В ходе длинной дефиниции категорий определено понятие «политические технологии избирательных кампаний», которое интерпретируется как совокупность приемов, методов воздействий на избирателя, основанных на определенных научных разработках, данных конкретных социологических исследований и т. д., с целью достижения политического успеха определенной политической силы на выборах, использующей для достижения этой цели средства политической рекламы и методы PR.
Удачное определение политического маркетинга дал М.Бонгран: совокупность технических приемов, используемых для того, чтобы вывести конкретного кандидата на его потенциальный электорат, сделать этого кандидата известным максимальному числу кандидатов (как всем вместе, так и каждому в отдельности), обозначить разницу между ним и его конкурентами, используя минимум средств, завоевать в ходе избирательной необходимое количество голосов.
Таким образом, цели задачи, поставленные задачи выполнены, следовательно, частично цель достигнута, которая состоит в том, чтобы определить и выделить особенности политического Public Relations в избирательных кампаниях в Украине.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО PR В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ В УКРАИНЕ
2.1 Украинский электорат и его этнонациональные особенности как объект избирательного PR
Использование пиаровских технологий и разработка стратегии и тактики избирательного процесса обязательно должны учитывать этнонациональные особенности электората. Например, избирательные технологии и орудия, которые год-два назад удачно работали в Польше или даже в России, на основании украинской действительности могут дать негативные результаты.
При тщательном изучении избирательных гонок, которые происходили уже в годы независимости Украины нередко сталкивались с примерами ситуации, когда российские политтехнологи, можно сказать, переносили, словно модули, на украинские пространства классические технологические орудия и, в конце концов, терпели поражения.
В украинской политической практике типичной базовой ошибкой была фатальная убеждённость многих политиков, которые приглашали оттуда иностранных специалистов по PR, в том, что россияне и украинцы – народы, которые за времена общего существования в составе Российской империи, а потом СССР, приобрели одинаковые черты и качества. Время и практика независимости говорят, что это не так. Ведь факт того, что неучёт ментальных отличий отечественных избирателей привёл к тому, что идеи, слоганы, иллюстрированная политическая реклама, которые безупречно сработали в России и других странах, в сердцах и умах украинских избирателей не нашли такого же убедительного отзыва.
Вообще в какой-либо стране невозможно выиграть выборы без детального учёта ментальности средних граждан. Более того, даже в границах одной станы могут существовать определённые социальные группы с лишь им присущими особенными этнонациональными формами поведения и специфическими установками и ориентациями на выбор тех или иных политических преимуществ. В современной Украине это, без всяких сомнений, группы, которые можно условно квалифицировать как «восточные» и «западные» украинцы, «селяне» и жители городов.
В целом, и в регионах, которые имеют общие для них ярко выраженные этничные особенности (одежда, говор, обычаи и т. д.), заметит, что даже сёлам и городкам этих регионов присущи свой менталитет, свои культурные и языковые особенности и традиции, которые делают каждое из них специфическим сектором электорального поля.
На протяжении всей нашей истории выяснения этнопсихологических отличий украинцев работало очень много представителей национальной философской и политической мысли.
М. Костомаров главными факторами, которые влияли на формирование украинского менталитета, назвал географическое положение и недостаточную развитость государственно-правовых традиций, которые, по его мнению, обусловили появление таких народных черт, как свободолюбие, порывистость движения, непостоянность, недостаточная определённость цели.
Г. Коваленко рядом со свободолюбием подчёркивал и яркий индивидуализм украинцев. Одну из острейших проблем украинского национального характера он определяет как крайне слабое правовое сознание. По Коваленко, украинцы хорошо работают под чьим-то руководством, так как независимость характера и жажда свободы мешает им создать собственную организацию
Современные исследователи В. Павленко и С. Таглин выделяют такие особенности украинцев как эмоциональность, сентиментальность, лиризм, своеобразный украинский юмор [3;102-104].
Особенным признаком украинской духовности, по выводам современных исследователей, есть интравертность. Характерной особенностью интравертного человека есть способность учиться, опираясь на собственный опыт, а, следовательно, на высший и эффективнейший интеллект. Это означает верность и преданность собственным идеям, идеализацию внутренней духовной жизни, приоритет интересов семьи, а не общества.
Мы стремимся к объединённой Европе, в открытое общество, но по менталитету являемся закрытой страной, который приближает нас к таким странам как Индия, Корея, Китай, Япония. И эти обстоятельства нельзя не учитывать как при построении национальной идеи, так и при определении конкретных пиаровских инструментов для избирательной кампании определённого кандидата.
В политике, как нигде, ярко проявляются сложность и противоречивость ментального характера народа. Наиболее выразительно это освещает состояние политической элиты общества. Как в прошлом, так и сегодня, наш украинский истеблишмент никак не может прийти к согласию и договорённости между собой. Несговорчивость – почти главнейшее отличие национального менталитета, и характерно оно, прежде всего, для украинской элиты.
Тождественными как для Востока, так и для Запада Украины являются большинство из названных национальных черт, но есть и определённые отличия, на которых пытаются «играть» политики.
Некоторые политики слишком часто «играют» на гореизвестном процентном соотношении этничных украинцев и россиян на Востоке Украины, которые, как бы по менталитетом подобны россиянам. Это не что иное, как попадание в сознательное заблуждение, так как никому ещё удавалось отменить законы общественного развития. На востоке Украины протекают те же самые процессы, что и на Западе: имеет место взаимное проникновение, интеграция культур, привычек не только российского и украинского этносов, но и этносоциальных традиций многих других народов и народностей, которые нашли в Украине свою вторую Родину [3; 106].
Интересное объяснение украинского менталитета В. Полохало. Он пишет, что «средний» украинец предпочитает состояние резко пониженной социополитической жизнедеятельности – своего рода гражданскую «спячку».
Менталитет негражданственности «среднего» украинца в качестве стабильной составляющей его социального характера, как ни парадоксально, является, скорее всего, защитным механизмом в условиях тотальной уязвимости человека, зависимости от политики центральной и местной властей и непрерывно ухудшающихся условий жизни.
Инстинкт общественного самосохранения любой ценой, сосредоточенность людей на естественном стремлении просто выжить здесь и теперь, ощущение собственной беспомощности и исчерпания возможностей – все это суживает горизонт личностного развития, в принципе ориентированного на самореализацию и индивидуальную ответственность.
В такой ситуации основной жизненной позиции при определении способа поведения становится желание приспособиться к любым условия социполитической повседневности, поэтому выбор ( в политическом смысле) в пользу «меньшего зла» – не только жест собственного бессилия и отчаяния, но также стиль жизни, которым руководствуется ныне «среднестатистический» украинец. Выбор «меньшего зла» стал относительно устойчивым социальным стереотипом.
Разумеется, нельзя абсолютизировать складывающиеся социополитические стандарты поведения «среднего» украинца как проявление национальных особенностей социального характера. Последний отражает действие общей тенденции, задающей масштаб и направления эволюции индивидов, очерчивающей параметры и приоритеты осознания ими политических практик повседневности. В этом смысле электоральное поведение в период президентской избирательной компании в Украине – более чем убедительно подтверждение данной тенденции [6;25-28].
Таким образом, важнейшим фактором при разработке стратегий и тактики избирательной кампании является коррекция на местные этнопсихологические особенности, которые присущи определённому электоральному полю.
2.2 Имидж кандидата и партии как составляющее PR в избирательной кампании
Задание по формированию имиджа политика, политической партии в главном схожи с заданиями маркетологов продаже товаров.
Продажа такого товара, как политик, имеет свои особенности. Основное отличие политика от обычных товаров состоит в том, что на противовес им, создаваемым на заказ потребителя со всеми предусмотренными свойствами и характеристиками, такой товар, как политик, уже имеет определенные собственные объективные характеристики, которые очень сложно, или совсем невозможно исправить. Политик как человек уже существует физически, это данность, объективная реальность. Задания специалистов по избирательному PR – придать политику необходимые, соответствующие потребности электората качества.
Другой специфической чертой такого товара, как политик, есть то, что большинство его потребителей не имеют непосредственного контакта с ним, поэтому избиратели реагируют не на сам физический объект, а на его имидж, т.е. информационный поток, который идет от него. Поэтому специалисты политического маркетинга должны сформировать и управлять информационным потоком, который излучает кандидат в электоральное поле. Причем управлять таким образом, чтобы электорат был убежден в присутствии у политика таких качеств, которые удовлетворяют электоральные потребности.
Имидж кандидата занимает ведущее место в избирательной компании. Достаточно часто его называют публичным Я у политика. От того, какие представления, оценки и мысли сформируются про кандидата у избирателей зависит его успех или проигрыш в избирательной компании. Определяющая роль имиджа обусловлена тем, что видение политика формируется на основе символических представлений, а не на непосредственных контактах.
Имидж – это образ политического деятеля, что создается целенаправленно для обеспечения эмоционально-психологического влияния на избирателей для популяризации данного политика и с целью его позиционирования в электоральном поле. Настоящий политический имидж - это своеобразное понимание избирателями идеального воплощения определенной социальной роли.
Чтобы определить черты имиджа кандидата, на этапе развёртывания избирательной компании проводятся исследования, смысл которых – изучение электоральных представлений об основных чертах идеального депутата. Речь идет не про выявление, какого цвета галстук хотели бы видеть избиратели, речь идет об их представлениях многопланового общего формата. Трудности в выявлении электорального ожидания лежат в том, что люди еще по своей сути разные. Разные люди имеют разные потребности, ожидания, по отношению к кандидатам, поэтому электоральное поле необходимо сегментировать. Далее встает дилемма: избирать как целевой один электоральный сегмент или несколько. Решение этого вопроса существенно влияет на формирование имиджа лидера. Какой именно вариант выбрать, зависит от стратегии избирательной компании.
Роль имиджмейкера лежит в усилении позитивных характеристик лица, приведение их в соответствие с образом, что отвечает электоральным взглядам, затушиевании негативных характеристик, которые могут негативно влиять на общественное мнение, «переводе» необходимой информации на язык средних граждан и происшествий, так как происшествия убедительнее слов, и подготовке визуальной и вербальной информации.