А в компетенции Государственной Думы находится решение следующих вопросов (ст.103 Конституции РФ):
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Также Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Как показывает анализ статьи, в ней определены вопросы исключительной компетенции Государственной Думы. Вместе с тем, осуществление части этих полномочий тесным образом связаны с деятельностью Президента РФ. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства. В соответствии с п.«г» ст.83 Конституции РФ кандидатура на должность Председателя Центрального банка предоставляется Президентом России. Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка на срок, предусмотренный Федеральным Законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[10], - согласно ст.14 на четыре года, и считается назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
Особый статус Федеральное Собрание имеет в отношении принятия законов (ст.ст.104-108 Конституции РФ).
Так, правом законодательной инициативы, кроме Совета Федерации и Государственной Думы, также имеет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и другие лица. Однако непосредственно федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст.105 Конституции РФ), а принятые законы передаются на рассмотрение Совету Федерации, который вправе отклонить или одобрить принятый закон. А далее федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, направляется Президенту Российской Федерации, который вправе либо подписать его и, соответственно, как требует закон, обнародовать его, либо отклонить его.
Подводя краткие итоги, необходимо отметить следующее:
Парламент в Российской Федерации представлен Федеральным Собранием, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание – это высший представительный и законодательный орган Российской Федерации, наделенный для осуществления возложенных на него Конституцией РФ обязанностей рядом полномочий, причем, каждая палата обладает собственными правами. Анализ полномочий свидетельствует о том, что деятельность обеих палат российского парламента тесно связана, особенно это видно в процессе принятия федеральных законов. Кроме этого, осуществляя свои государственные функции, Федеральное Собрание России взаимодействует в своей работе и с другими субъектами власти, но в большей степени – с Президентом Российской Федерации.
2. Правовой статус Президента России.
Президент и Правительство в механизме государственной власти
С главы 4 Конституции Российской Федерации начинается изложение в Основном Законе страны системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым статусом Президента в организации государственной власти России. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.[11]
Согласно Конституции РФ Президент РФ как институт государственной власти стоит особняком и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен обширными полномочиями. Собственно говоря, это отдельный орган власти. Однако, несмотря на очень сильную президентскую власть в России, последнюю принято относить не к президентским, а к полупрезидентским республикам.
При этом конституционная модель республики в РФ выглядит таким образом, что путем обеспечения «сдержек и противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти. Какими бы широкими не были полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других государственных органов государственной власти и характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности (как, впрочем, и многих других стран). Советской республике, какой Россия была почти в течение всего ХХ века, такого рода институт был чужд. Как видится, в связи с этим идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента в 1990 году был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР. А Конституция 1993 года внесла существенные изменения, затронувшие статус Президента, его компетенцию и другие аспекты его государственной деятельности.[12]
Однако вопросы полномочий Президента стали объектом внимания не только законодателя, но и доктрины права.
Так, Б.П.Елисеев[13] определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. По его мнению, институт президентства должен рассматриваться как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти.
Само понятие «президент как выборный глава государства» является, как определяет Г.В.Дегтев[14], родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства», «глава исполнительной власти», «арбитр», «высшее должностное лицо». Иногда, как например в ФРГ, конституционный статус Президента не определен.
Особый интерес представляет анализ понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», проведенный И.Д.Хутинаевым[15]. Он отмечает первичность института президентства и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президентства определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус является частью правового института, определяющего президентскую деятельность.
Важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт. Так, Б.П.Елисеев[16] выделяет следующие:
Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов;
Пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
В соответствии со ст.80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент – это высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, в действующей Конституции закреплена модель, согласно которой, по выражению Е.Ю.Бархатовой[17], «у нас не просто сильный, а сверхсильный Президент».
Придание Президенту статуса главы государства, по мнению Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина[18], вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Таким образом, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции. То есть, Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно. Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех властных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.
В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Однако весь перечисленный список полномочий Президента не дает оснований толковать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней, с федеральными законами, и в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.