителей власти и этих групп. Следует в первую очередь сделать подконтрольными и прозрачными процессы формирования и расходования бюджетов лоббистских организаций.

Между тем, общественное сознание в России, имея, глубокие корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока воспринимает лоббизм, а само слово зачастую используется как ругательное с аморально- криминальным оттенком. Сейчас в лоббизме видят лишь одну сторону – негативную, вкладывают в этот термин лишь теневой смысл. Конечно, его разные оценки, противоречивость его восприятия исходят из того, что мы еще просто не привыкли к этому, во многом новому для российского общества, явления и соответственно понятию его обозначающему. Трудно сказать, насколько будет распространено данное явление в России, но одно можно совершенно определенно утверждать: если государство решило формировать гражданское общество, то от лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии. С созданием соответствующих условий, по мере вплетения норм и принципов народовластия в социальную практику лоббизм будет постепенно превращаться в необходимый социально-политический институт.

Литература:

Политология: Энциклопедический словарь. М.; 1993.

Политология: Учебник // под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. – М.:
Юристъ, 1999.

Фридман Л.В. Введение в американское право М., 1992

Периодические издания

Илларионов А. Правительство капитулировало перед водочным лоббизмом
//Известия 1994, 24 февраля.

Карханин С. Лоббист проходит сквозь стену. Федеральные ведомства ищут контактов с парламентом //Российская газета 1994, 13 октября

Кузина Н. «Дикий» лоббист на рынке не рыщет.// Российская газета
1996, 29 февраля.

Ларин С. Кто правит Америкой ?… Лоббисты // Российская газета. 1993,
6 марта

Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования// Полис. 1998. №4

Лоббизм как инструмент политики//Актуальная политика 1993, №2-6

Лоббизм по-немецки//Полис.1993 №1

Малютин М., Нещадин А. Лоббизм–всего лишь средство обогащения //
Известия 1994, 16 ноября

Остапчук А. Лоббизм станет цивилизованным. Готовятся соответствующие законодательные акты // Независимая газета. 1995, 14 февраля.

Совершенно ясно, почему Президенту России не нужен независимый прокурор//Новая ежедневная газета 1994, 8 апреля.

Специально для онят0( З ((((((((( «НЕ поленилось, н0 з(тр(днил((ь
(((((((ь»

Необходимо определить формальную правильность того или иного логического умозаключения, на основе определенного утверждения или ряда утверждений. Реальная действительность не играет при этом никакой роли, это немного усложняет тест, поскольку содержание абсурдно, но логически безупречно. Учитывать также то, что правильных ответов может быть несколько, но может и ваапще не быть. На все задания 8 минут.
1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек.

Следовательно, все улитки любят кошек. а)правильно б)неправильно
2. Все крокодилы могут летать. Все великаны являются крокодилами.

Следовательно все великаны могут летать а)правильно б)неправильно

3. Некоторые кочаны капусты являются паровозами. Некоторые паровозы играют на рояле. Следовательно некоторые кочаны капусты играют на рояле. а)правильно б)неправильно
4. Две рощи никогда не похожи друг на друга. Сосны и ели выглядят совершенно одинаково. Следовательно, сосны и ели не являются двумя рощами. а)правильно б)неправильно
5. Никто не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей красный нос. Следовательно никто не может быть президентом а)правильно б)неправильно
6. Все вороны собирают картины. Некоторые собиратели картин сидят в птичьей клетке. Следовательно, некоторые вороны сидят в птичьей клетке. а)правильно б)неправильно
7. Только плохие люди обманывают или крадут. а)Екатерина – хорошая. б)

Екатерина –обманывает в) Екатерина – не крадет г) Екатерина

–обманывает и крадет д) Екатерина не обманывает
8. Все воробьи не умеют летать. У всех воробьев есть ноги. а) Воробьи и

без ног могут летать б) Некоторые воробьи не имеют ног в) Все воробьи, у которых есть ноги, не могут летать г) Воробьи не умеют летать, потому что у них есть ноги д) Воробьи не умеют летать, и у них нет ног.
9. Некоторые люди –европейцы. Европейцы –трехноги. а) У некоторых людей три ноги. б) европейцы, являющиеся людьми, иногда трехноги. в)

Люди с двумя ногами не являются европейцами. г) Европейцы – это люди с тремя ногами. д) Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми.

10.Цветы - это зеленые животные. Цветы пьют водку. а) все зеленые животные пьют водку. б) Все зеленые животные являются цветами. в)некоторые зеленые животные пьют водку. г) Цветы, которые пьют водку, являются зелеными животными. д) Зеленые животные не являются цветами

11.Каждый квадрат круглый. Все квадраты красные. а) бывают квадраты с красными углами. б)Бывают квадраты с круглыми углами. в)
Бывают круглые красные углы. г) углы и квадраты круглые и красные. д) У красных квадратов круглые углы.

12.Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь. а)плохие начальники летят с неба вниз. б)Хорошие начальники, которые умеют летать, могут петь. в)Некоторые плохие начальники не могут петь. г)Некоторые хорошие начальники плохи, так как они умеют петь д)Плохие начальники не падают с неба.
-----------------------
[1] См. Политология: Энциклопедический словарь. М.; 1993. С.159
[2] См. Ларин С. Кто правит Америкой?…Лоббисты // Российская газета. 1993,
6 марта
[3] См. Политология: Учебник // под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. – М.:
Юристъ, 1999. С.449
[4] Лепехин В.А. //Лоббизм и проблемы его правового регулирования. Полис.
1998 №4 С.119
[5] См. Современные США :Энциклопедический справочник. М.: 1988. С.83-84.
Любимов А.П Профессиональный лоббизм. М., 1988.
[6] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992 т.1 С.492.
[7] Фридман Л.В. Введение в американское право М., 1992 С.20
[8] Карханин С. Лоббист проходит сквозь стену. Федеральные ведомства ищут контактов с парламентом //Российская газета 1994. 13 октября
[9] Илларионов А. Правительство капитулировало перед водочным лоббизмом
//Известия 1994 24 февраля.
[10] Российская газета 1994, 25 февраля.
[11] Малютин М., Нещадин А. Лоббизм – всего лишь средство обогащения //
Известия 1994, 16 ноября.
[12] Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования
// Полис 1998 № 4 С. 121
[13] Совершенно ясно, почему Президенту России не нужен независимый прокурор//Новая ежедневная газета 1994, 8 апреля
[14] Остапчук А. Лоббизм станет цивилизованным. Готовятся соответствующие законодательные акты // Независимая газета. 1995 14 февраля; Кузина Н.
«Дикий» лоббист на рынке не рыщет.// Российская газета 1996 29 февраля.
[15] Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования//
Полис. 1998. №4


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты