Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Абхазии и Южной Осетии

______________________

1 Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ - http://pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8

Нарастание напряженности и основные события грузино-южноосетинского конфликта


Нарастание напряженности наблюдается на территории Южной Осетии с 2004 года, происходят регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. Ситуация обострилась, когда к власти в Грузии пришёл Михаил Саакашвили и его команда. Новая политическая элита Тбилиси сделала ставку на окончательное решение вопроса Абхазии и Южной Осетии под лозунгом о национальном единстве и воссоединении. Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилиси обратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке «сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российских миротворцев.

На данной стадии можно выявить три стороны конфликта и их мотивы:

1 сторона – Южная Осетия. Мотив: защита своей территории от агрессии Грузии и утверждение статуса независимого государства.

2 сторона – Грузия. Мотив: восстановление конституционного порядка, то есть присоединение территории Южная Осетия к Грузии.

3 сторона - Россия. Мотив: Защита мирных жителей от военных действий. Недопущение «расползания» конфликтных явлений на другие государства.

Цель в данном случае можно определить как «стратегическую»: отстаивание и демонстрация своего статуса как сильного актора на политической международной арене. Кроме основных участников в конфликте появляется еще одна сторона – США. После ее поддержки политика Михаила Саакашвили в отношении Южной Осетии стала носить более уверенный и целеустремленный характер.

Летом 2008 года произошло резкое обострение грузино-южноосетинского конфликта, которое непосредственно предшествовало масштабным военным действиям в регионе.

7 августа Михаил Саакашвили заявил, что больше не даёт приказов о стрельбе, и в очередной раз сделал официальное предложение Южной Осетии принять режим автономии в составе Грузии. Было понятно, что Южная Осетия ответит на это предложение отказом. Тем не менее, 7 августа общее ощущение было таким, что стороны, особенно Грузия, готовы приступить к переговорам. Но в ночь с 7 на 8 августа с грузинской стороны началась массивная бомбардировка южноосетинских и российских позиций.

В результате военных действий, по различным данным, за эту ночь погибло около двух тысяч мирных жителей и 13 российских миротворцев, большая часть населения получила тяжёлые ранения. На военные действия Грузии последовала незамедлительная реакция России, которая мобилизовала свои войска.


Основные события

 

Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было. В ночь с 7 на 8 августа 2008 года (в 0:06 1) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия 2.8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества независимых государств.

12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились 1. С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»). Грузия не считает конфликт исчерпанным, объясняя это несоблюдением Россией подписанных договоренностей.

Нарушение норм международного права


В ходе грузино-абхазского и грузино-югоосетинского вооруженного конфликта совершались как общеуголовные, так и международные преступления. Международное преступление представляет собой международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Это такие преступления, как агрессивная война, геноцид, экоцид. Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от их имени и лично совершившие такие преступления.

В связи с завершившимся вооруженным конфликтом в Закавказье особую актуальность приобрели следующие вопросы: имел ли место факт агрессии (со стороны Грузии против Южной Осетии и Абхазии либо против России; имел ли место факт агрессии России против Грузии); была ли оккупация?

В Уставе Нюрнбергского трибунала агрессия определена как «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений», а также «всякое участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из упомянутых действий». Отметим, что в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии», понятие агрессии сформулировано как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН».

Текстуально повторяет данную формулировку п.2 ст.15 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Проявлениями агрессии с грузинской стороны в отношении РФ являлись: применение силы в отношении российских граждан на территории Южной Осетии; нападение на российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта на законных основаниях; нападение на российские военные объекты (воздушные и морские суда, места дислокации войск); засылка вооруженных банд, групп и наемников, которые осуществляли акты применения вооруженной силы против РФ.

Неопровержимыми доказательствами преднамеренной, целенаправленной, заблаговременной подготовки агрессии со стороны Грузии стали захваченные карты ведения боевых действий. 26 августа 2008 г. журналистам была предъявлена отработанная операторами грузинского генерального штаба карта операции «Утренняя заря» по захвату Сухуми и окрестностей. Грузия рассчитывала начать операцию после быстрого захвата Южной Осетии и ее главных населенных пунктов – Цхинвала и Джавы. И хотя сама топографическая карта оказалась из старых советских запасов (все надписи на ней сделаны на русском языке), но новые тактические обозначения и рубежи перехода в атаку, места сосредоточения сил и огневых средств обозначены на грузинском.

В любом вооруженном конфликте принципиальное значение имеет факт правомерности применения силы, начала ведения боевых действий. Сам факт начала боевых действий 8 августа 2008 г. со стороны Грузии против Южной Осетии ни у кого не вызывает сомнений, тому существуют многочисленные подтверждения. Более того, боевой целью грузинских войск было определено мирное население (среди которого более 80% - граждане РФ) и гражданские объекты (прежде всего столица Южной Осетии - Цхинвали).

При этом следует особо подчеркнуть, что грузинские миротворцы расстреливали российских миротворцев, с которыми ранее несли службу на постах. Уже это свидетельствует о вероломстве, проявлении слепой ненависти. Об изощренности намерений грузинской стороны свидетельствует и то, что боевые действия были начаты в день (точнее - в ночь) открытия Олимпийских игр в Пекине.

Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.        

Анализ норм, содержащихся в Дополнительном протоколе I, позволяет выделить четыре группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы, имевших место в период как грузино-югоосетинского, так и грузино-абхазского вооруженных конфликтов:

1.                 Направленные против комбатантов противника: а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника; б) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен; в) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения; г) отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе. Все эти проявления имели место в действиях грузинских военнослужащих.

2.                 Направленные против гражданского населения: а) осуществление геноцида; б) террор в отношении местного населения; в) использование голода среди гражданского населения.

3.                 Направленные против объектов: а) бомбардирование незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей (при условии, что они не используются в военных целях); б) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа.

4.                 Направленные против собственности: а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; б) разграбление города или местности.

В результате грузинской военной агрессии в Южной Осетии погибли 1692 мирных жителя, ранения получили около 1500 чел. Всего потерпевшими признаны более 3 тысяч человек. Более 30 тысяч югоосетинских вынужденных переселенцев находятся в России. Число погибших российских военнослужащих составило 64 человека, раненых (санитарные потери) - 323 человека, без вести пропавших - нет. Однако и эти данные еще будут проверяться и уточняться. По самым приблизительным оценкам, проведенным Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), расходы РФ на вооруженное противоборство в Закавказье составили 2,5 миллиарда рублей в сутки, за 5 дней – 12,5миллиардов рублей. Таковы итоги этого скоротечного вооруженного конфликта 1.

Итоги вооружённого конфликта


Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве: его уже успели назвать «пятидневной войной».

Грузинские войска, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года войсковую операцию, целью которой был захват столицы Южной Осетии Цхинвали, уже к исходу 9 августа в основном были выбиты из города совместными действиями вооруженных формирований Южной Осетии и частей 58 общевойсковой Армии Северо-Кавказского военного округа, подошедших на помощь российским и осетинским миротворцам. В отражении грузинского вторжения приняли также участие силы быстрого реагирования из состава Воздушно-десантных войск России, фронтовая авиация и боевые корабли Черноморского флота РФ. Действия российских войск в зоне грузино-южноосетинского вооруженного конфликта (а позже - и на абхазском направлении) осуществлялись как «операция по принуждению Грузии к миру», то есть в формате, специально придуманном в военно-политических кругах Запада в 90-е годы для обоснования применения собственной военной силы при решении своих задач в различных регионах мира. Потери сторон в личном составе (без учета гражданского населения), по сообщению заместителя начальника Генерального штаба, генерал-полковника Ноговицына, составили: среди российских миротворцев погибших - 74 человека, ранено - 171, пропали без вести - 19. У грузинской стороны, предположительно, потери составили около 4 тысяч человек 1. Но это не окончательные цифры. Что касается потерь Грузии в оружии и военной технике, то они весьма значительные.

Согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева, отвод российских войск на исходные позиции, существовавшие до начала конфликта, начался 18 августа. Сроки завершения отвода ставились в зависимость от реально складывающейся ситуации в зоне конфликта. Следует обратить внимание на то, что все без исключения западные критики и оппоненты России с первых дней конфликта настаивают на немедленном выводе российских войск с грузинской территории. Причины такой настойчивости достаточно очевидны. Во-первых, воспитателям и союзникам Саакашвили крайне необходимо хотя бы как-то успокоить «свое любимое нервное дитя». Во-вторых, каждый лишний день нахождения российских войск на грузинской территории оборачивается дальнейшим ослаблением военного потенциала Тбилиси. В-третьих, на Западе опасаются того, что российская сторона в ходе разведывательно-информационных операций получит новые доказательства неприглядной роли политических покровителей Саакашвили в подготовке «операции», означающей, по сути, геноцид осетинского и абхазского народов, что по международным нормам является тягчайшим преступлением против человечества. В-четвертых, контроль российскими войсками стратегических коммуникаций Грузии не дает Саакашвили и его покровителям возможностей для быстрого восстановления боеспособности грузинской армии. В-пятых, быстрый и полный отвод российских войск создавал бы иллюзию того, что именно давление Запада явилось решающим для принятия решения о возвращении войск на исходные перед началом конфликта позиции. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и военная операция Абхазии по вытеснению грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья вызвали бурную реакцию в мире. По-другому и быть не могло, так как решительные действия России по защите своих граждан и национальных интересов спутали карты многим политическим игрокам на Кавказе и вокруг него.

Заключение


Во время войны между Абхазией, Южной Осетией и Грузией важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных средств массовой информации порой поступали противоречивые сведения о событиях конфликта. Информационная война в Южной Осетии стала войной "третьего поколения". Война, главным образом, велась вокруг одного вопроса: кого считать агрессором, а кого жертвой. "На поверхности", то есть на арене транснациональных СМИ, глобальная медиа-война велась с существенным перевесом прогрузинской точки зрения. Но на "неформальных" площадках, где набор методов ведения информационной войны был значительно шире, о доминировании одного мнения говорить сложнее. И в конце концов победила правда, когда весь цивилизованный мир понял наконец, кто же является истинным агрессором.

В ходе августовского вооруженного блиц-конфликта агрессор понес сокрушительное военное поражение. Грузия навсегда лишилась территорий Абхазии и Южной Осетии. С 26 августа 2008 года, когда президентом России Дмитрием Медведевым были подписаны указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, у этих народов началась поистине новая история. Вскоре независимость была признана так же Никарагуа и Венесуэлой. Несмотря на свою скоротечность, этот вооруженный конфликт, тем не менее, обнажил ряд важных и острых проблем в развитии общей военно-политической ситуации и в мире, и в Кавказском регионе.

Поскольку описываемые события происходили сравнительно недавно, то фундаментальных произведений на эту тему ещё не появилось. Поэтому при проведении моего исследования я использовала большей частью материалы, опубликованные в периодической печати и размещённые на Интернет-ресурсах.

Список использованной литературы

1.                 Даниленко И.С. Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия. - М.: Красная звезда, 2009.

2.                 Дзлиев М.И. Современный терроризм: социально-политический облик противника. – М.: Academia, 2007.

3.                 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. - М.: МНИМП, 1999.

4.                 Панарин И. Распад США и геноцид Южной Осетии // Военно-промышленный курьер. – 2008, 10–16 сентября.

5.                 Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ - http://pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8/

6.                 Проблема Республики Южная Осетия в контексте этнополитических процессов на Кавказе в конце XX – начале XXI вв./ Дзидоев В. Д./-http://www.ippk.edu.mhost.ru/elibrary/uro_29_11/

7.                 Хроника войны в Южной Осетии: день первый. - http://www.lenta.ru/articles/2008/08/08/ossetia/

8.                 Первая миротворческая война. - http://www.kommersant.ru/

9.                 Операция по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья завершена. - http://www.gzt.ru.politics/2008/08/13/093022/

10.            Заявление правительства Грузии в связи с обстановкой в регионе Южной Осетии. – http://www.civilgeorgia.ge/rus/article/

11.            В Грузии введено военное положение. – http://www.civil.ge/rus/article/

12.            Министр Грузии: Цхинвали бомбили не мы, а русские. - http://www.vz.ru/news/2008/8/22/199394/

13.            Венесуэла признала независимость Южной Осетии и Абхазии. - http://www.newsru.com/russia/10sep2009/chavez.html/


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты