Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)

Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ  ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(Технический университет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Истории и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания  студентам по теоретическому

изучению курса “Россия в мировой истории”

Петровская революция. Век Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1998.

Составители: профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н.



Петровская революция. Век Просвещения./ Методические указания по теоретическому изучению курса “Россия в мировой истории”/ Моск.гос.институт электроники и математики;

Сост.:Попова Т.Г.,  Оганесян М.Н. М.,1998





Методические указания рекомендуются студентам I курса всех специальностей для написания контрольных работ, рефератов и подготовки к семинарским занятиям  и экзаменам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 7

ПЕТРОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 

В процессе самостоятельной работы по изучению данной темы руководствуйтесь следующим планом:

7.1  Экономические и социально - политические предпосылки

      Петровских преобразований.

7.2  Экономические реформы Петра I и их последствия.

7.3  Реформы системы органов власти и управления.

7.4  Основные направления внешней политики Петра I.


В качестве вспомогательного материала используйте статьи историка Е. В. Анисимова “ Петр I: рождение империи’’ (“Вопросы истории” .1987. №7 ), главу “Русская империя в XVIII веке’’ из “ Русской истории’’  Г. Вернадского .(м. 1997). Обратите внимание на соответствующие материалы Хрестоматии (док.№1-11).

Правление Петра Великого открыло в русской истории новый  период . Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Но успехи этого периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами.

Подумайте, какие экономические и социально - политические предпосылки определили Петровские преобразования  (корпоративная общественная система; малоподвижное деспотическое государство; слабая экономика - в стране действовало немного больше 3 десятков мануфактур; отсутствие по существу армии; вялый, преимущественно сезонный характер торговли; отсутствие светского образования, медицины; утрата стратегически важных территорий и др.).

Каким образом Петр  преодолел экономическую отсталость страны? Из прошлого материала вы знаете, что Россия была земледельческой страной, бедной капиталами с ограниченными внутренними возможностями их концентрации, с малыми людскими ресурсами и с высокой долей непроизводительных расходов. Петровская промышленная система вывела её на тот уровень, который западноевропейские морские державы достигали в ходе ,,революции цен’’, открывшей дорогу частной инициативе и первоначальному накоплению капитала .

Многие историки полагают, что создание системы государственного попечительства промышленности - великое дело Петра и его главная заслуга. Суть системы - жесткий протекционализм, правительственная опека над отдельными отраслями промышленности и отдельными регионами, ускоренное развитие мануфактур, где технические новшества сочетались с принудительным трудом, государственные монополии и гарантии, предоставляемые частным лицам.

Действительно созданные органы управления торговлей и промышленностью - Берг - , Мануфактур - ,  Камерц - коллегии и Главный Магистрат являлись институтами государственного регулирования экономики, бюрократическими органами торгово - промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. Отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Это прежде всего - необыкновенная жесткость регламентаций , разветвленная система ограничений, опека и надзор за торгово - промышленной деятельностью подданных. До 1717 года государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин, налогов, т.е. через открытые формы принуждения. Когда чрезвычайная военная ситуация миновала, была создана административно - контрольная бюрократическая система, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок, стремилась направить экономическую жизнь страны в нужном государству направлении .

Благодаря петровской системе, тяготы которой всецело легли на податные сословия, Россия к екатерининскому времени достигла высокого, по европейским меркам, уровня промышленного развития, в рамках традиционного общества её отсталость была преодолена .

Целям модернизации страны служила социальная и сословная политика. Обратите внимание на следующие факты:

  -  введение новой системы учета населения и налогообложения, нового принципа обложения - подушной подати. В этих целях - перепись населения. В результате произошло закрепление существующих социальных структур, усиление власти помещиков над крестьянами, распространение налогового бремени на новые группы населения;

  -  попытка экономической и политической стабилизации правящего класса .В соответствии  с Указом о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г. все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии - одному из членов семьи. Дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Различий между ними не стало - поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Следовательно этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс;

  -  особенности использования рабочей силы - разрешение Указом 18 января 1721 г. частным мануфактурам покупать крестьян для использования их на заводских работах. Тем самым промышленные предприятия, где зарождался капиталистический уклад, превращались в крепостническую вотчинную мануфактуру .

Крепостничество деформировало и процесс образования буржуазии. Мануфактуристы - владельцы крепостных - не ощущали своего социального своеобразия. Они стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.

Таким образом, активное государственное промышленное строительство создавало экономическую базу развивающейся нации. Одновременно сдерживало тенденции капиталистического развития. Естественен вопрос, на который вы должны ответить - была ли альтернатива избранному пути?

Если принять завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то создание промышленности в предельно сжатые сроки было действительно необходимостью. Разделяете ли вы эту точку зрения ?

Несмотря на то, что общество находилось под контролем государства и лишалось возможности проявлять инициативу, самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были очень значительны.

Уже при Петре I : 1) промышленность выросла в 7-10 раз (было 20-30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) пробито ,,окно в Европу’’, завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены новые города, прорыты каналы.

Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения . Это был колоссальный прорыв. Была образована Академия наук .

Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных : ’’Арифметика’’, “ Букварь ’’, ’’ Грамматика Славянская’’ и даже славяно-греко-латинский ’’ Лексикон ’’ (Cловарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации. Светская живопись, театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества. Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования.

Познакомьтесь в Хрестоматии с содержанием Указа Петра I об образовании Российской Академии наук ( док. №9 ).

К концу первой четверти XVIII века сложилась государственная система органов власти и управления.

Познакомьтесь с материалами Хрестоматии: о создании правительствующего Сената , О Коллегиях, об учреждении губерний и о расписании к ним городов ( док.№ 5,6,4) . Документы петровской эпохи помогут вам получить зримое представление о системе государственного управления , становлении абсолютной монархии . Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светвкой , так и духовной ) в руках одной личности , наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата , сильной армии , ликвидация всех сословно - представительных органов и учреждений .

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции ’’ока государева’’. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших ’’ казенный интереc ’’.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты