“молчаливым” решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.
Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие от Гоббса он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, напр. отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и. используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.
2. Интерпретация равенства
Tabula rasa, изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них
знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а
постепенное развитие разных, а следовательно, и неравных их способностей и
задатков, в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей
истории действуют люди с самыми разными возможностями перспективами.
“...Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали
имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность
накапливать и увеличивать его”. (Локк т.2 с. 30) .Одни стали богатыми и
влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании
государственности. Уделом малоимущих стала работа из-за куска хлеба. Так
смотрит на этот вопрос Локк, по-своему последовательно, но в то же время
смешивая догадки и ошибки.
Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду
изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и социальная жизнь
вообще рисуется ему, прежде всего, как сеть меновых отношений, в которые
вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и
имуществ. “Естественное состояние”, каким оно изображено во втором
трактате Локка о государственном правлении, - это, прежде всего, состояние
“честной” конкуренции, основанной на взаимопризнании. Соответственно
“естественный закон” (правило общежития) понимается Локком как требование
равнопартнерства.
Равенство и свобода, которые входят в локковскую трактовку
“естественного закона” - это то равенство и свобода, которые предполагаются
общим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового
отношения.
Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их превентивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний. суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физические силы, его умения и благоприобретения), не м. быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны быть признаны экономически самостоятельными субъектами. находящимися в отношении добровольного взаимоиспользования.
Парадоксальная идея “равенства без уравнивания”, равенства,
допускающего и, более того, оберегающего и стимулирующего естественное
несходство людей, - одна из основных тем в политико-юридических учениях
философов-новаторов. На английской почве она впервые намечается у Гоббса,
затем - через Локка - переходит к классику политической экономии Адаму
Смиту. В трактате “О гражданине” Гоббс говорит": ...каждый должен
представлять собой выгоду для остальных. Для того чтобы понять это, нужно
обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей
наблюдаются различия в способностях” Локк подхватывает эту формулу и
акцентирует ее собственно правовое содержание: возможности, которые
государство предоставляет для реализации естественных различий и
неравенств, есть, как ни парадоксально на первый взгляд, лучшее средство
для устранения неестественных привилегий, т.е. такого политическо
состояния, при котором знатные и сильные обладают исключительным правом на
экономическую и личную независимость.
Буржуазная идеология в Локковом ее варианте выражена достаточно
выпукло: классовое неравенство выступает в этой схеме как вполне нормальное
явление, объяснимое различной эффективностью личного труда ввиду
неравенства людских талантов. Это гармонирует с политическим мышлением
Локка: только владельцев частной, преимущественно земельной, собственности
считает он подлинно полноправными и разумными гражданами. “Человек, который
обладает какими-либо владениями или пользуется какой-либо частью
территории какого-либо государства, тем самым дает свое молчаливое согласие
и в такой же степени обязан повиноваться законам этого правительства...”.
Локк не находит ничего возмутительного в подневольном труде, не возражает
против рабства негров, что видно и из его наброска инструкции для
губернатора заокеанской колонии Виргинии (1698). Но Локк - антифеодальный
мыслитель: он далек от оправдания сословного деления общества.
3.Три (прирожденных) права личности
В “Трактате о государственном правлении” Локк формулирует три основных
прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в
“естественном состоянии” и которые затем гарантируются самим государством:
это право на жизнь, свободу и собственность (lives, liberties and estates).
Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые
делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по
своему основному смыслу - законодательство, сама возможность которого была
непредставима для традиционного юридического мышления. Локк пишет: “ Целью
закона является не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Она
представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно
своей личностью, своими действиями... и всей своей собственностью”.
Тройственная правовая формула Локка вошла во многие раннебуржуазные
конституции и явилась “клеточкой”, из которой развилось более
дифференцированное содержание “прав человека и гражданина”. В трактате
Локка право на свободу, право на жизнь и на собственность не выступают как
внешние друг другу, рядоположенные принципы. Они представляют собой
элементарную систему прав, где норма с необходимостью отсылает к другой. В
конечном итоге речь идет об одном: о признании людей полноценными
“субъектами обмена”, независимыми товаровладельцами, “воля которых
пронизывает их товары”.
Право на свободное распоряжение собственностью выступает при этом как
итоговое, результирующее, а право на свободу и жизнь - как предпосылка.
Локк положил труд в основу всякого частного владения, что позволило ему
слить воедино три основных прирожденных права личности. Труд, нацеленный на
достижение индивидуального благополучия и выгоды, признается Локком
определяющей формой человеческой жизнедеятельности, которую в первую
очередь имеет ввиду право на жизнь.
Нарушением права на жизнь является. По Локку, уже всякое закабаление индивида, всякое насильственное присвоение его производительных способностей. Не убийство как таковое, а рабство, т.е. экономическое состояние, при котором один человек получает в полное распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все что угодно, - вот, что прежде всего ставится под запрет локковским правом на жизнь.
Компромисс между абсолютной монархией и республикой
Локк включил личную свободу в состав понятия “собственность
гражданина”. Всякое правительство само обязано подчиняться этим законам.
Что Локк и подкрепил требованием отделения исполнительной власти от
законодательной.
Все эти мысли, изложенные во втором “Трактате о государственном
правлении”, по сути дела обосновывали необходимость свержения Якова II. А
поскольку конституционная парламентарная монархия является, по Локку,
наилучшим из государственных устройств, то выход революции за пределы
требований ее установления он считал ошибочным и опасным, ведущим к
страшным потрясениям. “Два трактата о государственном правлении” подводили
теоретический фундамент под назревавший и свершившийся переворот 1688г.
Локк направлял своих читателей к выводу, что революция против
монархического деспотизма - это верх гражданского разума и справедливости,
но дальнейшие революционные преобразования для Англии бессмысленны.
Получалось, что народ Англии, избавившись от королевского произвола, чем
полностью исчерпывают свое право на революцию и принцип его суверенитета,
тем самым утрачивает практический смысл.
Компромиссная позиция между абсолютной монархией и республикой, которую отстаивает Локк в “Двух трактатах...”, опиралась на реальные политических условия, вскоре завоеванные дворянско-буржуазным блоком. В своей политической программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполне соответствовала политической практике после 1688 г. когда к рулю правления пришли виги и затем исполнительная власть попеременно стала попадать в руки, то торийских. то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, который решает вопросы “по воле большинства”. Эта “воля” (по Локку) закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и. разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную (т. е. сношения с др. государствами), передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.
5. Проблема веротерпимости
С политической концепцией Локка были тесно связаны его взгляды на
вопросы религии и веротерпимости. Если в “Опытах о законе природы “
истинной моралью считалась та, что заложена в божьих заповедях, то из
“Опыта о человеческом разумении” и “Разумности христианства” вытекает, что
только соотнесение веры с подлинной моралью могло бы оправдать первую. Локк
оказался на пороге кантовского вывода, что для возникновения морали в боге
нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться.
Локк ратует не за “разумное христианство”, а за мораль, свободную от
религиозного фанатизма и проникнутую широкой веротерпимостью. И если бы
церковь перестала воевать против такой морали, лучшего желать и не
требовалось бы.
Как автор “Разумности христианства”, Локк продолжает оставаться сторонником идеи отделения церкви от государства. Остается Локк сторонником веротерпимости. свободы от преследований на всех лиц, однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политической линии нового режима на прекращение религиозных распрей.
Заключение
1. В области общественно-научных представлений Локк является защитником конституционной монархии, отвергает концепцию абсолютизма Гоббса.
2. В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества, в котором вся власть и правомочность является взаимной. Один имеет не больше, чем другой.
3. “Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо”.
4. Ограничивает человека естественный закон, который гласит, что “никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свобода человека, таким образом, не абсолютна.
5. Поэтому власть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.
6. Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которого он выступал.
7. Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении
общества являются идеи о разделении власти. Они изложены в работе “Два
трактата об управлении государством”, где он различает власть
“законодательную, исполнительную и федеративную”. Его обоснование
разделения законодательной и исполнительной власти во многом повлияло на
идеологов французской предреволюционной буржуазии.
8. От теории Локка можно начинать отсчет собственной истории юридического мировоззрения. “Естественное право” Локка формулировало новый политико-юридический идеал: идеал общества, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве индепендента - труженика - собственника.