Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Абхазии и Южной Осетии

Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Абхазии и Южной Осетии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа № 2

Дмитровский район Московская область






Экзаменационный реферат

по обществознанию

Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Южной Осетии и Абхазии




ученицы 9 «А» класса

Белкиной

Юлии Сергеевны


Руководитель

учитель обществознания

Толмачева Татьяна Анатольевна





Горки – 25

Дмитровский район

Московская область

2010

План-оглавление


I. Введение

II. Нарушение Международного гуманитарного права на примере событий в Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 г

1. Предыстории конфликтов:

а) грузино-абхазский конфликт

б) грузино-южноосетинский конфликт

2. Нарастание напряженности и основные события грузино-южноосетинского конфликта и грузино-абхазского

3. Нарушение норм международного права

4. Итоги вооружённого конфликта

Ш. Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тему реферата считаю актуальной, так как принятые государственные границы после II мировой войны признаны неизменными, но постоянно в ряде стран происходят конфликты на межнациональной почве, порой которые заканчиваются кровопролитием.

В 1991 году распалась держава СССР. Межнациональные конфликты, без которых не обходится ни одно многонациональное государство, разрослись с новой силой. 8 августа 2008 года произошли события на Кавказе, которые для большинства из нас оказались полной неожиданностью: очередной виток нестабильности в регионе унес жизни тысячи мирных жителей, привел к гуманитарной катастрофе в Южной Осетии, поднял с колен политическую оппозицию в Грузии и разрушил доверие ко многим новостным агентствам и телекомпаниям.

Существуют нормы, содержащие международные документы о защите жертв войны.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов.

В 1864 году состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 году – Женевская конвенция о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Во-первых, оно продолжает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.

Во-вторых, международное гуманитарное право не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

В-третьих, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Международное гуманитарное право содержит понятия «военное преступление», которое включает в себя применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей, жесткое обращение с военнопленными, а также ранеными, больными и мирным населением, угон в рабство, взятие заложников, грабежи и т. д. Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также дает возможность осудить тех, кто их нарушает.

В ходе грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликта нормы международного права по отношению к мирным жителям были нарушены.

Этой проблеме я решила посвятить своё исследование. При написании реферата «Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Южной Осетии и Абхазии» я использовала следующую литературу: Даниленко И. С. «Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия», Дзлиев М.И. «Современный терроризм: социально-политический облик противника», а также Интернет-статьи, фотоматериалы и материалы из газет, которые помогли мне осветить эту проблему.

Предыстории грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликта

 

Грузино-абхазский конфликт

 

4 мая 1921 года на территории Абхазии была установлена Советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии. Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 года. 19 февраля 1931 года ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР 1. Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР и о вхождении в состав РСФСР, имевшие место в апреле 1957 года, апреле 1967 года и мае-сентябре 1978 года. Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 году, когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены 2.

Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.

После распада СССР, 21 февраля 1992 года правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года.

Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992

______________________________

1 Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ - http://pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8/

2 Там же

года Верховный Совет Абхазской АССР восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 года, и закончившаяся поражением Грузии и фактическим изгнанием грузинского населения с территории Абхазии. 14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта.            2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН.

Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 году к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом Михаилом Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.

Грузино-южноосетинский конфликт


Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 г. в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в то время как Северная Осетия стала частью Терской Советской Республики. В 1918-20 годах произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской демократической республики силой подавило эти выступления.

После установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 года в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.

В ноябре 1989 года, на волне роста национального самосознания народов Советского Союза, Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности пыталось прибыть в административный центр ЮАО г. Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли и 167 получили ранения. В Южную Осетию для поддержания порядка были введены Внутренние войска МВД СССР.

20 сентября 1990 года Советом народных депутатов ЮАО была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика с принятием декларации о ее государственном суверенитете.

В течение всего 1991 года на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, главным образом, в форме артиллерийских обстрелов Цхинвали с господствующих над городом высот.

4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской Советской Демократической Республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение также было отвергнуто Верховным Советом Грузинской ССР.

1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было аннулировано Верховным Советом Грузии. В декабре 1991 года части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав вооружение югоосетинским формированиям. 19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по вопросам независимости Республики Южная Осетия и воссоединении ее с Россией. На территории Республики Южная Осетия был установлен режим прекращения огня, сформирована трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта и образованы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоявшие из российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек в каждом) 1. Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии соседствуют между собой населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением, а в Ленингорском (Ахалгорском) районе проживает практически только грузинское население. Также, как и в случае с Абхазией, осложнение обстановки в Южной Осетии было связано с действиями администрации президента Михаила Саакашвили, благодаря своей резкой антироссийской позиции попавшего под особое покровительство западных государств. В течение 2004-2008 годов происходило постоянное нагнетание напряженности в зоне грузино-югоосетинского конфликта, вылившееся в конечном итоге 8-12 августа в боевые действия 1.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты