Политические конфликты, их виды и способы разрешения

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

Основная проблема в использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что стороны не обязательно ведут себя рационально в конфликте и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Именно для этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

ü    соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

ü    соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

ü    соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

ü    застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

ü    А выигрывает за счет Б;

ü    Б выигрывает за счет А;

ü    обе стороны оказываются в проигрыше;

ü    обе стороны оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь от развития конфликта.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но нельзя не учитывать и сопутствующие факторы: наличия в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает, что существуют три степени развития общественных конфликтов:

ü    столкновение предпочтений (кооперация);

ü    столкновение интересов (конкуренция);

ü    столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше,— в столкновение предпочтений, т. е. в конкуренцию или кооперацию. Для этого используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др., соблюдая ряд условий:

ü    согласие с правилами ведения переговоров обязательно для обеих сторон;

ü    недопущение идеологизации конфликта, т. е. введения его во все более широкий и глобальный ценностный контекст;

ü    «расщепление» каждой из сторон конфликта для выявления его реальных причин и нахождения более верного пути к его разрешению.

Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов, которые необходимо использовать для успешного урегулирования политических конфликтов:

ü    стабильная коалиция;

ü    принцип пропорциональности;

ü    деполитизация;

ü    взаимность права вето;

ü    компромисс;

ü    концессия, т. е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

В целом демократический контроль над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:

ü    взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте;

ü    сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной сделать неуправляемой конфликтную ситуацию;

ü    объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

ü    подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

ü    использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;

ü    создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.


3.                Этнополитические конфликты


Влияние национального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросло и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Великобритании (Ольстер), в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Не утихают распри между народностями Индии, Ирана, Пакистана, Афганистана, Ирака, различных африканских государств.

В мире насчитывается более 5 тыс. этносов, из которых 269 имеют численность более чем 1 млн. чел., 90 % наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более 1 тыс. этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением только непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов — как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Национальные отношения не существуют в чистом виде, они тесно увязаны с политическими, социальными, религиозными, экологическими и другими отношениями. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что национальный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. В политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая национальные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.

Этнос и нация — феномены принципиально разные. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) определяет этнос как явление природное, биологическое, родовое, как естественно сложившийся коллектив, развивающийся подобно энергетической системе и отличающийся от себе подобных оригинальным стереотипом поведения людей. С его точки зрения, этнос — это общность людей, которую определило единообразие среды, а также традиций, нравов, культов.

Нация — исторически складывающийся тип этноса, характеризующийся устойчивыми признаками этнической целостности и социально-экономической общностью людей, общностью территории, языка, психического склада, культуры и самосознания.

Этнос (как правило, группа этносов) при созревании в нацию создает и государство. Нация и государство — понятия близкие: нация — государственный этнос и вне государства существовать не может.

Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия.

Основная проблематика национальных отношений такова: с одной стороны, проблемы равноправия или подчинения; причины возникновения недоверия, вражды и конфликтов; неравенство уровней экономического и культурного развития между нациями; с другой — отношения между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, формы, методы и условия для их урегулирования в интересах мирного сосуществования, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.

В 1970-1990-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов — племен, народностей, наций. Это связано, с одной стороны, с утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно, а с другой стороны, с неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции .и национальной самобытности. Феномен быстрого роста национального самосознания с одновременным всплеском национализма ученые назвали «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности».

Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов — и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.

В российской политологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Современный этнополитический конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. Продолжительность этого периода различна. Именно в это время и формируются собственно этнополитический потенциал конфликта, его участники осознают свой национальный статус и сопоставляют его со статусом других национальных общностей, определяют свое отношение к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.

В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.

Социологический подход объясняет причины конфликтов на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.

Политологический подход основное внимание уделяет трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в условиях межэтнической напряженности и в процессе ее эскалации до уровня открытого конфликта; исследует вопросы власти, доступа к ресурсам; анализирует социально-психологические механизмы этнополитических конфликтов.

Многие ученые считают, что основными причинами этнополитических конфликтов являются общецивилизационные факторы, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с другой. По утверждению А. Дейча, модернизация актизизирует этническое сознание, способствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.

М. Гектер, определяя этнополитический конфликт, выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникновения этнополитическои напряженности:

ü    этнические периферийные группы многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации начинают ощущать обделенность, что объективно, но конфликтоген-но по своей природе;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты