Политические системы современности

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.

Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация — весьма распространенная форма государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданство отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, собственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии -Бундесрат.

В политологии принята классификация политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные, основанная на характере политического режима.

Политический режим — важнейшая конкретная характеристика функционирования политической системы как единого целого. Когда речь идет о политическом режиме, то учитываются степень политической свободы в обществе, правовое положение личности, приемы и методы деятельности государственных органов, формы реализации принципов авторитарности и демократии.

Демократическая политическая система имеет следующие отличительные признаки: наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям/построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности; обязательное участие в осуществлении государственной власти представительных органов, избираемых и действующих в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах.

Политические системы многих государств можно назвать демократическими, среди них США, Франция, Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Австралия, Канада. Сочетая стремление индивидуума к свободе с реализацией принципов законности и демократии, они находят более или менее соответствующее современным потребностям людей соотношение индивидуальных и общественных интересов. Для Германии характерны более ограниченное использование демократических институтов и процедур, использование в практике авторитарных приемов, методов. В странах Латинской Америки демократическая политическая система нестабильна и часто сменяется авторитарной.

Авторитарная политическая система характеризуется следующими признаками: отказ от принципа разделения властей, усиление исполнительной власти, концентрация ее в руках главы государства или правительства; ограничение выборности органов государства и превращение парламента в придаток исполнительной власти; существенное ограничение или ликвидация основных демократических прав и свобод человека; запрещение оппозиционных партий и общественных организаций; отказ от принципов конституционности и законности. Порой авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким распространением принципа авторитарности в управлении, что происходит в периоды обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, во время кризиса самой политической системы и прежде всего государственной власти.

Авторитарные системы в разных странах далеко не одинаковы, можно говорить об их разновидностях: олигархической, монократической, военно-диктаторской и др.

Например, олигархическая система характеризуется тем, что формально допускается многопартийность, но реально принцип свободы образования партий и их деятельности нарушен, поскольку разрешается деятельность только тех партий, которые в основном поддерживают политический курс, существующий в стране. Выборность парламента формально сохраняется, но претендовать на избрание могут только представители экономически и политически господствующего класса. Возрастает роль армии в политической жизни страны. В условиях монократической или конституционно-авторитарной системы запрещается или приостанавливается деятельность всех политических партий, кроме правящей. Создается ситуация формального провозглашения минимума гражданских прав и свобод при их фактическом нарушении. Парламент строится на корпоративной основе, т. е. значительная часть его членов назначается, а не избирается, он фактически превращается в совещательный орган.

Военно-диктаторские системы рассматриваются как переходные. В условиях военной системы обычно отменяется конституция (она заменяется актами военных властей). Представительные органы власти, политические партии и общественные организации распускаются, а органы местного самоуправления заменяются назначенными чиновниками. Военные, приходя к власти, нередко выдвигают в разных странах одни и те же задачи: укрепление независимости, экономическое и культурное развитие страны, оздоровление общественной жизни. Однако эти задачи выполняются по-разному, в интересах различных классовых сил.

Наиболее реакционной формой является тоталитарная политическая система (нацизм, фашизм, сталинизм). Для нее характерны: полное забвение принципа разделения властей; монопольное господство в качестве правящей только одной партии; недопущение фракционности и оппозиционных партий внутри правящего класса; сращивание партийного и государственного аппаратов; полная ликвидация прав и свобод граждан; господство единой идеологии; широкое применение на практике методов подавления, насилия, политического террора.

Выделим основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных:

1)   авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

2)   неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерны намеренная деполитизация масс, их слабая политическая информированность;

3)   различия в самой структуре власти: при тоталитаризме центр власти — одна партия (партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры); при авторитаризме государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);

4)   авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»);

5)   роль репрессий: при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме он осуществляется избирательно.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, а схожие политические системы могут приводить к различным результатам.


2.                Формы государственного правления


Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти, а точнее — от определения правового положения главы государства.

Принято различать две основные формы правления: республику и монархию.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления существовала еще в рабовладельческом государстве, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур.

Различают два основных вида республиканской формы правления: президентскую и парламентскую.

Президентская форма правления прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентскую республику отличают: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Этот тип республики впервые был введен в США на основе Конституции 1787 г. Такая же форма правления широко распространена в странах Латинской Америки, например в Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае.

Президентская республика в США. Здесь согласно конституции президент одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти. Это единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми гражданами косвенным путем сроком на 4 года и может быть переизбрано только один раз.

Президент играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, ему принадлежит право принятия окончательных решений. Полномочия главы государства в области правительственной деятельности: руководство административным аппаратом и вооруженными силами, назначение судей федеральных судов, руководство деятельностью государственного аппарата и т. д.

По конституции президент формально не должен вмешиваться во внутреннюю деятельность парламента, что мотивируется независимостью законодательной и исполнительной властей. Но на практике сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом. Для преодоления вето необходимо, чтобы законопроект получил повторное одобрение квалифицированным большинством (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса (палата представителей и сенат).

В то же самое время Конституцией США предусмотрены средства контроля со стороны парламента за исполнительной деятельностью президента. Одно из них — голосование бюджета обеими палатами. Решая вопрос о доходах и расходах государства, палаты могут существенно ограничивать главу государства. Контроль конгресса за расходами дополняется контролем сената за назначением на некоторые высшие посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и ряд других).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты