Отношения России с Китаем, Японией и Кореей

В 1993 г. состоялся визит Б. Н. Ельцина в Японию. Российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50-х годов. По итогам визита 13 октября 1993 г. была подписана Токийская декларация, в которой констатировалось продолжение российско-японского диалога по вопросу о четырех островах. Стороны согласились продолжить поиск решения проблемы мирного договора, исходя из исторических и юридических фактов, на основе выработанных между двумя странами договоренностей и принципов законности и справедливости. Отдельно Россия как держава - продолжательница СССР подтвердила свои обязательства в отношении всех договоров и других международных договоренностей между Советским Союзом и Японией, согласившись, что они продолжают действовать.

Летом 1997 г. руководство Япония фактически объявило о концепции новой дипломатии в отношении России, в основу которой легли принципы доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы. Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры с целью заключения Мирного договора между двумя странами, который так и не 6ыл заключен со времен второй мировой войны[6].

 

8. Проблема Курил в российско-японских отношениях в 90-е годы - начало XXI века


Среди сопутствующих негативных явлений в 90-е гг. - свертывание участия в регулировании региональных военно-политических процессов, деградация отношений с КНДР и утрата рычагов влияния на ситуацию в Корее, снижение уровня сотрудничества с Вьетнамом. Тяжелая экономическая ситуация в СССР, а затем в России в 90-х годах спровоцировала рост транспортных тарифов, усугубила изоляцию российских дальневосточных регионов от европейской части России и вызвала отрицательную миграцию населения из этой части страны. Наложившись на предпринятые советским руководством в конце 80-х годов крупные сокращения численности дислоцированных на Дальнем Востоке войск, отток населения создал проблему «вакуума демографического присутствия» России на Дальнем Востоке.

После распада СССР Москва ужесточила свою позицию, учитывая критику со стороны общественности и возражения властей Сахалинской области, в которую входят Курильские острова. В полуофициальных выступлениях представители российского руководства стали говорить о несвоевременности требований японской стороны и их неприемлемости.

Следует отметить, что после распада СССР японская сторона также ужесточила свою позицию, сведя ее к категоричной формуле «только все и только сразу», что предполагало намерение Токио не ограничиваться выполнением условий декларации 1956 г., а добиваться одновременной и безусловной передачи Японии всех четырех островов. Из-за наступательной позиции японской дипломатии Москва в 1992 г. дважды принимала решение отложить визит президента Б. Н. Ельцина в Токио.


КОРЕЯ

 

1. Российско-корейские отношения до заключения официальных отношений


В начале XVIII и в начале XIX столетий контакты между русскими и корейцами происходили на уровне дипломатических миссий в Пекине. Поворотной в отношениях между Россией и Кореей оказалась середина XIX в., когда два государства стали иметь общие границы по нижнему течению реки Туманган. Появление общих границ между Россией и Кореей совсем не означало того, что между двумя странами были установлены официальные дипломатические отношения. В 1863 г. в Корее на престол был возведен 11-летний король Кочжон. В связи с несовершеннолетием монарха регентом был назначен его отец Ли Хаын, получивший придворный титул тэвонгуна. Правление тэвонгуна (1863 – 1873 гг.) ознаменовалось усилением политики «самоизоляции», направленной на предотвращение каких бы то ни были контактов Кореи с западными державами и Японией.

Российско-корейская граница оставалась особым местом оживленных контактов двух народов.

Во-первых, вскоре после установления общих границ начался процесс стихийного переселения корейцев в Приморский край. Если в 1863 г. по официальной статистике границу перешли лишь 13 семей, то к 1867 г. число зарегистрированных корейцев составило 1000 человек. В 1869 г. только официально границу перешло уже 7000 человек. В последующие годы интенсивность корейской иммиграции в Россию все более возрастала.

В первой половине – середине XIX в. экономическая ситуация в Корее была очень тяжелой. Огромное налоговое бремя, отсутствие сильной центральной власти, которая могла бы улучшить положение в стране, частые неурожаи делали жизнь корейцев невыносимой. Особенно тяжелым было положение населения пограничной с Россией провинции Хамгён, откуда шло большинство переселенцев. Горная местность, относительно небольшое количество пахотных земель, бoльшая климатическая суровость, чем на юге полуострова (на севере можно собирать лишь один урожай в год, в то время как на юге — два) осложняли экономическое положение населения. Ко всему прочему, удаленность провинции Хамгён от столицы приводила к большему произволу местной администрации.

Попадая на российскую территорию корейцы получали и землю, причем в большем количестве, чем у себя на родине, и поддержку со стороны местных властей. Кроме того, иммигрантов могли привлекать те новые материальные блага, которые попадали в Приморский край из далекой европейской части России. Помимо корейского переселения в Россию, второй значимой составляющей российско-корейских контактов в период до заключения дипломатических отношений была приграничная торговля. Корейцы продавали в основном скот, а вывозили из России товары промышленного производства. Например, в 1883 – 1884 гг. из Кореи в Россию сухопутным путем было пригнано порядка 17600 голов скота. На территории Южно-Уссурийского края корейцам было продано товаров европейского производства на сумму более чем 800 тысяч рублей.

Таким образом, к 1880-м гг. назрела объективная необходимость законодательного оформления отношений между двумя странами, то есть заключения договора.


2. Россия и Корея в 1884-1904 гг. Корейский вопрос в России


В результате длительной подготовительной работы российской дипломатии, а также ряда объективных причин, указанных выше, 7 июля 1884 г. К. И. Вебер и министр иностранных дел Кореи Ким Бёнси подписали договор между Россией и Кореей. В договоре, подобно договору между Кореей и Англией, было 13 статей (в договоре между США и Кореей было 14 статей) и их содержание практически полностью повторяло статьи англо-корейского договора, ставшего образцом также для текстов корейско-германского, корейско-итальянского, корейско-французского договоров. Исключение составляла статья II, ограничивавшая право назначения консулов портами, «в которые допускаются консульские агенты обоих Держав». Отдельно к договору были приложены «Правила, по которым торговля русских подданных может производиться в Корее», состоявшие из трех статей и списка таможенных тарифов на 196 видов товара. Договор между Россией и Кореей был ратифицирован 14 октября 1885 г.

Таким образом, начиная с 1884 г., отношения между Россией и Кореей оформились юридически. В 1886 г. в Сеуле открылась русская дипломатическая миссия. К. И. Вебер получил статус поверенного в делах (1886 – 1897 гг.). Как и до 1884 г., основными аспектами отношений были приграничная торговля, и продолжавшаяся иммиграция корейцев на российский Дальний Восток.

Приграничная торговля развивалась настолько активно, что 8 августа 1888 г. в Сеуле была заключена дополнительная конвенция, именовавшаяся как «Правила для сухопутной торговли с Кореей», состоявшая из 9 статей. Конвенция значительно расширяла права русских в корейской части приграничной области с центром в городе Кёнхыне (низовья р. Туманган).

В целом, за исключением двух указанных выше аспектов, отношения России и Кореи рассматриваемого периода не были сколько-нибудь активными, а позиция России по отношению к Корее также не была ясна.

Позиции России в Корее изменились в 1896 г. Этому предшествовали весьма трагические события, произошедшие в Корее в связи с японо-китайским соперничеством за господство в Корее.

15 февраля 1894 г. в провинции Чолла разгорелось крестьянское восстание, впервые в истории Кореи имевшее свою собственную идеологию — религиозное учение «тонхак» («восточное учение»). Под предлогом защиты своих граждан Япония перебросила в Корею войска. Вслед за этим, 23 июля 1894 г. японцы ворвались в королевский дворец, чтобы «защитить от заговора» короля и членов его семьи, и фактически сделали их своими пленниками. Через два дня Япония начала боевые действия против китайских войск, находившихся на территории Кореи, и 1 августа объявила Китаю войну. Единственное крупное японо-китайское столкновение на территории Кореи произошло под Пхеньяном и закончилось поражением китайских войск. Далее театр военных действий переместился в Китай, где война закончилась его поражением. 17 апреля 1895 г. был подписан Симоносекский мирный договор, по которому Китай отказывался от своего традиционного покровительства над Кореей.

Российская общественность, хотя и приветствовала обретение Кореей независимости от Китая, все же высказывала обеспокоенность насчет возможности усиления влияния Японии в Корее в ущерб интересам России. Официальная позиция правительства России оставалась нейтральной. Неоднократные просьбы короля Кочжона оказать Корее помощь, прислать военных инструкторов и советников в правительство оставались без ответа.

В 1890 – начале 1900-х гг. единственным аспектом российско-корейских отношений, заметно не испытавшим на себе воздействия сложного узла противоречий между Россией, Японией и западными державами, была продолжавшаяся корейская иммиграция в Россию. Более всего корейцы оседали в Приморской и Амурской областях Приамурского края.

 

3. Отношения России и Кореи в 1905-1917 гг. Русская православная миссия в Корее


С этого времени российско-корейские отношения вступили в новый этап. Из всего многообразия периода до 1904 г. актуальными остались лишь три основные аспекта: приграничная торговля между северными провинциями Кореи и Южно-Уссурийским краем; продолжавшийся переход корейского населения в Россию на временные заработки или на постоянное жительство; обращение части корейской общественности к России за помощью в противодействии японской экспансии, отстаивании независимости Кореи. В последнем случае очень часто инициатором многочисленных посланий к российскому правительству выступал Император Кочжон, испытывавший личные симпатии по отношению к России.

В 1906 – 1910 гг., однако, наблюдалась тенденция роста объема вывоза товаров из Кореи в Россию, но сокращения российского ввоза соответственно. При этом доля России в общем товарообороте Кореи постоянно уменьшалась. Основным предметом корейского экспорта как и в конце XIX в. оставался скот. Для жителей северных провинций тесные экономические связи с Россией являлись важнейшим источником доходов, что в известной степени беспокоило Японию, опасавшуюся послевоенного усиления влияния России на севере Кореи.

15 июня 1907 г. в Гааге должна была открыться международная мирная конференция, Император Кочжон втайне решил отправить туда свою делегацию с тем, чтобы еще раз заявить о несогласии с политикой Японии в Корее и обратился к мировому сообществу с просьбой способствовать восстановлению независимости Кореи. При этом Император Кочжон рассчитывал на помощь России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты