Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В
отдельных странах (например, в Корейской Народной Демократической
Республике) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная
система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и
концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в
войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые
авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм
модернизации слаборазвитых стран.
И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-
самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному
хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных
ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к своевременному
качественному обновлению, учету новых требований непрерывно меняющегося
мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами
тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути
идеологии и пропаганды.
Часть 2
Авторитаризм
Отличительные черты авторитаризма
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической системе присуши следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико- институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,
деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы
правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания
населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания
противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они
опирались главным образом на традиционный и харизматический способы
легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используются
националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы.
Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и
возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто
используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.
— для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и
собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или
полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России,
Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких
выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны
властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их
официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить
себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на
стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или
результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.
Реформаторские возможности авторитаризма
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический
интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки
многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских
«кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее
общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой
многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили,
Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и
социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое
процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной
экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным
плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относятся полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои
достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать
общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно
эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
В современных условиях постсоциалистических стран «чистый»
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский
режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм.
Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти
и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача на пути
конструктивного реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.
Глава 2
Современная демократия: понятие и возникновение
Часть 1
Понятие и измерение демократии
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?
Определения демократии
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его
первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением
этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как
«народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским
президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».
Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.
С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права челове5ка, народный суверенитет и некоторые другие.
В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.
Конституирующие признаки демократии
Можно выделить следующие характерные черты демократии:
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.
2. Периодическая выборность основных органов государства.
3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством.
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о
наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако
реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии,
весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и
современная демократии, американская и швейцарская системы и т.д.
Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные
критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и
практические демократические модели и как бы измерять их.