Политические конфликты, их виды и способы разрешения
Реферат
«Политические конфликты, их виды и способы разрешения»
1. Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов
Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и формы конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности конфликтологию.
Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.
В теории конфликтов можно выделить два основных направления:
ü функционализм, изучающий проблему стабильности и устойчивости (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера);
ü структурализм, объясняющий социальные процессы и изменения существованием конфликтов (концепции М. Вебера, К. Маркса, Р. Дарендорфа).
По мнению Т. Парсонса:
ü каждое общество — относительно устойчивая и стабильная структура;
ü каждое общество — хорошо интегрированная структура;
ü каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы;
ü функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.
Р. Дарендорф полагает, что:
ü каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи;
ü каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ;
ü каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение;
ü
каждое общество основано на том, что одни члены общества
принуждают к подчинению других.
По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции».
Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидуумов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.
Видный американский специалист по общей теории систем К. Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов, т. е. конфликт — «...это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».
Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: на уровне индивидуума, группы и организации. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:
1) конфликты между индивидуумами;
2) пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
3) экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;
4) конфликты между гомогенными организациями (например, государствами );
5) конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);
6) конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);
7) конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);
8) конфликты между группой и организацией.
Наиболее уязвимое место общей теории конфликтов — чрезмерное обобщение. Многие авторы теории конфликтов классифицируют конфликты согласно их интегрирующему или дезинтегрирующему характеру. В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.
Война — бескомпромиссная борьба до победоносного конца с применением любых, в том числе насильственных, средств. Игра — разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат — получение выигравшим существенных, но не жизненно важных преимуществ. Спор — достижение согласия с другой стороной только мирными средствами.
Конфликты различаются между собой:
ü по сфере проявления (экономические, социальные, политические конфликты, конфликты в духовной жизни общества, межгосударственные конфликты);
ü по легальности существования (открытые и латентные);
ü по направленности развития (субъекты или цели);
ü по типам (когнитивные и мотивационные);
ü по механизму их разрешения;
ü по сложности и важности.
Когнитивные конфликты возникают при столкновении противоположных или противоречивых точек зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т. д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности их перехода в мотивационные конфликты, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.
В зависимости от уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:
ü радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;
ü частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.
Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль. По его мнению, конфликты могут быть:
ü биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) — в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;
ü коммулятивные и перекрещивающиеся — в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;
ü ведущие к поляризации и ведущие к сегментации — в зависимости от степени антагонизма участников (под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а под сегментацией — дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом гарантирующими стабильность общества путем взаимных уступок, переговоров, консультаций).
При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т. д. Главным источником конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями ведет:
ü к борьбе между социальными слоями, группами, классами;
ü к противостоянию между поколениями (в семьях, организациях);
ü к борьбе между этническими группами в обществе;
ü к противоречиям между различными религиозными общинами;
ü к борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т. д.
Описывая тот или иной конфликт, мы должны знать:
1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта, представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.);
2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления о том, что противоположная сторона полагает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо — плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»);
3) характеристику конфликта (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);
4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
6) стратегию и тактику конфликтующих сторон (оценивание и (или) изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей, попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой — как легитимные, так и нелегитимные попытки с различным соотношением позитивных и негативных стимулов — таких как обещания, поощрения, угрозы, свободный выбор, принуждение, с разным уровнем доверия, типами мотивов и т. д.);
7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у участников конфликта, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).
В своем развитии социальный конфликт проходит три основные стадии: предконфликтную, непосредственно конфликта и разрешения конфликта.
Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией (от лат. frustratio — обман, неудача) потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, информация, власть, престиж и т. п.), прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. В то же время происходят консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивидуум или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Иногда причину фрустрации трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, в целях отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.