Политические системы современности
Реферат
«Политические системы современности»
1. Понятие, структура и типология политических систем
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая система» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
Политическая система включает следующие компоненты:
ü институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии и др.);
ü функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
ü регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды, воззрения и т. д.);
ü коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
ü идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс в обществе, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты — это различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества.
Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей — главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.
Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. Политические отношения по поводу власти не сводятся только к отношениям между классами, это отношения между нациями, социальными группами, между политическими организациями и государством, внутри политических организаций.
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, обоснование принимаемых решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.
К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие. И крайне важно учитывать политическое настроение масс в процессе руководства и управления обществом.
Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, созданные американскими учеными Д. Истоном и Г. Алмондом.
По Истону, политическая система - это саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.
У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, соблюдении законов, участии в голосовании и т. д.
Выход информации — результат функционирования политической системы — осуществляется в виде решений и политических действий, влияющих на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев населения. В системе нарастают стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.
В отличие от Д. Истона Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты.
Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции, политических коммуникаций.
Функции вывода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики).
В модели Алмонда основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. В обобщенном виде в качестве основных функций политической системы можно выделить следующие:
1) выявление, обобщение и реализацию интересов субъектов политической жизни общества; эта функция осуществляется через представительную систему политической власти, через деятельность различных политических институтов и организаций;
2) определение политического курса, целей и задач общества, в том числе и политической системы;
3) мобилизацию и распределение; эти функции направлены на стабилизацию политических процессов, интеграцию всех элементов общественной структуры;
4) легитимацию, т. е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; легитимная политическая система авторитетна и эффективна;
5) политическую социализацию; эта функция связана с процессом включения индивидуума в политическую жизнь, благодаря ей воспроизводится политическая система, сохраняются политические ценности и цели системы, преемственность в политике, а также формируются политическое сознание и политическая культура личности.
Политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.
Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации самих политических систем.
Основными критериями типологии политических систем выступают политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важно при решении вопросов типологии политических систем также учитывать уровень экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, наличие или отсутствие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы.
При анализе политической системы важны форма государственного устройства, под которой понимают прежде всего национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти.
Формы государственного устройства разнообразны, тем не менее, в современной научной литературе выделяют конфедерацию, унитарное государство, федерацию.
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет собой постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конференции, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствуют единые налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.
Примерами конфедерации в прошлом могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германский союз (1815-1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском союзе.
Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примерами могут служить Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и др.
В унитарном государстве действуют: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство; единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической самостоятельностью.