Международные инструменты защиты прав национальных меньшинств

Стандарты ОБСЕ


Государства-участники ОБСЕ неоднократно брали на себя обязательство уважать права национальных меньшинств. Например, еще на Хельсинкском совещании 1975 года государства-участники ОБСЕ договорились предоставлять лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, «полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами» и защищать «их законные интересы в этой области» (принцип VII, параграф 4).


Самые важные обязательства ОБСЕ в отношении прав меньшинств были определены на Копенгагенском совещании 1990 года. На этом совещании государства-участники договорились «принимать, в случае необходимости, специальные меры с целью гарантировать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, полное равенство с другими гражданами в осуществлении прав человека и основных свобод» (параграф 31). Они также признали право представителей национальных меньшинств «свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле». Государства-участники далее обязались уважать право представителей меньшинств пользоваться своим родным языком в личной и общественной жизни; распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке; создавать и поддерживать свои собственные образовательные, культурные, религиозные и другие учреждения, организации и ассоциации; участвовать в международных неправительственных организациях (НПО); а также устанавливать беспрепятственные контакты с гражданами других государств, с которыми они имеют общее происхождение или наследие (параграф 32). Они также подтвердили, что будут уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на эффективное участие в государственных делах, включая участие в делах, относящихся к защите и поощрению самобытности таких меньшинств (параграф 35), и что они будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имели «надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке, а также, там где это возможно и необходимо, для его использования в государственных органах» (параграф 34).


Управление Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (УВКНМ), учрежденное в 1992 году как механизм предотвращения конфликтов,[24] постоянно создает экспертные группы для выработки рекомендаций по конкретным аспектам защиты прав меньшинств. Эти рекомендации служат важным руководством для государств-участников ОБСЕ.


Гаагские рекомендации в отношении прав на образование национальных меньшинств (1996 года), в числе прочего, призывают государства-участников принимать специальные меры по «активной реализации прав меньшинств на обучение своему языку по максимуму имеющихся в их распоряжении ресурсов» (статья 4), способствовать участию национальных меньшинств в процессе формирования и осуществления политики и программ, направленных на образование меньшинств (статьи 5 и 6); а также поощрять представителей основного населения к изучению языков национальных меньшинств в качестве средства укрепления «терпимости и мультикультурализма» в своих странах (статья 19). Далее, рекомендации, принятые в Осло, в отношении языковых прав национальных меньшинств (1998 года), в числе прочего, требуют от государств-участников выделять справедливые доли совокупных государственных средств, выделяемых на социальные и культурные мероприятия, на такую деятельность, которая осуществляется лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам (статья 7); обеспечивать возможность вещания на языках национальных меньшинств теми радиостанциями, которые финансируются из госбюджета, и гарантировать, чтобы объем и качество такого вещания соответствовали ситуации и потребностям национальных меньшинств (статьи 9 и 10); а также проводить соответствующую кадровую и/или образовательную политику, чтобы существовала возможность коммунального и бытового обслуживания на языке национальных меньшинств (статья 14).


В соответствии с рекомендациями Университета Лунда по эффективному участию национальных меньшинств в государственной жизни (1999 года), государствам-участникам ОБСЕ следует принять, в случае необходимости, специальные законодательные акты, способствующие вовлечению национальных меньшинств в процесс принятия государственных решений на центральном, региональном и местном уровнях (статьи 6 и 11). Достижению этой цели может способствовать, например, выделение определенного числа мест в директивных органах или принятие специальных мер по участию представителей меньшинств в государственной службе (статья 6). Рекомендации Лунда также требуют от государств-участников, в соответствии с отстаиваемым на международном уровне правом на свободу ассоциаций, разрешать образование политических партий на основе общинного своеобразия (статья 8); а также учреждать совещательные или консультативные органы, которые служили бы каналами ведения диалога между государственными властями и национальными меньшинствами (статья 12).




Права коренных народов


Стандарты ООН


Проект Декларации ООН по правам коренных народов, который был принят Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1994 году, но пока еще не одобрен Генеральной Ассамблеей, представляет собой одну из наиболее важных разработок в области международной защиты прав и свобод коренных народов. Декларация определяет существенный пакет коллективных прав для коренных народов. Она обеспечивает, в числе прочего, право таких народов на сохранение и развитие своей самобытности и национальных особенностей (статья 8), на отправление и сохранение своих культурных и религиозных традиций (статьи 12 и 13), на воскрешение и развитие своего языка и литературы (статья 14), на участие в экономической и общественной жизни того государства, в котором они проживают, а также на участие в принятии решений, которые их касаются (статьи 4 и 19), и на поддержание и развитие контактов и сотрудничества через границы с гражданами других государств (статья 35).


Имеющая обязательную юридическую силу Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, принятая Международной организацией труда в 1989 году, не была ратифицирована Россией.

Как указывалось выше, Конвенция о правах ребенка содержит специальное упоминание о детях коренного происхождения.

Стандарты ОБСЕ

Государства-участники ОБСЕ признают, что «лица, принадлежащие к коренному населению, могут сталкиваться с особыми проблемами при осуществлении своих прав», и установили, что обязательства ОБСЕ в отношении прав и основных свобод человека «применимы к таким лицам полностью и без какой бы то ни было дискриминации».[25]

Список использованных интернет-источников:

1)            #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Вероятно, наиболее общепризнанным определением понятия «меньшинство» является определение, предложенное Специальным докладчиком ООН Франческо Копоторти в его исследовании On the Rights of Persons Belonging to Ethnic, Religious and Linguistic Minorities, которое было представлено в Подкомиссию ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств в 1979 г. Согласно этому определению, меньшинство – «группа, по численному составу уступающая остальному населению государства и не занимающая господствующего положения, представители которой, будучи гражданами данного государства, выделяются таким своим этническим, религиозным или языковым своеобразием, которое отличает их от остального населения, и проявляют, пусть даже в неявной форме, чувство солидарности, направленное на сохранение своих культуры, традиций, религии или языка».

[2] Смотри The Concept of Indigenous Peoples - Background Paper, подготовленную the Secretariat of the Permanent Forum on Indigenous Issues for Workshop on Data Collection and Dissagregation for Indigenous Peoples, Нью-Йорк, январь 2004 г.; документ можно найти по адресу: #"#">#"#">#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] ВДПЧ была принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

[4] Документы МПГПП и МПЭСКП были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Оба Пакта были ратифицированы Советским Союзом (правопреемником которого является Россия) в 1973 г.

[5] МПГПП, статья 26.

[6] Комитет ООН по правам человека, General Comment No. 18: Non-discrimination, 10 ноября 1989 г.

[7] Документ МКЛРД был принят Генеральной Ассамблеей ООН 4 января 1965 г. Конвенция была ратифицирована Советским Союзом (правопреемником которого является Россия) в 1969 г.

[8] КЛРД, General Recommendation No. 14: Definition of discrimination (Art. 1, par. 1), март 1993 г., по адресу: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] ЕКПЧ была принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. Она была ратифицирована Россией в 1998 г.

[10] ЕКПЧ, статья 14.

[11] ЕСПЧ, Belgian Linguistics Case (Nos. 1474/62), 23 июля 1968 г., пар. 10.

[12] ЕСПЧ, Hugh Jordan v the United Kingdom (No 24746/94), 4 мая 2001 г., пар. 154.

[13] Протокол № 12 к ЕКПЧ принят Советом Европы 4 ноября 2000.

[14] См., например, Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, 29 июня 1990 года (далее Копенгаген 1990), пар. 5.9; Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1 августа 1975 года, принцип VII, пар. 1; Венский Итоговый документ – третья Встреча в рамках дальнейших шагов, 15 января 1989 года, пар. 13.7.

[15] Копенгаген 1990., пар. 40.2; Парижская Хартия для новой Европы / Дополнительный документ об осуществлении определенных положений, содержащихся в Парижской хартии для новой Европы, Париж, 21 ноября 1990 года (далее Париж 1990), пар. 4.

[16] Копенгаген 1990, пар. 40.5.

[17] Например, Копенгаген 1990, пар. 40.3.

[18] Комитет ООН по правам человека, General Comment 23: The rights of minorities (ст. 27), апрель 1994 г.

[19] Конвенция о правах ребенка (КПР) была принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 г. Она была ратифицирована Советским Союзом (правопреемником которого является Россия) в 1990 г.

[20] Рамочная конвенция была принята Советом Европы 1 февраля 1995 г. Она была ратифицирована Россией в 1996 г.

[21] См. Explanatory Report on the Framework Convention (1995), который можно найти по адресу: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Хартия принята Советом Европы 5 ноября 1992 г.

[23] См. статью 18 Венской Конвенции по праву международных договоров. Эта Конвенция, принятая 22 мая 1969 года на Конференции ООН по праву международных договоров, кодифицирует существовавшее ранее обычное право международных договоров. Вступила в силу 27 января 1980 года и была ратифицирована Советским Союзом (государством-правопреемником которого является Россия) в 1986 г.

[24] См. Хельсинкский Итоговый документ, 10 июля 1992 года (далее Хельсинки 1992).

[25] Хельсинки-1992, пар. 29.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты