Политическая культура в рамках политического менеджмента

Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами.

Телевидение или газета — лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д[4].

Главной особенностью развернувшейся в настоящее время информационной, или телекоммуникационной, революции стала замена односторонней связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, о чем говорилось выше, обеспечивающей новые возможности для участия в информационном обмене. Диалоговая связь организует обратную связь, делает коммуникативный обмен информацией доступным.

Взаимоотношения правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный период времени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки. Необходимо отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств являющихся источником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитых капиталистических стран.

В то же время, СМИ достаточно активно используются в различных политических играх, в политических баталиях и дискуссиях, при проведении политических выборов с целью политагитации и пр.

В этом случае, СМИ выступает в роли локомотива, который продвигает вперед те или иные идеи, за которые заплачены деньги.



Глава 3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности


3.1 Понятие политической культуры


Политическая культура представляет собой комплекс исторически сложившихся устойчивых отношений в обществе, которые воплощают в себе опыт предыдущих поколений, установок, политических убеждений, моделей поведения в рамках политического процесса. Эти отношения обеспечивают функционирование и преемственность политической жизни общества. Политическая культура определяет политическое настроение общества, способствует формированию политического мнения в обществе. Хотя и сам термин политической культуры появился лишь в прошлом веке, с древних времен идет формирование этого понятия. Все время существование политической власти в каком бы то ни было обществе сопровождалось потребностью в изучении поведения руководимого общества – и во многом наличие или отсутствие ответной реакции на тот или оной тип правления являлось результатом целенаправленной деятельности политического лица, направленной на общество.

Политическая культура - это не просто явление в обществе, это величина измерения политической активности общества, которая выполняет определенные функции:

ценностно-ориентационную (интерпретация смысла политических значений);

нормативно-поведенческую (определение «рамок» политического поведения);

интеграционную (сплочение определенной социальной общности);

коммуникационную (осуществление взаимодействия субъектов и институтов на основе символов и стереотипов);

воспитательную (формирует определенный тип политического поведения, адекватный данной политической системе).

Многие исследователи по разному подходят к определению классификации политической культуры. Трактовка политической культуры обладает широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений:

Так, к примеру, психологический подход Г. Алмонда рассматривает политическую культуру как набор психологических ориентаций на социально – политические объекты и процессы, другими словами – как отношение общества к политическому процессу – оно может быть активным, участным или бзучастным. Это наиболее распространенная точка зрения на политическую культуру.

Комплексный подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер) политической культуре приписывает все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политическим отношением, но своего содержания не имеет.

Объективистская (нормативная) трактовка (Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция С. Хантингтона понимает под политической культурой гипотетическую нормативную модель желательного поведения.

Социологический подход (Р. Карр, Д. Гарджер, Ю. Тихомиров) определяется политическую культуру как установочную поведенческую матрица, в пределах которой функционирует политическая система.

Все эти подходы к определению политической культуры имеют место быть, прежде всего, по причине того, что все они описывают поведение и реакцию общества в рамках политического процесса.

Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.

В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации[5].

Другая причина, которая может объединять все эти подходы заключается в том, что политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны – политиков-акторов – которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Рассмотрим это подробнее.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни[6].

В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Это состояние легко объяснит тем, что с точки зрения политического режима и смены власти – России пришлось пройти сложный и тернистый путь от монархии до демократии за короткий срок. Мало кто заботился о сохранении «политического здоровья» нации, когда власть можно было взять практически голыми руками.

В результате, нам приходится строит все с нуля, сегодня в основном ориентируясь на западную модель общества. Политическая культура любого государства – это, прежде всего, набор составных элементов, которые составляют общую целостность и ценность.

Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку. Т.е. все перечисленные элементы политической культуры отражают ту или иную политическую деятельность.

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Понимание этого представления приходит в общество из информации, которая поступает из СМИ. Мы можем судить о политической деятельности по поступкам и выполненным обещаниям тех политических деятелей, которых мы выбрали в момент, когда осуществлялся процесс коммуникативного управления нашим выбором. А значит, последствия этого выбора являются отражением действия политических менеджеров. Наиболее удачные достигли своей цели и теперь формируют наше представление о власти. Но не стоит забывать о том, что есть обратная связь и она как молот может качнуться обратно. Недобросовестные политики за всю истории России принесли множество негативных моментов в современную политическую культуру российского общества. Именно благодаря потери веры в политическую справедливость на протяжении многих лет была низкая политическая активность у населения – было ощущения безнадежности голосования и выборов как института вообще, поскольку была распространена информация о фальсификации выборов и подсчета голосов. Эта ситуация пугающая во многом – и не исключено, что неактивность населения была тоже чей-то запланированной PR-компанией. Эта ситуация ушла в прошлое – и это к лучшему. Потому что нет ничего страшнее для государства, чем отсутствие веры в него людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты