Основные направления английской политической мысли.
p> Новаторским является выдвинутый левеллерами тезис: в целях предотвращения узурпации власти, во имя сохранения свободы народа необходимо избежать сосредоточения всех публично – властных полномочий в одних руках, даже если это будут руки законодателей.

В политической программе левеллеров отчетливо видна платформа буржуазной революционной демократии.

Рассматривая систему взглядов левеллеров на государство и право, мы знакомимся с идейными истоками многих последующих демократических доктрин
17 – 18 вв.

Заслуга левеллеров состоит в раскрытии тех политическо – организационных и правовых условий, при которых государство, законодательство Нового времени способны служить интересам общества, гарантировать права и свободы личности, выступать факторами социального прогресса.

2. Политико правовое учение Гоббса.

Борьба граждан с верховной властью и королей с парламентом в середине
17 века в Англии обусловили интерес к гражданским правам и праву власти.
Т. Гоббс выступил врагом революции и на основании естественного закона стремился утвердить права верховной власти династии Стюартов против овавшихся подданных.

Взгляды Т. Гоббса на природу человека и причины, заставляющие людей объединяться в общество, сущность политических обязательств и легитимность разных форм правления формировались под влиянием размышлений о падении Афин (он перевел "Пелопонесские войны" Фукидида) и хаосе гражданской войны в Англии.

Мыслитель исходил из того, что наука о гражданине, обществе и государстве имеет своим предметом движения, совершающиеся в душе людей и определяющие взаимные отношения. Основная причина человеческих действий состоит в вечном и непрерывном желании власти, которое прекращается только со смертью. В качестве метода исследования используется дедуктивный.
Трактат "О гражданине " (1642-1646) заключает все существенное и отличается последовательностью выводов. "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) представляет популярное изложение идей первого трактата.

Учение Гоббса о гражданине основывается на принципах индивидуализма.
Эгоистические стремления составляют основу человеческой природы. В обществе человек ищет, прежде всего, собственного блага. Между людьми, не сдерживаемыми верховной властью, господствует страх. Причина опасений заключается отчасти в естественном равенстве людей, вследствие которого даже слабейший может убить сильнейшего, отчасти также в соперничестве, но главным образом в стремлении к приобретению благ, которыми все не могут пользоваться сообща. Это стремление проистекает из самых коренных свойств человеческой природы. Каждый ищет для себя добра и избегает зла, особенно смерти. Это стремление столь же естественно, как падение камня вниз.

Гоббс опровергает убеждение Г. Гроция в общительной природе человека.
Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, какие могут извлечь для себя из этого. Себялюбие может побуждать людей к сообществу или ради чести, или ради пользы. Но и то и другое удобнее достигается не соединением с людьми, а господством над ними. Удержать людей от стремления к господству друг над другом может взаимный страх, который и следует рассматривать как истинное основание всякого соединения людей в общества.

Таким образом, индивидуалистическая трактовка природы человека является, согласно Гоббсу условием возникновения общества и причиной его функционирования.

Соглашение или договор между всеми членами догосударственного сообщества людей Гоббс считает необходимой предпосылкой легитимности государства. В "Левиафане" он рассматривает гражданское общество, возникшее на основе этого соглашения, как эквивалент государства.
Естественное право и естественный закон Гоббс считает частью гражданского закона. При этом естественное право понимается как свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. Естественный закон есть "общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению..."
1 Право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон обязывает к тому или другому. Закон и право различаются между собой как обязательство и свобода. В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Это состояние войны всех против всех. Для сохранения жизни основной естественный закон предписывает, что следует искать мира и следовать ему, защищать себя всеми возможными средствами.

В случае согласия на это других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

Гоббс справедливо считает, что до тех пор, пока каждый человек держится за право делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны. Чтобы показать свою готовность к миру, поступай в соответствии с Евангелием по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Отказаться от своего права - значит устраниться с пути другого, лишиться свободы препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое. От права можно отречься или перенести его на другое лицо или лица.

Однако не все права могут быть отчуждаемы. Прежде всего человек не может отказаться от права оказывать сопротивление тем, кто нападает на него с целью лишить его жизни, нанести раны, наложить оковы или заключить в тюрьму.
Взаимное перенесение права есть договор. Заключение договоров Гоббс рассматривает как источник справедливости. Люди должны выполнять заключенные или соглашения, без чего соглашения не имеет никакого значения и оставляют право на ведение войны. Нарушение заключенного договора несправедливо.

Справедливость и собственность начинаются с основания государства, как считает Гоббс. Продолжая традиции схоластов, он утверждает, что справедливость есть неизменная воля давать каждому человеку его собственное. Неизменная воля предполагает власть, которая может появиться лишь с основанием государства.

Где нет государства, там нет собственности, ибо там имеют право на все. В гражданском обществе неделимые вещи должны быть использованы сообща пропорционально числу тех, кто имеет право, если количество вещей позволяет. Когда же вещи не могут быть делимы или использованы сообща, устанавливается поочередное пользование по жребию или пользование по принципу первородства.

Природа справедливости, как считает Гоббс, "состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений".
2 Называя власть государства гражданской властью, он фактически использует как тождественные понятия гражданского общества и государства. К жизни в обществе люди в различной степени приспособлены в зависимости от различия их склонностей. Естественным законом общественной жизни Гоббс считает взаимную уступчивость людей, когда каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным. Согласно этому закону, не должен быть принят в общество человек, который стремится держать за собой излишнее, что для других является предметом необходимости. Кто соблюдает естественный закон добиваться мира, может быть назван законопослушным. Для мирной жизни в обществе также естественно при наличии гарантии в отношении будущего прощать прошлые обиды раскаявшимся. В случае отмщения следует сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Наказание должно иметь целью исправление преступника или предостережение других. Месть не может служить предостерегающим примером и потому является торжеством по поводу ущерба, нанесенного другому. Месть ведет к войне и именуется жестокостью.

В обществе каждый человек должен признать других равными себе от природы, так как люди вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях. При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, предоставить которое другому человеку он не согласился бы. Нарушение этого естественного закона греки называли желанием получить большее, чем причитается.

Мир как средство сохранения людей в гражданском обществе предполагает существование беспристрастного суда. В противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. Защита прав граждан возможна при условии, что никто не может быть судьей самого себя. Никто также не должен быть судьей в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие.
Не следует ставить арбитром того, кто явно извлекает больше пользы, чести или удовольствия от победы одной из сторон. В спорных случаях установления факта или правомочия действия стороны должны подчинить свое право решению арбитра. Людям, которые являются сторонниками мира, должна быть дана гарантия неприкосновенности. В спорах о факте судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (если нет других аргументов), а должен доверять третьему лицу, свидетелю или свидетелям, иначе решение вопроса было бы предоставлено силе.

Согласно Гоббсу, рассмотренные естественные законы сохраняют мир в гражданском обществе. Чтобы стать доступными людям, большинство которых слишком занято добыванием средств к жизни, их можно выразить кратко следующим образом: поступай в отношении других так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Свободным в обществе считается человек, которому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. Свобода означает отсутствие сопротивления. Свобода воли состоит в том, что человек не встречает препятствий к свершению того, к чему его влекут его воля, желание или склонность.

Свобода граждан имеет то преимущество перед рабами и детьми, состоящими под отеческой властью, что гражданам доступны почетные должности в государстве и что они подчиняются только государству, а не частным лицам.

Всякая другая свобода была бы свободой от подчинения законам и может принадлежать только самому правителю.

Вместе с тем Гоббс находит недопустимой чрезмерную законодательную регламентацию частной деятельности. Законы должны не устранять частную деятельность, а только руководить ею, подобно тому как берега существуют не для того, чтобы задерживать реку, а для того, чтобы давать ей надлежащее направление. Мера свободы определяется требованием блага граждан и государства. Безвредную свободу по естественному закону не следует отнимать у граждан.

Мера власти определяется задачей защитить граждан, поэтому государственной власти принадлежит: право наказывать нарушителей закона; право войны; право суда; право законодательства; право учреждать подчиненные власти; право запрещать вредные учения.

Следовательно, власть государства, по Гоббсу, не ограничивается сферой внешних действий, но распространяется и на духовный, внутренний мир человека. Государство может осуществлять и церковную власть.

Отрицает Гоббс и право подданных иметь собственное суждение о добре и зле.

Это справедливо в естественном состоянии, а не в гражданском. Здесь правила добра и зла определяются гражданским законом и законодателем.

Частные люди не могут предписывать себе суждения о добре и зле.
Повиновение власти ни в каком случае не может быть греховным. Подданный, таким образом, является совершенным рабом, с той лишь разницей, что подданный подчинен государству, а раб частному человеку. Гражданским правителям вручает Гоббс и церковную власть. Толкование естественного закона в человеческих обществах является функцией государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты