Политические конфликты, их виды и способы разрешения

Политические конфликты, их виды и способы разрешения












Реферат

«Политические конфликты, их виды и способы разрешения»


1.                Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов


Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и формы конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности конфликтологию.

Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:

ü    функционализм, изучающий проблему стабильности и устойчивости (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера);

ü    структурализм, объясняющий социальные процессы и изменения существованием конфликтов (концепции М. Вебера, К. Маркса, Р. Дарендорфа).

По мнению Т. Парсонса:

ü    каждое общество — относительно устойчивая и стабильная структура;

ü    каждое общество — хорошо интегрированная структура;

ü    каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы;

ü    функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.

Р. Дарендорф полагает, что:

ü    каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи;

ü    каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ;

ü    каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение;

ü    каждое общество основано на том, что одни члены общества
принуждают к подчинению других.

По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции».

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидуумов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Видный американский специалист по общей теории систем К. Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов, т. е. конфликт — «...это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: на уровне индивидуума, группы и организации. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:

1)    конфликты между индивидуумами;

2)    пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3)    экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;

4)    конфликты между гомогенными организациями (например, государствами );

5)    конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);

6)    конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

7)    конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);

8)    конфликты между группой и организацией.

Наиболее уязвимое место общей теории конфликтов — чрезмерное обобщение. Многие авторы теории конфликтов классифицируют конфликты согласно их интегрирующему или дезинтегрирующему характеру. В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.

Война — бескомпромиссная борьба до победоносного конца с применением любых, в том числе насильственных, средств. Игра — разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат — получение выигравшим существенных, но не жизненно важных преимуществ. Спор — достижение согласия с другой стороной только мирными средствами.

Конфликты различаются между собой:

ü    по сфере проявления (экономические, социальные, политические конфликты, конфликты в духовной жизни общества, межгосударственные конфликты);

ü    по легальности существования (открытые и латентные);

ü    по направленности развития (субъекты или цели);

ü    по типам (когнитивные и мотивационные);

ü    по механизму их разрешения;

ü    по сложности и важности.

Когнитивные конфликты возникают при столкновении противоположных или противоречивых точек зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т. д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности их перехода в мотивационные конфликты, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

ü    радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

ü    частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль. По его мнению, конфликты могут быть:

ü    биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) — в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

ü    коммулятивные и перекрещивающиеся — в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

ü    ведущие к поляризации и ведущие к сегментации — в зависимости от степени антагонизма участников (под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а под сегментацией — дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом гарантирующими стабильность общества путем взаимных уступок, переговоров, консультаций).

При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т. д. Главным источником конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями ведет:

ü    к борьбе между социальными слоями, группами, классами;

ü    к противостоянию между поколениями (в семьях, организациях);

ü    к борьбе между этническими группами в обществе;

ü    к противоречиям между различными религиозными общинами;

ü    к борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т. д.

Описывая тот или иной конфликт, мы должны знать:

1)    характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта, представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.);

2)    предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления о том, что противоположная сторона полагает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо — плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»);

3)    характеристику конфликта (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);

4)    социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

5)    заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

6)    стратегию и тактику конфликтующих сторон (оценивание и (или) изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей, попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой — как легитимные, так и нелегитимные попытки с различным соотношением позитивных и негативных стимулов — таких как обещания, поощрения, угрозы, свободный выбор, принуждение, с разным уровнем доверия, типами мотивов и т. д.);

7)    результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у участников конфликта, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).

В своем развитии социальный конфликт проходит три основные стадии: предконфликтную, непосредственно конфликта и разрешения конфликта.

Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией (от лат. frustratio — обман, неудача) потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, информация, власть, престиж и т. п.), прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. В то же время происходят консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивидуум или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Иногда причину фрустрации трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, в целях отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты