Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему «Политическая мысль Нового (XVII – XIX вв.) и Новейшего (ХХ в.) времени»

КИЕВ-2011

Содержание


Введение

1. Основные принципы либерализма

2. Основные принципы консерватизма

3. Социалистическая мысль XIX в.

4. Политическая доктрина анархизма

Выводы

Список литературы


Введение


Новое время – в историческом смысле очень важный для современности период. Именно в это время складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве. Это общество называют демократическим (А. де Токвиль), технотронным (Н. Моисеев), открытым (К.Поппер), капиталистическим (К. Маркс, М. Вебер и др.).

Дух нового времени отразился в творчестве голландского мыслителя Гуго Гроция (1583-1645 гг.), который был одним из первых, кто попытался освободить политическую мысль от теологии и сформулировал теорию естественного права. Человек по природе стремится к общественной жизни, которая строится на основе неприкосновенности чужой собственности, обязательстве исполнять обещанное, возмещении нанесенного ущерба и признании того, что некоторые поступки человека наказуемы. Общности объединяются в государство на основе договора - добровольного соглашения между гражданами, подданными, и государством, верховной властью.

Большой вклад в развитие политологии как науки внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Наиболее известна его работа «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». По его мнению, в естественном состоянии все люди являются равными по физическим и умственным способностям. Однако человек глубоко эгоистичен, подвержен жадности, честолюбию, страху, что приводит к непрерывной борьбе между людьми, к войне «всех против всех». Государство же создается для того, чтобы покончить с этой борьбой, избавиться от страха беззащитности и постоянной угрозы насильственной смерти. Посредством взаимной договоренности между собой (общественного договора) люди передают верховную власть в одни руки – либо одному человеку, либо собранию людей.

В Новое время на Западе зарождается либеральная цивилизация, для которой главной ценностью является свободная творческая личность. Мыслители Нового времени высказали некоторые идеи, которые способствовали кризису феодализма и стали фундаментом либерализма (от латинского liberalis – свободный).


1. Основные принципы либерализма

Идея свободы человека в обществе, его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение. Условие реализации этого принципа – ограничение сфер и объема деятельности государства, которое должно выполнять роль «ночного сторожа» – охранять общественный порядок и защищать страну от внешней опасности.

Идея о том, что свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция – это универсальные механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человеку реализовывать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства, но и ненасильственно принуждают человека беспокоиться о повышении эффективности своей деятельности.

Либеральные идеи формировались на основе античного наследия, на идеях естественного права, общественного договора, прав личности и необходимости защиты собственности. Такая постановка проблемы полностью соответствовала новым капиталистическим отношениям.

Развитие либерализма проходило в нескольких направлениях.

Аристократический либерализм получил такое название, поскольку, кроме общих либеральных идей, мыслители данного периода отстаивали идею приемлемости ограниченной парламентской монархии.

У истоков аристократического либерализма стоял английский врач и мыслитель Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Среди многочисленных его работ особое значение имеют «Письма о веротерпимости» и «Два трактата о правлении», в которых он излагает свою концепцию происхождения государства, его структуру и основы функционирования.

В отличие от Гоббса («война всех против всех») Локк считал, что государственной жизни предшествовал период естественного состояния, свободы и равенства. Отношения между людьми регулировались на основе разума и осознания естественных прав. Особенно он выделял такие права, как жизнь, свобода и частная собственность. Однако не все люди уважали права других, возникали конфликты вокруг понимания сути естественных законов. К тому же, если люди недостаточно организованы, они беззащитны перед лицом внешней опасности.

Суть вхождения человека в общество и государство состояла в усилении гарантий по защите естественных прав человека. Государство, которое возникает в результате естественного договора, получает право карать тех, кто нарушает естественные права. С этой целью власть принимает конституцию, создает ряд специальных институтов, которые призваны охранять естественные права человека. С другой стороны, власть не имеет права принимать правовые нормы, нарушающие права человека, неотчуждаемыми являются права человека на жизнь, свободу и частную собственность; также государство не должно вмешиваться в экономику, религиозную жизнь и культуру.

Собственность Локк рассматривал как условие свободы личности. Наилучшей формой государственного строя он считал ограниченную монархию, в которой вводилось разделение властей на законодательную (с правом издавать законы), исполнительную (наделенную правом проводить законы в жизнь), и федеративную (занимающуюся вопросами внешней политики). Судебная власть в концепции Локка является частью исполнительной.

Политические взгляды Локка стали основой либерализма.

Учение Локка о разделении властей получило распространение и стало составной частью идеи конституционализма благодаря работам французского аристократа Шарля Луи Монтескье (1689-1755 гг.). Он много путешествовал, изучил английские порядки и политическую жизнь Англии. Его главное политическое произведение «О духе законов», которое было опубликовано в 1748 г., стало краеугольным камнем либерализма.

Рассматривая принцип разделения властей, он считал более перспективным деление на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, достигается равновесие социальных сил, как главное условие политической свободы. Государство является свободным, если одна власть сдерживает и уравновешивает другую.

Природу каждого правления определяет количество субъектов верховной власти – отсюда республика (власть всего народа или его части); монархия (правление одного человека с помощью установленных неизменных законов); и деспотия (произвол одного человека, где наблюдается возврат к равенству – все равны перед деспотом).

Вкладом Монтескье в идеологию либерализма было его понимание свободы. Главными свободами он считал право на безопасность и участие в политической деятельности. Свободу он рассматривал как возможность делать то, что разрешено законом. Политическая деятельность – это участие в выборах в представительские органы власти, которые являются выразителями воли народа. В работе «О духе законов» Монтескье различал три вида законов: закон наций (касающийся международных отношений), закон политический (регулирующий отношения правительства и граждан), и закон гражданский (нормирующий отношения между гражданами).

Исследовал Монтескье и влияние географических условий (климата, почвы, рельефа, размеров территории) на форму государственного устройства и законы. Так, он утверждал, что республике соответствует небольшая территория, монархии – средней величины, а большие территории подходят для деспотии; на юге часто складываются деспотии, поскольку жара изнуряет людей, делает их податливыми и недостаточно мужественными; плодородные почвы делают людей зависимыми – живущие в достатке не оберегают свою свободу, а бесплодные почвы способствуют развитию чувства свободы – человек вынужден в сложных условиях добывать себе пропитание, и потому он будет мужественным, закаленным, воинственным и т.д.

Также, с точки зрения Монтескье, на законах и устройстве государства могут сказываться религиозные верования, убеждения, обычаи, традиции. Так, христианская вера воспитывает умеренность политических отношений, мусульманство предрасположено к деспотизму, католичество – к неограниченной монархии, а протестантизм – к свободному государству.

Основные либеральные ценности отстаивали также Дени Дидро (1713-1784 гг.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.).

Во Франции последними представителями аристократического либерализма были Бенжамен Констан (1767-1830 гг.) и Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.).

Констан в работе «Курс конституционной политики» ставит такие значимые для либералов проблемы, как соотношение понятий личность и государство, личная свобода, свобода совести и слова, предпринимательства, частной инициативы. Он выделил два вида свободы: свободу политическую и свободу личную. По его мысли, античные народы знали только политическую свободу – свободу коллектива.

В таких условиях человек не знал личной свободы и подчинялся власти всего общества. Т.е. религия, хозяйство, собственность, семья – все подчинялось государству, регламентировалось им. Личная свобода человека предполагает независимость частной жизни человека от политической власти. Она включает в себя весь комплекс политических свобод: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, печати, выбор места проживания, свободу выбора занятий и свободу частной собственности.

Наилучшей властью является власть либеральная, т.е. минимальная. Задачей власти должна быть охрана граждан от внутренних конфликтов и защита государства от внешней угрозы. Основной лозунг такого государства: «Отпустите – пусть работают, отпустите – пусть идут». Констан, как и другие представители либеральной мысли, предлагал использовать принцип разделения властей. Но он предлагал в качестве четвертой ветви нейтральную власть короля, который принимает участие в деятельности других ветвей, обеспечивая их согласованную деятельность. Он считал необходимым расширение прав местного самоуправления и был против общего избирательного права, утверждая, что политическими правами могут обладать только собственники.

Французский либерал ХIХ в. Алексис де Токвиль известен, прежде всего, благодаря книге «Демократия в Америке». Пробыв в США девять месяцев, он написал книгу об этой стране, ее устройстве. Он пришел к выводу, что в будущем во всем мире неизбежно установится демократия; что французская и американская революции – это не случайные события, а составляющие части единого процесса демократизации. И потому перед людьми стоит не выбор между аристократией и демократией, а между демократией, обладающей порядком и моралью, и демократией, не знающей порядка.

Он искал равновесие между понятиями свободы и равенства. «Равенство желательно, однако оно постоянно угрожает потерей свободы». Токвиль считал, что равенство порождает две тенденции: первая подталкивает к анархии, вторая ведет к закрепощению. «Демократические народы имеют природную тягу к свободе, они ее ищут, любят и болезненно переживают ее потерю. Они желают равенства в свободе, и если она для них недостижима, то они по-прежнему хотят равенства, хотя бы в рабстве». Предпочтение Токвиль отдавал политической свободе, а не политическому равенству.

Демократический либерализм опирался на идею свободного неконтролируемого рынка. Теоретическое обоснование эти новые идеи получили в работах английского экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.). Свобода экономической деятельности, по мысли Смита, приведет к тому, что рынки свободной конкуренции превратятся в анонимного правителя, который будет руководить общественной жизнью. Роль государства должна быть сведена к гарантии безопасности личности и сохранения ее собственности. По вопросу о равенстве он сходился во взглядах с представителями аристократического либерализма: имея свободу, каждый человек получает равные стартовые возможности для борьбы за прибыль, собственность и место в обществе. У истоков демократического либерализма стояли Клод Гельвеций (1715 – 1771 гг.) и Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты