Манипуляция сознанием (на примере США)

Легко предположить, что в США теория, подчёркивающая агрессивную сторону поведения человека, неизменность человеческой природы, найдёт полное одобрение, завладеет многими умами, ляжет в основу большинства работ и будет широко пропагандироваться СМИ. Экономика, основывающаяся на частной собственности и индивидуальном накопительстве, поощряющая их и в силу этого подверженная личным и социальным конфликтам, должна иметь на вооружении теорию, объясняющую и узаконивающую свои практические принципы. На сколько спокойнее считать, что эти конфликтные отношения заложены в самой человеческой природе, а не навязаны социальными условиями!

Заправилы СМИ легко оправдывают ежедневные телевизионные программы, в которых на каждый час приходится с полдюжины убийств,  утверждая, что ТВ лишь даёт людям то, чего они сами хотят. Рынок с готовностью принимает работы авторов, объясняющих агрессивный и хищнический характер человеческой природы, проводя параллели с поведением животных.

Чистый социальный эффект от тезиса, обвиняющего во всём природу человека, выражается в дезориентации, полнейшей неспособности не только устранить, но хотя бы даже выявить причины зла, и, как главное следствие, приверженность к существующему статус-кво. Полагать, что агрессивность человека и его стремление к собственности свойственно его животной природе - значит ошибочно принимать некоторых людей за всё человечество, современное общество - за все возможные общества.

Именно в целях предотвращения социального действия и придаётся такое большое значение любым формам пессимистической оценки человеческих возможностей. Коль скоро мы обречены в силу нашей наследственности, то мало что можно изменить. Укоренившаяся социальная система зависит от того, насколько ей удаётся поддерживать в массе, особенно в умах её “просвещённой” части, сомнение и неуверенность относительно человеческих перспектив.

Манипуляторы сознанием считают, что природа человека, как и весь мир, неизменна. Фрейре по этому поводу пишет: “Угнетатели разрабатывают целый ряд аргументов, исключающих наличие в мире нерешённых проблем, они изображают мир как некий устоявшийся организм, нечто данное свыше, нечто, к чему люди, будучи всего лишь зрителями, должны приспосабливаться”.

2.4. Миф об отсутствии социальных конфликтов.

Стремление сконцентрировать внимание на недостатках революционных общественных движений - это лишь один, международный, аспект деятельности манипуляторов сознанием по сокрытию от общественности реальности существования господства и эксплуатации.

Манипуляторы, рисуя картину жизни внутри страны, полностью отрицают наличие социальных конфликтов. На первый взгляд такая постановка вопроса кажется нереальной. В конце концов, насилие - такая же характерная черта Америки, как яблочный пирог. Причём оно присутствует не только в реальной, но и в воображаемой жизни: в фильмах, на ТВ, по радио - ежедневная порция сцен насилия просто поразительна. Это противоречие решается довольно просто. Национальный аппарат обработки информации подаёт конфликт как дело исключительно индивидуальное и по его проявлениям, и по происхождению. Для манипуляторов культурой и информацией социальные корни конфликта просто не существуют. Что касается главного разделения общества - на рабочих и владельцев предприятий, то оно, как правило, не анализируется. Всё внимание уделяется другим проблемам - в основном стремлению среднего сословия пробиться вверх.

Нежелание признать и объяснить наиболее глубокую из всех конфликтных ситуаций общественного строя США не новый аспект деятельности культурно - информационного аппарата. Подлинные, признающие эти реальности произведения весьма редко встречаются в массовом информационном потоке. Правящая элита требует опущения или искажения социальной действительности. Правдивый анализ и обсуждение социального конфликта может лишь усилить сопротивление социальному неравенству. Могущественные в экономическом отношении группы и компании делаются весьма раздражительными, как только объектом внимания становится их эксплуататорская деятельность.

На уровне коммерческих передач показ фильмов, затрагивающих социальные проблемы, вызывает у массовой аудитории чувство тревоги. Поэтому для обеспечения как можно большей аудитории фирмы, заказывающие рекламные программы, всегда стремятся убрать потенциально “противоречивый” материал.

2.5. Миф о плюрализме СМИ.

Представление о личном выборе, осуществляемом в условиях культурно - информационного разнообразия, рекламируется в мировом масштабе как характерная черта жизни в Америке. Подобная точка зрения свойственна также убеждениям большинства американцев, что делает их особенно податливыми скрупулезно проводимой манипуляции. Именно этот миф и является главным мифом, обеспечивающим успех манипуляции.

Иллюзия информационного выбора поддерживается готовностью многих принимать обилие СМИ за разнообразие содержания. Легко поверить, что страна, располагающая 6.7 тысяч коммерческих радиостанций, более чем 700 коммерческими ТВ станциями, 1.5 тысячи ежедневных газет, сотнями периодических изданий, кинопромышленностью, производящей ежегодно около 200 художественных фильмов, и частной книгоиздательской индустрией с капиталом, превышающим миллиард долларов, должна обеспечить своему народу огромное информационное и зрелищное разнообразие.

На практике, за исключением довольно небольшой избранной части населения, которая знает, что ей нужно, и потому может воспользоваться массовым потоком информации, большинство американцев в основном, хотя и подсознательно, попадают в лишённую всякого выбора информационную ловушку. В сообщениях из-за рубежа и о событиях внутри страны или даже в местных новостях практически нет никакого разнообразия мнений. Это объясняется, прежде всего, идентичностью материальных и идеологических интересов, присущих собственникам (в данном случае тем, кому принадлежат СМИ),  а также монополистическим характером информационной индустрии в целом.

Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах. Они предлагают лишь одну версию действительности - свою собственную. Эти условия информационного плюрализма, лишённого по сути какого бы то ни было разнообразия, и делают такой могущественной систему программирования сознания. Получение корпоративной прибыли - главная цель информационных конгломератов, - какую бы решающую роль она ни играла, - остаётся для потребителей образов индустрии культуры некоей незримой абстракцией.

Один из мифов об американском ТВ строится на представлении, что оно функционирует как культурная демократия, согласно которой  ТВ - программы  выживают или отмирают по воле зрительского большинства. На самом деле - это культурная олигархия, управляемая в интересах рекламодателей крупнейшие рекламодатели ТВ - производители продуктов питания, медикаментов, напитков, хозяйственных товаров, автомобилей, прежде всего, стремились к наибольшей аудитории среди представителей средних слоёв. Число зрителей стало основным критерием в оценке программ. Этот упор на популярность и создал видимость их демократического отбора. В действительности даже пользующиеся огромной популярностью программы исчезают из эфира, если аудитория, на которую они рассчитаны, не интересует рекламодателей.

СМИ действуют в соответствии с коммерческими правилами, полагаются на рекламу и тесно связаны (как по своей структуре, так ив силу отношений с фирмами, заказывающими рекламные передачи) с корпоративной экономикой; они представляют собой индустрию, а не объединение независимых, свободно действующих предпринимателей. По необходимости поставляемые мим образы и сообщения, за редким исключением, создаются для достижения идентичных целей, которые служат обеспечению прибыльности, утверждению и поддержанию основанного на частнособственнических принципах потребительского общества.

С самого рождения американец сознательно или подсознательно впитывает поток информации о своей стране и народе, и это вырабатывает у него своего рода “систему отсчёта”. Подкреплённый подобным образом средний американец воспринимает лишь ту информацию, которая утверждает потребительское общество и отвергает любой критический материал. “Система отсчёта” не была бы столь эффективна, если бы СМИ действительно носили плюралистический характер, а их сообщения были бы по - настоящему разнообразны. Благодаря стараниям многочисленных лишь поверхностно отличающихся друг от друга СМИ сознание большинства людей с самого детства надёжно запрограммировано.

3. Два метода, формирующих сознание.

3.1. Фрагментация как форма коммуникации.

Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удаётся незаметно внедрить в сознание масс, мифы обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции. Специальный метод передачи мифа делает процесс управления ещё более эффективным. Нагляднее всего это проявляется в методе распространения информации, применяемом в США, назовём его дроблением.

Дробление или локализация (а также - фрагментация) - доминирующий метод распространения информации. По радио и ТВ многочисленные несвязанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенного почти наугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренно разбивают статьи, помещая основную часть текста в конце номера, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы.

Призывы покупать атакуют нас со всех сторон. Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим и социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чём идёт речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий. Реклама в дополнение к её общепризнанным функциям по продаже товаров, культивированию новых потребительских запросов и восхвалению системы оказывает корпоративной экономике ещё одну неоценимую услугу. Её вмешательство в информационные и развлекательные программы снижает и без того низкую способность аудитории оценивать тотальный характер освещаемого события или проблемы.

Общим для всех радио и ТВ программ или компоновке первой страницы крупной ежедневной газеты является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. СМИ и их заправилы похваляются откровенностью системы информации, которая позволяет выпустить в эфир любой критический материал. Массовая аудитория попадется на этот аргумент и верит, что ей предоставляется доступ к свободному потоку мнений.

Экологический императив признания взаимосвязи является одним из методов науки, который можно с полным основанием применить к человеческим отношениям. Когда тотальный характер социальной проблемы намеренно обходится стороной, и отрывочные сведения о ней предлагаются в качестве достоверной “информации”, то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонимание, в лучшем случае неосведомлённость, апатия и, как правило, безразличие.

СМИ не одиноки в активном выборе метода фрагментации. Вся культурно - образовательная система поощряет и осуществляет распыление, специализацию и микроскопическое разделение. Каждая из университетских дисциплин отстаивает свою “беспримесность”, наибольшей популярностью пользуются модели, исключающие междисциплинарную  связь. Экономика - для экономистов, политика для учёных, занимающихся политическими науками. И хотя эти две сферы неотделимы друг от друга, в научном отношении их взаимосвязь отрицается или игнорируется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты