Американцы явно надеялись, что весь этот комплекс проблем удастся решить политическими и экономическими средствами. В свое время и К.Райс, и премьер-министр Великобритании Т.Блэр заверили Дамаск, что военные действия против Сирии коалиция не планирует. Летом 2004 г. Великобритания всячески подчеркивала стремление развивать многосторонние контакты с Сирией. А в августе-сентябре был проведен ряд встреч между представителями американского и сирийского руководства высокого уровня, демонстрирующих желание США действовать в отношении Сирии исключительно политическими методами. Так, 22 сентября 2004 г. в Нью-Йорке состоялась встреча на уровне министров иностранных дел обеих стран, на которой рассматривались вопросы выполнения Сирией резолюции ООН №1559, а также запланирована новая встреча, посвященная проблемам контроля сирийско-иракской границы42.
Безусловно, это следовало воспринимать всего лишь как элементы политического маневрирования со стороны США и Великобритании в русле политики «кнута и пряника». Через полгода (после видимого налаживания отношений летом 2004 г.) Т.Блэр уже в конце декабря в ходе своих встреч с израильским коллегой А.Шароном жестко отзывался о поддержке Сирией иракских повстанцев: «Сирийцы стараются осложнить нашу с американцами задачу в Ираке и, кроме того, непосредственно участвуют в военных операциях против нас»43. От ключевых перестановок в аппарате вновь избранного американского президента также не приходилось ждать смягчения политики в отношении Сирии, а тем более тесного сотрудничества с ней. Сменившей на посту госсекретаря США К.ПауэллаК.Райсблизки позиции «вашингтонских ястребов» – Д.Чейни, Д.Рамс-фелда, П.Вулфовица и др. Правда, ее воинственные высказывания, не сулящие ничего хорошего Ирану, в адрес Сирии пока не звучат.
Говоря о персоналиях, нужно упомянуть немаловажный фактор, дающий американцам надежду на возможность успеха политико-экономических средств давления на Дамаск. Хотя до сих пор нынешний сирийский президент Башар Асад не обнаружил желания допускать в своей стране американского влияния, США видят в нем более либерального политика, чем прежний президент – Хафез Асад. Позиции в обществе нынешнего президента чрезвычайно высоки. Б.Асад планомерно проводит курс на масштабные внутриполитические и административные реформы в Сирии, направленные, в частности, на развитие в стране демократии и многопартийной системы44. Американцы могут, в принципе, интерпретировать этот факт как свидетельство усиления их влияния на сирийскую политику.
Наконец, не в пользу возможности военных действий против Сирии говорит тот факт, что Сирия Б.Асада обладает несравнимо большим авторитетом в мире, чем Ирак С.Хусейна. Американская риторика, использованная для обоснования необходимости вторжения в Ирак, в случае с Сирией не должна бы сработать. Американцы в таком случае настроили бы против себя не только весь арабский мир (который не одобрял политику иракского лидера), но и мировое сообщество, обнаружив неумеренное стремление к тотальному контролю над Ближним Востоком.
Об этом, в частности, говорят октябрьские события, связанные с вопросом возможности введения санкций против Сирии в случае невыдачи высокопоставленных лиц международному суду для дачи показаний по делу убийства Р.Харири. В ходе обсуждения в СБ ООН возможных санкций против Сирии были обозначены жесткие позиции России, Китая и Алжира и готовность наложить вето на резолюцию, если не будут приняты соответствующие поправки и изменены некоторые формулировки. В результате принятая резолюция № 1636 носит более сдержанный характер и прямо не предусматривает экономических санкций в случае невыдачи Сирией лиц, подозреваемых в убийстве оппозиционного ливанского лидера. Этот пример демонстрирует готовность государств, не согласных с направлением действий «мирового гегемона» – США, а также его союзников, до конца отстаивать свои позиции политическими средствами. Впрочем, как показывает история, для убедительного доказательства своей позиции необходимо бывает приводить и силовой аргумент, тем более, что США уже допускали военные вмешательства в дела других государств без санкций на то СБ ООН.
Что касается соседних с Сирией арабских государств, то они ни в коем случае не заинтересованы в единоличном утверждении Соединенных Штатов в регионе. В решении ближневосточных проблем ими признается необходимость участия международных институтов и европейских стран. Так, например, ливанский президент Э.Лахуд отмечал, что «стабильность в регионе не может быть достигнута за счет Сирии», что Ливан призывает Европу более активно участвовать в мирном процессе на Ближнем Востоке, что позволило бы преодолеть, по его словам, «влияние сионистского лобби в администрации США»45 на этот процесс. Более активное участие Евросоюза в ближневосточных проблемах позволит сбалансировать жесткую позицию Америки в отношении арабских регионов. К тому же в вопросе урегулирования палестинско-израильского противостояния на протяжении десятилетий была очевидна поддержка Америкой израильской стороны, и без серьезной работы в этом процессе остальных участников «ближневосточной четверки» положительных результатов трудно ожидать.
Попутно следует упомянуть о сделанном в январе 2005 г. обращении Сирии в СБ ООН с предложением посредничества между новым главой ПНА М.Аббасом и такими палестинскими организациями, как ХАМАС, в вопросе долгосрочного перемирия с Израилем46. Это предложение поступило после неудачных попыток достижения такой договоренности со стороны представителей ЕС.
Рассмотренные факты позволяют заключить, что по отношению к Сирии США постепенно усиливают все элементы давления с целью ослабления ее позиций, падения, как считают многие на Среднем Востоке, последнего оплота противодействия американскому влиянию.
Такую же, в общем, тактику политического и экономического влияния, как в отношениях с Сирией, правда, с большей осторожностью, учитывая большее влияние на мировые финансовые рынки экономики этой страны, США, видимо, применяют и в отношении Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия. Взаимоотношения с королевством заметно охладились после сентябрьской трагедии в Нью-Йорке, когда стало известно о саудовском гражданстве 15 из 19 террористов. Публиковались данные о финансировании через исламские банковские структуры ряда террористических организаций, о причастности сотрудников саудовского посольства к финансированию обучения в Америке членов террористических групп. Последовавшие вскоре политические шаги саудовской монархии по восстановлению партнерства с США имели некоторый успех. В конце концов, комиссия по расследованию событий 11 сентября в своем докладе пришла к выводу о полной непричастности официального Эр-Рияда к террористическим атакам на ВТЦ47.
Накануне войны в Ираке американцы стремились демонстрировать налаживание отношений с кланом Саудидов. Это, однако, носило скорее характер дипломатической «сверки часов» перед военными действиями в Ираке. Недоверие США к саудовскому режиму, с одной стороны, и желание освободить его от обвинений в проамериканизме, используемых саудовской оппозицией и террористами, с другой, заставили искать возможность вывести американские военные базы с территории королевства. Об этом говорили ведущие американские эксперты (см. вышеприведенные слова Джеффри Кэмпа), на это указывали и некоторые заявления замминистра обороны США П.Вулфовица.
Отношение американской администрации к нынешнему положению в Саудовской Аравии можно охарактеризовать как двоякое. Прежде всего в королевстве давно назрела необходимость административных и социальных реформ. Сосредоточение всех структур власти в руках одного клана далеко не является чем-то новым на Востоке. Однако колоссальный разрыв в уровне жизни населения, отсутствие демократических свобод, авторитаризм в правлении и т.п. тормозят развитие общества. Для Америки это означает невозможность в существующих в этой стране условиях осуществлять «экспорт» культурных, социальных, политических ценностей и приоритетов, что является, в общем, необходимой составляющей гегемонии.
В то же время американцы склонны всячески поддерживать существующий режим, настроенный на тесные экономические контакты с США. Другое дело, что все труднее становится контролировать финансовые потоки, которые королевство направляет на усиление своего авторитета в мусульманском мире, на подпитку ваххабитских эмиссаров в регионах распространения ислама (в том числе, и на территории Российской Федерации). И в этом смысле необходимы некоторые изменения взаимоотношений США и Саудовской Аравии, а также коренные преобразования в самом королевстве. До сих пор саудовские зарубежные инвестиции большей частью служат задаче утверждения образа саудовской монархии как оплота мусульманской цивилизации. Но эти средства зачастую направляются на подготовку кадров для экстремистских организаций и, как любая «палка о двух концах», могут использоваться (и уже использовались) против самих Соединенных Штатов.
Реформы в королевстве необходимы также по причине множества социальных проблем, накопившихся в обществе, вопиющего диссонанса провозглашаемых монархией принципов с реальным положением дел. Разница в уровне жизни населения страны и правящей элиты колоссальна. Важнейшей все еще остается проблема бедности. На фоне обвинений правящего режима в сотрудничестве с США, сомнений представителей крайних фундаменталистских течений в преданности клана Саудидов идеалам мусульманской культуры такая социальная ситуация оказывается взрывоопасной.
Кроме того, возможным дестабилизирующим саудовское общество фактором остается борьба различных группировок во властных структурах. Недавняя смерть короля Фахда не внесла существенных изменений в расстановку политических сил в стране. Как пишет отечественный исследователь ближневосточных проблем А.О.Филоник, «линии потенциального разлома проходят в разных направлениях. Они затрагивают правящий класс, разные сегменты которого имеют собственные, порой сильно расходящиеся экономические и политические интересы, которые при случае могут сыграть роль детонатора антагонистических противоречий и привести к непредсказуемым изменениям в пирамиде власти и в устройстве политического пространства королевства»48.
Существующая общественная ситуация является плодородной почвой для развития радикального ислама, усиления исламских сект, проповедующих религиозный экстремизм и нетерпимость. Проведение социальных и административных реформ сможет ослабить хорошо организованную исламистскую оппозицию, отрицательно настроенную по отношению к тесным связям королевства с Америкой. Как пишет в своей работе М.Хасан, «секретные донесения показывают, что 80% саудовцев или симпатизируют Усаме бен Ладену, или не верят, что он несет ответственность за террористические нападения на США49. Более того, единственная как-то политически организованная группа в Саудовской Аравии, помимо госаппарата, – это салафистскиепроповедники, так что единственной возможной альтернативой саудовской королевской семье может быть жесткийсалафизм, возможно даже такфиризм. …[Теракты против США] подрывали режим, зажатый в тиски между Западом и общественным мнением в Саудовской Аравии. Эти акции по сути являются средствами достижения конечных целей, первая из которых – создание государства такфира в Саудовской Аравии, а следующая – образование исламского мира такфира (под руководством Усамы бен Ладена или фигуры, ему подобной)»50.
Заинтересованные в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты пытаются содействовать демократическим реформам в Саудовской Аравии. В их интересах большая либерализациясаудовской экономики и создание возможности более активного размещения американского капитала. Что немаловажно, США одобряют конституционные реформы, идущие в стране с начала 90-х годов и усилившиеся вновь после нью-йоркской трагедии. Принципиальная готовность Саудидов соглашаться с требованиями американцев и постепенно следовать по пути реформ привела к быстрому налаживанию отношений с Америкой после 11 сентября.