Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Гельвеций видел будущее государство как совокупность равноправных граждан, которые исполняют одинаковые обязательства перед ним, и ответственны перед единым судом.

Продолжая данную тему, Руссо приходит к мысли о необходимости отказаться от системы народного представительства, на смену которой должен прийти плебисцит – опрос каждого отдельного члена общества. «Участник плебисцита, подавая свой голос, высказывает собственное мнение по поводу поставленного вопроса, и результат подсчета голосов является объявлением общей воли. И если побеждает мысль, противоположная моей, то это свидетельствует вовсе не о том, что голосование не выражает общей воли, а только то, что я ошибся: то, что мною считалось общей волей, таковою не является».

Главная заслуга Руссо состоит в том, что он одним из первых обосновал базовые принципы плебисцитарной демократии, которая стала популярной в ХХ веке.

На формирование концепции либерально–демократического государства XIX в. существенно повлияли идеи английского публициста Джереми Бентама (1748–1832 гг.). Его политическая концепция утилитаризма была изложена в первом же его труде «Фрагменты о власти». Главным принципом человеческой жизни он считал принцип полезности. Человек всегда выбирает то, что ему приносит пользу. Из двух характерных для человека чувств – удовольствия и страдания – человек стремится к первому и старается избежать второго. При этом общество – это совокупность индивидов, которые стремятся к счастью и удовлетворению собственных интересов. И потому стремление к личному счастью должно привести к приумножению всеобщего счастья. Для реализации этого необходимо прежде всего рациональное законодательство, которое должно гарантировать гражданам личную безопасность, равенство и достаток.

Таким образом, первой исторической формой либерализма был аристократический либерализм. Наиболее известные представители этого направления – Локк, Вико, Монтескье, Дидро, Гольбах, Кант, Констан и Токвиль - не выходили за рамки конституционального монархизма, парламентаризма, защищали расширенное право частной собственности, равенство всех перед законом. Они выступали за установление определенного минимального объема политических свобод, право свободной конкуренции; исследовали принцип разделения власти и ее равновесия. С их точки зрения, законы должны быть справедливыми, соответствовать принципам, установленным исполнительной властью. Свобода, как и власть, должна иметь определенные границы, установленные правом. В этих правовых границах должен развиваться индивидуализм.

Демократический либерализм в лице Гельвеция, Руссо, Фихте, Бентама, Гамильтона, Конта, Спенсера базировался на идее гражданских прав и свобод, равенстве и плебисцитарной демократии, народовластии, полезности и счастье личности. Характерными чертами демократического либерализма были оптимизм, вера в прогресс, индивидуализм, широкие права и свободы личности, принцип частной собственности как основы свободы, ограничение прав государства и государственного аппарата.


2.Основные принципы консерватизма

Консерватизм в обычном понимании – это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм, правовое государство, государственное регулирование экономики, минимальные социальные гарантии трудящимся, стимулирование и поощрение частной инициативы и рыночных отношений, укрепление законности и правопорядка, возрождение традиционных моральных ценностей, прочная семья. Возникновение консервативной идеологии стало ответом на распространение либеральных идей.

Английский мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.) заложил основы политической доктрины консерватизма. В работе «Размышления о французской революции» он писал о нежелательности воплощения теории на практике. Политик в своей деятельности должен руководствоваться только приобретенным нацией опытом и здравым смыслом, а не теоретическими конструкциями. Он отрицал индивидуализм, указывая, что индивид не может быть исходным пунктом для изучения общества. Именно жизнь общества определяет способ мышления и мораль индивида. Берк осуждал рационализм, который ведет к утилитаризму (польза, выгода как критерий нравственности) и атеизму; был противником прогресса, доказывая, что наилучший политический строй в Европе был во времена средневековья; выступал против равенства и свободы. Будущее сильной Европы он видел в иерархическом аристократическом устройстве.

В 1799 г. в революционной Франции национальная крупная буржуазия нашла для себя героя, способного навести порядок в стране, вывести ее из хаоса. Это был Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.). В момент прихода к власти он заявлял: «мы хотим  республику, основанную на свободе, на равенстве, на священных принципах народного представительства». Однако постепенно Бонапарт сконцентрировал в своих руках всю власть в республике, не отказался от титула императора весной 1804 г. Общественная жизнь Франции строилась только в интересах империи. Все это сочеталось с культом императора, как символа нации. Именно от бонапартизма начинаются политические доктрины «вождя нации, вождя народа», которые буйным цветом расцветут в ХХ в.

Бонапартизм стимулировал развитие консерватизма, что нашло отражение в трудах Луи де Бональда (1754-1840 гг.), который выступал против разделения властей («земная иерархия является отражением иерархии небесной, и наиболее полно она реализуется в семье и монархическом строе»). Он призывал вернуться к средневековью, где существовали образцовые государства – абсолютные монархии, в которых церковь занимала доминирующее положение. Выступал против политических новаций – Конституций, просветительской литературы. Церковь и монархия, по его убеждению, должны быть уздечками, сдерживающими человеческие страсти.

Одним из самых активных критиков революции был Жозеф Мари де Местр (1753-1821 гг.), который наилучшим государством считал монархию. Он выступал против «чистого деспотизма», и утверждал, что главным условием человеческой свободы может быть «разумный деспотизм». Для безопасности целого нужно правление одного. Благополучие государства может быть обеспечено только там, где руководят близкие к божьему образу люди.

Он признавал возможность разделения властей, но все эти власти должны были выступать от имени единого правителя. Считал, что государство существует столько же, сколько существует человечество. Государственность, цивилизация, культура – это природное состояние человека.

Де Местр выступал против идеи общественного договора, утверждая, что творцом всего является Бог, и он же создал и отдельные государства. И поскольку все создано Богом, то народы не имеют права выбора, и монархи не зависят от воли народа. С его точки зрения демократия в чистом виде вообще невозможна. Она предполагает народный суверенитет, а это понятие метафизическое, поскольку ни один народ не может владеть силой принуждения против самого себя. Если бы в государстве существовала демократия в чистом виде, то в нем вообще не было бы никакой власти.

У людей существует потребность иметь правителя. Люди по натуре - существа коллективные и недобрые. Потому люди должны пребывать в ярме, иначе они находятся постоянно в состоянии войны. Народ не может быть наделен какими-либо правами, поскольку не способен их активно использовать. По отношению к правителю у народа есть только обязательства. Основное из них – верность монарху и беспрекословное выполнение его воли, вера в справедливость его решений. Вносить какие-то изменения в жизнь – это право только Бога. Как только человек начинает действовать сам, его действия всегда приводят к разрушениям. Дух новизны – одна из самых страшных бед. Поэтому власть должна охранять людей от нововведений, и осторожно относиться к реформам, поскольку реформы часто приводят к революциям, а революции приносят больше зла, чем рассчитывают исправить.

Де Местр предлагал создать всемирную христианскую монархию во главе с непогрешимым суверенным монархом – Папой Римским.

В конце ХIХ в. консерватизм как политическая доктрина переживает кризис. Несколько революций в Западной Европе, широкие общественно-политические движения (чартизм в Англии), распространение капиталистического способа производства, введение нормированного рабочего дня, улучшение жизни практически всех слоев населения, рост образованности и культуры – все это создало реальные возможности для активного участия граждан в политической жизни. Развитие капитализма привело народные массы в политику.


3. Социалистическая мысль XIX в.


Идеи Анри Сен–Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна сформировали идейно–политическую теорию, получившую название «утопический социализм». Это название происходит от работы Томаса Мора «Утопия». Однако, в отличие от своих предшественников – утопистов, выступавших за одинаковость жизни и «равное счастье» для всех (которые достигались благодаря принудительному труду, регламентации жизни, потребностей, строгости нравов), мыслители XIX в. признавали относительную прогрессивность капиталистических отношений, отводили решающую роль науке при переходе к новому обществу социального равенства.

Политическая концепция Анри Сен–Симона (1760–1825 гг.) изложена в работах «О реорганизации европейского общества», «Об индустриальной системе», «Новое христианство» и других. Современное ему общество он разделил на три основные группы, которые назвал «классами». К первому классу он отнес ученых и деятелей культуры, второй класс составляли собственники, третий объединял всех тех, кто желал равенства. Поскольку собственники угнетают рабочих, между ними ведется постоянная борьба. Моральной обязанностью каждого члена общества Сен–Симон провозгласил труд. При этом распределение благ должно осуществляться не по потребности, а по труду.

Главным двигателем исторического прогресса он считал разум, и потому утверждал, что новое устройство общества будет возможно в результате убеждения образованных слоев населения и собственников. Население на основе всеобщего избирательного права будет избирать наивысший орган управления – Совет, в который войдут лучшие ученые и деятели культуры. Исполнительная власть сосредоточивается в руках образованных собственников. В таких условиях исчезнет антагонизм между классами, эксплуатация человека человеком, и установятся гармоничные общественные отношения.

Шарль Фурье (1772–1837 гг.) утверждал, что человечество проходит в своем развитии определенные стадии – дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Современное ему время он оценивал как состояние упадка. По его мнению, французская революция не привела к победе разума и свободы. Несовершенные экономические отношения приводят к незащищенности тружеников; к отсутствию пропорционального вознаграждения; более двух третей населения ведет паразитический образ жизни. Этих общественных «паразитов» Фурье подразделял на четыре категории: домашние (большинство женщин, дети, слуги); общественные (вооруженные силы, государственные чиновники, промышленники, большая часть торговцев); второстепенные (безработные, бездельники, юристы и т.д.); из «стержневых классов» (биржевые игроки, спекулянты и другие).

Раскритиковав существующее общественное устройство, Фурье перешел к построению теоретической модели нового, справедливого общества. Оно должно было представлять собой свободные и добровольные объединения в сфере производства и потребления, где будут гармонично сочетаться индивидуализм и коллективизм. Все население должно быть занято производительным трудом в течение двухчасового рабочего дня. Стимулировать заинтересованность в труде он рекомендовал за счет состязательности, возможности частой смены занятий, а также распределения доходов по капиталу, труду и таланту. Власть в таком обществе будет сосредоточена в руках высшего хозяйственного органа (ареопага), опирающегося на мнение народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты