Особенности молодежной политики

В настоящее время на федеральном уровне проблемы реализации государственной молодежной политики решаются такими органами, как Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию. Департамент призван определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать нормативные правовые и организационные основы ее практической реализации. Вопросами организационно-финансового обеспечения практической работы в сфере молодежной политики занимается Управление по делам молодежи.

Нормативное закрепление действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики реализовано путем принятия специальных программ:

- федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от27.12.00 г. № 1015;

- программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 г. № 122

- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.02г., № 638.

Несмотря на наличие вышеперечисленных документов, до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального Закона о государственной молодежной политике. Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году, был отклонен Президентом.

Однако при отсутствии федерального закона во многих субъектах Российской Федерации приняты и действуют законы регионального уровня о государственной молодежной политике (закон Республики Башкортостан, Московской области, Оренбургской области, Иркутской области и др.). Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют программы «Молодежь», созданы исполнительные органы по делам молодежи, различающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности.

Мнение заинтересованной общественности сводится к тому, что современный этап осуществления государственной молодежной политики характеризуется смещением центра тяжести в работе органов государственной власти от центра к регионам. Это положение теоретически предусмотрено в «основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» как принципиально важное для ее эффективности. Но на самом деле такое смещение происходит спонтанно. Фактически регионы взяли на себя инициативу в развитии этого направления государственной деятельности. В Волгоградской, Костромской, Московской, Оренбургской, Тюменской, Тамбовской, Новосибирской и других областях ведется финансирование из собственных бюджетных средств мероприятий в области молодежной политики. При этом объемы такого финансирования в ряде мест существенно превосходят федеральные ассигнования. Меры в области молодежной политики остаются мозаичными, а ресурсы недостаточными для решения крупных задач.

Осуществление государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации значительно отличается и опережает этот процесс на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения проблем молодежи. Кроме того, нерешенные проблемы на федеральном уровне, серьезно тормозят деятельность субъектов федерации и местного самоуправления в области молодежной политики.

1.2 Государственная молодежная политика на уровне Субъекта Федерации на примере Иркутской области


Государственная молодежная политика реализуется на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации, в том числе и в Иркутской области. Она основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и Иркутской области, в частности, областным законом «О государственной молодежной политике в Иркутской области» от 08.02.1000 № 12-оз.

Областной Закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с формированием и осуществлением государственной молодежной политики области органами государственной власти области и органами местного самоуправления, определяет понятие, принципы, субъектный состав, приоритеты, организационные и финансовые основы молодежной политики области.

«Государственная молодежная политика Иркутской области - составная часть социально-экономической политики области, которая разрабатывается и реализуется с учетом государственной молодежной политики Российской Федерации, выражает отношение органов государственной власти области к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и государства, развития молодежных движений и инициатив».

К принципам молодежной политики области, не указанным в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации, относятся:

а) признание интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и прав с интересами и правами других социальных групп и общества в целом;

б) реализация системного, комплексного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов;

в) координация действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников формирования и осуществления молодежной политики.

Четко определен субъектный состав молодежной политики Иркутской области:

- «граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории области;

- молодежные и детские объединения, зарегистрированные на территории области;

- филиалы, представительства и иные структурные подразделения международных и российских молодежных и детских объединений;

- органы государственной власти области и органы местного самоуправления;

- иные юридические и физические лица, принимающие участие в осуществлении молодежной политики».

Основными приоритетами государственной молодежной политики в Иркутской области являются: формирование условий для духовного, нравственного, патриотического и физического развития молодежи; содействие реализации права молодых граждан на труд; содействие экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности молодежи; реализация права молодежи на образование; поддержка талантливой молодежи; поддержка молодой семьи.

Обеспечение взаимодействия структурных подразделений администрации, а также координацию областных мероприятий с мероприятиями органов местного самоуправления осуществляет администрация области в лице специально уполномоченного органа по делам молодежи, порядок образования, структуру и деятельность которого определяется положением, утверждаемым Губернатором области. Таким органом является Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. При Комитете по молодежной политике созданы государственные областные учреждения:

·              Областное государственное учреждение "Центр социальных и информационных услуг для молодежи", основная задача деятельности которого - научное и информационное обеспечение мероприятий молодежной политики, выпуск информационной и методической литературы;

·              Областное государственное учреждение «Молодежный Кадровый Центр», осуществляющий меры по содействию социальной психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, обеспечению их занятости, а также развития кадрового резерва для экономики и общественно-политической жизни Иркутской области;

·              Областное государственное учреждение «Центр профилактики наркомании».

При Губернаторе области для выработки рекомендаций по формированию и реализации молодежной политики создается общественный совет по вопросам молодежной политики, в который могут входить:

- депутаты Законодательного собрания области;

- должностные лица структурных подразделений администрации, занимающиеся молодежными проблемами;

- представители молодежных и детских организаций;

- лица, специализирующиеся на изучении проблем молодежи и практической работе среди молодежи;

- деятели литературы, искусства, общественные деятели.

В соответствии с Законом области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» не реже, чем один раз в четыре года в области проводится Молодежный Форум, целью которого является вовлечение молодежи, молодежных и детских общественных объединений в процесс формирования и реализации молодежной политики. Решения областного форума носят рекомендательный характер.

Органы же местного самоуправления решают вопросы о проведении молодежных форумов, создании общественных советов и об образовании специальных органов по делам молодежи на территории муниципальных образований самостоятельно.

Реализация государственной молодежной политики в области осуществляется на основании ежегодно утверждаемого губернатором плана мероприятий в области молодежной политики. Ряд мероприятий осуществляется в рамках областных государственных социальных программ, таких как «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту» и др.

Финансирование мероприятий по реализации молодежной политики осуществляется:

«за счет средств областного бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части,

средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрегионального, общероссийского и международного уровня на территории области,

средств местных бюджетов и внебюджетных источников в

соответствии с законодательством».

Поддержка программ органов местного самоуправления, молодежных и детских объединений, других субъектов молодежной политики, в том числе граждан, осуществляется органами государственной власти области, как правило, на конкурсной основе в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на развитие молодежной политики.

Таким образом, в условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики: федеральный, региональный и муниципальный.На региональном уровне значимая роль федерации проявляется в вопросах формулирования приоритетных направлений молодежной политики и формировании нормативной базы. Значительно меньше ее роль в организации и экономической поддержке текущих региональных мероприятий.

Ведущая роль в формировании и реализации молодежной политики на территории Иркутской области принадлежит администрации области, комитету по молодежной политике Иркутской области, Законодательному собранию области, областным учреждениям, работающим с молодежью.

На муниципальном уровне молодежную политику определяет деятельность органов местного самоуправления, муниципальных органов по делам молодежи. Большинство молодежных мероприятий органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют в тесном взаимодействии с общественными объединениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты