Новые политические институты России конца XX-начала XXI вв.

В этой связи принципиально важно отметить еще одно обстоятельство, которое зачастую ускользает от внимания практиков и наблюдателей. Важнейшей задачей полномочных представителей является и создание эффективных механизмов взаимодействия государства и общества, «обратной связи» между Президентом и народом. Институт полпредов, в этом смысле, должен соответствовать своему названию, то есть представлять Президента Российской Федерации на конкретной территории, от его имени помогать обществу и отдельным гражданам в решении тех проблем, которые они не могут, не в состоянии решить сами.


Глава І «Институт полномочных представителей Президента»

Но представляется, что магистральной линией развития округов все же станет их трансформация в центры управления территориальным развитием, прежде всего — экономическим. Образование округов позволяет решать сложные экономические вопросы на уровне, адекватном их масштабу. А значит, здесь могут быть сосредоточены права и ресурсы, соразмерные решаемым проблемам.

В частности, полномочным представителям может быть передана большая часть функций координации и контроля за реализацией государственной социально-экономической политики, использованию федерального имущества, контроля за использованием средств федерального бюджета. На уровне округов может вестись разработка специальных мер и программ по привлечению внешних инвестиций, технологическому перевооружению производств, созданию точек роста и центров инноваций, развитию малого предпринимательства, возрождению села.

Другие варианты развития округов, в рамках которых основной акцент делался бы на усилении их правоохранительных и контрольных функций или же реализовывалась бы стратегия создания управленческих округов разного типа (экономические, судебные, школьные, электоральные, милицейские, военные, налоговые, прокурорские и т.д.), не совпадающих с границами субъектов Федерации и с границами округов иного типа, — представляются менее предпочтительными.


Глава І «Институт полномочных представителей Президента»

Следует также иметь в виду, что сама нарезка федеральных округов производилась без учета экономического районирования страны и экономического потенциала регионов. Это, в перспективе, потребует уточнения количества и состава федеральных округов. Поэтому, при условии развития округов как центров управления территориальным социально-экономическим развитием, долгосрочной задачей может стать изменение принципов их образования и организации. Возможно, например, проведение иной нарезки округов, с учетом экономического потенциала территорий. Это позволит привести систему федеральных округов в соответствие с объективными критериями экономического, социального зонирования территории страны, особенностями организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуры. В долгосрочном плане реформа, связанная с созданием и развитием системы округов, может рассматриваться и как первый шаг в проведении административно-территориальной реформы.

Сегодня, как это уже неоднократно случалось в отечественной истории, насущной является задача собирания российских земель. Но ведь «собирать земли» — это не только объединять территории или укреплять вертикаль власти. Это еще и «доводить до ума» систему управления, создавать из отдельных элементов и частей совершенно новое качество. Федеральные округа и институт полномочных представителей Президента — важнейший, если не ключевой инструмент политики государства в этой области.

 

Глава ІІ «Общественная палата РФ»

Следующий,  политический институт, который мы будем рассматривать – это Общественная палата, формирование которого происходит в данный момент.

Общественная палата призвана обеспечить контроль общества за деятельностью органов исполнительной власти. В ее функции будет входить экспертиза законодательства, а также "аккумуляция и обобщение общественных предложений, которые будут направляться на рассмотрение президенту". Решения палаты будут носить исключительно рекомендательный характер.

В Общественной палате будут заседать те россияне, у которых есть особые заслуги перед страной, представители общественных объединений и некоммерческих организаций. Спикер Государственной Думы Борис Грызлов сообщил, что ко второму чтению в законопроекте более четко оговорены сроки и критерии избрания членов общественной палаты.

Вместе с тем, по данным "Независимой газеты", авторы законопроекта уже начали подбор кандидатур на руководящие посты в новом ведомстве. Высокопоставленный источник газеты в Кремле, сообщил, что среди главных общественников будут доверенные лица Владимира Путина на выборах 2000 и 2004 годов.

Чаще других из этой группы в качестве кандидатов на высшие посты в палате называют, по словам источника, врача-педиатра Леонида Рошаля, а также актера и режиссера Александра Калягина.

Глава ІІ «Общественная палата РФ»

Кроме него источник упомянул ректора Санкт-Петербургского горного института Владимира Литвиненко и ректора Санкт-Петербургского госуниверситета Людмилу Вербицкую.

В списке доверенных лиц Путина, претендующих на членство в палате, есть и другие заслуженные и лояльные президенту жители Северной столицы – директор Мариинки Валерий Гергиев, актер Михаил Боярский, директор Русского музея Владимир Гусев и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Среди доверенных москвичей – ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин и президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов.

В своих решениях они, возможно, будут опираться на информацию штатных наблюдателей. Накануне спикер СФ Сергей Миронов предложил направить от палаты в каждый регион России по одному "консультанту", который бы занимался "фиксированием ситуации", связанной с соблюдением прав человека, взаимодействием местной власти и бизнеса.

Формирование Общественной палаты будет проходить в три этапа. Сначала будут определены кандидатуры первых 42 членов консультативного органа. Они примут в палату еще 42 члена. И наконец, на заключительном этапе будут определены оставшиеся из 126 штатных заседателей. .

Глава ІІ «Общественная палата РФ»

 Согласно законопроекту, одну треть палаты (42 человека) назначит президент, который определит кандидатуры в течение 30 дней после вступления закона в силу по согласованию с общественными организациями и объединениями некоммерческих организаций. Еще треть палаты будет формироваться по предложению общественных организаций федерального уровня и утверждаться уже утвержденными представителями палаты, а оставшиеся 42 человека будут выбраны на уровне федеральных округов.


Совет Федерации недавно одобрил президентский закон "Об Общественной палате РФ". За принятие документа проголосовали 152 сенатора, против - 0, трое воздержались, сообщает РБК-news. Теперь закон направится на подпись президенту. Ожидается, что он вступит в силу с 1 июля 2006 года.

Между тем, как считает председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов, в Общественной палате появятся некие "свежие лица, которые известны в своем сообществе, в частности, в экспертном". По его мнению, через палату будут рекрутироваться новые политические деятели, "которые в ближайшее время займут серьезное место в нашей элите".


Глава ІІ «Общественная палата РФ»

При этом Попов выразил уверенность, что Общественная палата сможет обеспечивать действенный контроль за работой исполнительной власти, отметив, что члены палаты смогут принимать участие в заседаниях Госдумы и Совета Федерации. Проект закона предусматривает, что состав Общественной палаты будет определяться на два года, а сама она должна собираться на свои заседания не реже двух раз в год и может создавать отдельные рабочие группы и комиссии.

Как сообщает РИА "Новости", председатель Комитета Госдумы по делам общественных организаций Сергей Попов отметил, что Общественная палата сможет функционировать лишь при одном условии - если она будет независимым и самодостаточным органом. Финансироваться палата будет по отдельной статье из федерального бюджета. "Члены Общественной палаты будут получать возмещение своих обязанностей и определенную компенсацию за проезд и проживание в гостинице", - пояснил Попов.

Рассмотрим формирование данного института в графиках, построенных в результате опроса  населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 26-27 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



Глава ІІ «Общественная палата РФ»

Вы знаете, что-то слышали  или слышите сейчас впервые о том, что Госдума рассматривает законопроект о создании общественной палаты Российской Федерации?

 

Вам в целом понятно или не понятно, зачем создается общественная палата, чем она будет заниматься?


 

 

 

Скажите, пожалуйста, вы в целом ободряете или не ободряете идею создания общественной палаты Российской Федерации?


Глава ІІ «Общественная палата РФ»

Хотя работа над законопроектом о создании Общественной палаты РФ идет уже давно, две трети участников опроса (69%) ничего об этом не знают. Неудивительно, что столь же велика и доля россиян, не понимающих, зачем предполагается формировать этот институт и какие функции он призван исполнять (68%). Причем только 12% респондентов рискнули утверждать обратное – что смысл создания Общественной палаты и ее будущие задачи им понятны. Чаще всего эти участники опроса говорили о том, что она будет осуществлять "общественный контроль" за Госдумой, правительством, губернаторами, "будет контролировать все уровни власти". Некоторые полагают, что Общественная палата призвана обеспечивать связь между народом и властью, отстаивая интересы первого и содействуя совершенствованию работы второй.

При нынешнем уровне осведомленности россиян относительно планов создания Общественной палаты совершенно естественно, что подавляющее большинство опрошенных (71%) не берутся оценивать эту идею. Одобряют ее лишь 12% респондентов, причем довольно многие из них, очевидно, не слишком четко понимают, зачем создается Общественная палата, – во всяком случае, только 59% из числа одобряющих ее создание решаются заявлять, что им это понятно.

С неодобрением воспринимают такую идею 17% опрошенных, причем в этой группе респонденты, не понимающие, по их признанию, какую цель преследуют власти, инициируя создание Общественной палаты, составляют весомое большинство (72% тех, кто выражает неодобрение).



Глава ІІ «Общественная палата РФ»

С неодобрением воспринимают такую идею 17% опрошенных, причем в этой группе респонденты, не понимающие, по их признанию, какую цель преследуют власти, инициируя создание Общественной палаты, составляют весомое большинство (72% тех, кто выражает неодобрение).

Противники этого нововведения заранее уверены, что Общественная палата будет бесполезным, неэффективным институтом, что ее создание приведет к еще большему раздуванию чиновничьего аппарата и, соответственно, увеличению нагрузки на бюджет ("еще один нахлебник на нашу шею").






















Глава ІІІ « Избирательная система РФ»

       Как показывает социальный опыт, прямое политическое участие людей необходимо для эффективного функционирования политической системы и ее демократизации, и оно возможно начиная с небольших общин, где решения принимаются на собраниях большинством голосов. Самоуправление, например, не может осуществляться отсутствующими и требует физического присутствия участников – плебисцита. В современных государствах получили распространение многие формы плебисцита: собрания , сходы, манифестации, митинги и т.д. Развитие средств коммуникации привело к рождению такого института непосредственного участия в принятии важнейших политических решений как референдум. Предлагаю рассмотреть по каким направлениям трансформируется избирательная система России.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты