Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)

“Ïî÷âà” ðàçâèâàåòñÿ êðàéíå ìåäëåííî , “öèâèëèçàöèÿ” âáèðàåò â ñåáÿ âñå íîâåéøèå äîñòèæåíèÿ . Èìåííî çäåñü âîçíèêàåò ðîññèéñêàÿ íàóêà , ëèòåðàòóðà , äîñòèãøèå áîëüøèõ ìèðîâûõ âûñîò .”Ïî÷âà” ãîâîðèò íà ðóññêîì ÿçûêå , “öèâèëèçàöèÿ” èçúÿñíÿåòñÿ  íà èíîñòðàííîì .Ïðîïàñòü ìåæäó äâóìÿ óêëàäàìè  æèçíè ãèãàíòñêàÿ .

Ðàçâèâàÿ èäåè Â.Î.Êëþ÷åâñêîãî , Í.Áåðäÿåâ òàê èçëàãàåò ñâîå ïîíèìàíèå èñòîêîâ ðóññêîãî ðàñêîëà : “ Ðóññêèé íàðîä ïî ñâîåé äóøåâíîé ñòðóêòóðå íàðîä âîñòî÷íûé . Ðîññèÿ - õðèñòèàíñêèé Âîñòîê , êîòîðûé â òå÷åíèå äâóõ ñòîëåòèé ïîäâåðãàëñÿ ñèëüíîìó âëèÿíèþ Çàïàäà è â ñâîåì âåðõíåì êóëüòóðíîì ñëîå  àññèìèëèðîâàë âñå çàïàäíûå èäåè . Èñòîðè÷åñêàÿ ñóäüáà ðóññêîãî íàðîäà áûëà íåñ÷àñòíîé è ñòðàäàëü÷åñêîé , è ðàçâèâàëñÿ îí êàòàñòðàôè÷åñêèì òåìïîì , ÷åðåç ïðåðûâíîñòü è èçìåíåíèå òèïà öèâèëèçàöèè ...

Ðåôîðìà Ïåòðà áûëà íåèçáåæíîé , íî îí ñîâåðøèë åå ïóòåì ñòðàøíîãî íàñèëèÿ íàä íàðîäíîé äóøîé è íàðîäíûìè âåðîâàíèÿìè ... 

Сравните высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении Петра I для России. Объясните их смысл. Какое представляется более справедливым и почему?

-  ,,Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - Петр.’’   (Н. М. Карамзин)

  -  ,, Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем самым найти себя... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе’’.  (Н. Вейдле)

По мысли Г. Вернадского, ,,главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли народных масс’’.

В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех, позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса .

Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат вашей самостоятельной работы вы должны:

  а) знать предпосылки и значение Петровской революции;

     основные реформы;

  б) понимать значение образования Российской империи. 















                                                         ТЕМА 8

                                           ВЕК  ПРОСВЕЩЕНИЯ


В процессе самостоятельной работы рассмотрите три вопроса :

8.1 Основные идеи эпохи Просвещения .

8.2 Война за независимость в английских колониях Северной  Америки. Великая Французская Революция .

8.3 Внутренняя и внешняя политика  Екатерины II .Эпоха просвещенного абсолютизма.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения . Прочитайте в хрестоматии документы № 1-6.

«Имей мужество пользоваться своим умом!»--так немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи .  После  Возрождения  и Реформации это был третий духовный переворот , практически  полностью покончивший со средневековой  системой  ценностей .

Важно понять ,что Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни .Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно,это интернациональное движение , хотя и не привязанное к определённой хронологии.  Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время .

Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду  блестящих мыслителей ,среди которых были Ф.Вольтер (1694- 1778) , Д.Дидро(1713-1784), Ш.Монтескье(1689-1755),   Ж.-Ж.Руссо(1712-1778).

Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты.Нередко они становились достоянием масс и особенно ярко это проявилось в годы английской,американской и  французской революций . В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии , в первую очередь , идеи «естественного права».Уясните для себя сущность этих идей.

 1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом.

 2.Переход от  естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями .

 3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того,чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей .

   4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в  обществе,не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом ,английские просветители имели в  виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь ... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству.»

Эпоха Просвещения пронизана рационализмом .В западноевропейской мысли он проявился ещё в средние века .Однако тогда рациональное  отношение  к  миру сосуществовало с религиозным .  В восемнадцатом веке возник атеизм , отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление ,что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная,общество,человек подчиняются логичным,доступным  разуму законам .

В годы английской революции оформилась мысль о том ,что государственная власть - результат общественного договора , заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора .В частности ,Ж.-Ж.Руссо в своём знаменитом трактате «Об общественном договоре » противопоставил современное общество  естественному первобытному состоянию ,при котором люди были равны .Гармония была нарушена , когда появилась частная собственность.Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок  и баланс сил в обществе .

Однако условия общественного договора ,по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны ,богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей.Отсюда ,теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени ,а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты