Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
Студента 3-го курса, группы МЭ-35
Захарикова Павла Алексеевича
Руководитель
г. Ярославль-2003
План:
1. Введение____________________________________________________3
2. Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов____________________________________________________4
3. Общее определение стратегического альянса_____________________7
4. Механизмы организации______________________________________23
5. Заключение_________________________________________________25
6. Список литературы__________________________________________26
Введение
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.
Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся
по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и
семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ
столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не
вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их.
Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между
компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая вдобавок
ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.
В данной работе представляется важным попытаться оценить мировую практику организации и функционирования международных стратегических альянсов, рассмотреть особенности и механизмы их организации.
Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов
Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран расширяет возможности ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или, по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.
Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях, куда большими потерями.
Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат
на получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий.
Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально
складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические
интересы.
В теоретическом плане этот подход стимулировал развитие концепции национальных и международных стратегических альянсов, которые понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры отвечают следующим основным требованиям:
1) вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющимися у них технологиями;
2) разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;
3) сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем испытывают актуальную потребность.
На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних конкурентных стадиях возможны также производственные и маркетинговые альянсы.
К середине 90-х годов насчитывалось более 10000 международных
стратегических альянсов. Более четверти из них было связано с
микроэлектроникой, вычислительной техникой, автоматизацией промышленного
производства и технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно используются
также в области биотехнологии и новых материалов. В страновом контексте
преобладают стратегические альянсы между партнерами из США и стран Западной
Европы.
Согласно недавней оценке Дж.Харбирсона, консультанта фирмы “Буз, Аллен
энд Хэмилтон”, на долю альянсов в настоящее время приходится 18% всех
доходов крупнейших американских компаний. Только за последние три года во
всем мире сформировалось около 32 тысяч альянсов различного вида, три
четверти из которых были международными. О том, в какой степени этот
процесс затрагивает Россию, будет немного подробнее сказано далее.
Здесь же следует еще отметить, что развитие глобальных процессов в сфере
НИОКР неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововведений и
может привести в ближайшем будущем к их значительной трансформации.
Некоторые авторы даже используют в этой связи термин “техноглобализм”,
сопоставляя его с “технонационализмом” (последний характеризует в
рассматриваемом контексте технологическую самодостаточность государства). 1
Общее определение стратегического альянса.
Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно- исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
. это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний.
Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
. этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
. в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты
(например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и
Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и
Rover в мобильной связи);
. в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
. стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
. альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
. компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
. стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
. альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
. альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
. это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.
В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:
. альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
. стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
. консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
. альянсы со слабой кооперацией.
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:
. альянсы по реализации проектов НИОКР;
. альянсы по организации совместного производства;
. альянсы по совместному освоению новых рынков.
Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях
сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится
более половины всех стратегических союзов2.
Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД,
Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических
альянсов (в области производства новых материалов, информационных
технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995
году, т.е. почти в 9 раз.
В настоящий момент многие организации, малые и крупные, используют альянсы с конкурентами, клиентами, поставщиками и государственными структурами и создают обширную транснациональную сеть, объединяющую множество организаций по всему миру. Они, заключая международные соглашения по сотрудничеству, ищут возможности для получения нового знания, необходимого для того, чтобы завоевывать новые рынки, осваивать и внедрять новую продукцию. Процесс создания знаний основывается на получении знаний индивидами и организациями. Организационное знание стало необходимым элементом преуспевания на мировом рынке в 90-ые годы.
В мире, характеризующемся процессами глобализации постоянно и быстро изменяющихся технологий, продукции и процессов, устойчивое преимущество организации может заключаться в ее способности эффективно обучаться, аккумулировать и распространять знания в организации. Организационные знания могут быть определены и как набор принципов, фактов, опыта и навыков, правил, которые дают знания при принятии решений, поведении и действиях организации.
Организация должна стремиться быстрее конкурентов получать больше
знаний о характере своей внешней и внутренней среды, их взаимосвязи. Вне
своей границы организация должна совершенствовать знания потребителей,
поставщиков, конкурентов, технологии, экономической обстановки и т.д. В
рамках своих границ организация должна стремиться к лучшему пониманию
источников своих компетенций. Организационные знания базируются на знаниях
людей. Знания индивидов подразделяются на “открытое”, явно выраженное
(explicit), и “скрытое”, неосязаемое (tacit). “Открытый” компонент знания,
например, технического знания, состоит из схем, чертежей и спецификаций, в
то время как “скрытый” содержится в умах людей. Выражение “мы знаем больше,
чем можем выразить” говорит о том, что “скрытая” информация в значительной
части не поддается кодировке, то есть записи, позволяющей копировать и
переносить информацию. Открытое знание сравнительно легко хранить (в
печатной продукции, дисках, мультимедиа, кассетах) и передавать. Для
передачи открытых знаний используются чтение, просмотр телевизионных
передач, компьютер и др. Абстрактный и неосязаемый (intangible) характер
скрытого знания делает его хранение и передачу гораздо более сложным делом.
Большой объем информации, ранее не поддававшейся кодировке, становится
широко доступным через развитие новых технологий: мультимедиа и сети.
Мультимедиа обеспечивает интерактивное обучение, а местные и широкие по
охвату сети делают более эффективным совместное использование знаний.