Теория личной несостоятельности постулирует три предпосылки политического отчуждения:
Индивидуум должен занимать социальное положение, которое ограничивает его свободу действий;
Эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей;
Индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей.
В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает политического отчуждения; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом.
Теория социальной изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым социальным связям с любым социальным объектом, не обязательно с самим обществом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, социальная изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования.
В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель социальной депривации постулирует, что личные чувства социальной депривации приводят к низкой самооценке, которая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни политического отчуждения. У этой теории есть два ключевых элемента - связь между воспринимаемой социальной депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым политическим отчуждением - не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков. Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исследованиях. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет каких-либо объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности.
Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно которой в возникновение политического отчуждения вносят вклад три причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т.е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно также возникнуть психологическое реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с другими, кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы. Все эти предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням реактивного сопротивления и генерируют политическое отчуждение. Наконец, чувство психологического сопротивления также вносит свой вклад в политическое отчуждение.
Оригинальная концепция отчуждения, в том числе политического, принадлежит С. Беллоу. Основные характеристики отчуждения С. Беллоу усматривает в скуке: "Скука есть разновидность страдания, вызванного невозможностью реализовать свои силы, ощущением попусту растраченных возможностей и таланта, неоправдавшимися ожиданиями относительно наилучшего использования своих способностей... Одаренные люди ощущают себя на десятилетия загнанными на унылый запасной путь, существующими вне закона, сосланными в какой-то жалкий курятник"[3]. Невозможность реализации заложенного в человеке потенциала - еще один из существенных моментов отчуждения. Причем речь идет об объективных препятствиях: в случае политического отчуждения - это несовершенство властно-государственного и правового механизма. Объективное отчуждение в итоге приводит к отчуждению субъективному, скажем, к нежеланию участвовать в политике, поскольку такая деятельность становится бессмысленной, не дающей реального результата, или, напротив, к поиску способов, позволяющих, допустим, обойти в своих интересах закон. Причем в этом случае неважно, хорош закон или плох, - индивида он не удовлетворяет, он отчужден от закона.
Скуке Беллоу противопоставляет интерес как способ и результат преодоления отчуждения: "Когда Троцкий говорил о перманентной революции, он на самом деле имел в виду перманентный интерес. В свои первые дни революция была вдохновенным занятием... Когда этот блистательный, но короткий период закончился, что пришло на смену ему? Самое скучное общество в истории... Власть есть способность навязывать скуку"[4].
2. Политическое отчуждение как социальная проблема
Современный человек отчужден от социальных сил, которые даже с помощью политических и правовых механизмов демократического характера не поддаются его влиянию и контролю. В лучшем случае - поддаются лишь частично. Войны и экономические депрессии становятся по своему действию почти форс-мажорной, природной силой.
Этот момент в наибольшей степени проявляется именно в правовом отчуждении. И не случайно Э. Фромм писал: "Нами управляют законы, которые мы не контролируем и даже не хотим контролировать, и этот факт является одним из самых ярких проявлений отчуждения"[5]
В политическом, равно как и в правовом, отчуждении диалектически соединяются две крайности. Конформизм по отношению к несправедливым законам, имеющим к тому же погрешности с точки зрения юридической техники, отчуждает индивида от идеи права, формирует ложную правовую идеологию. Если же закон, норма совпадают с правом (идеальным представлением о норме), тогда объективных причин для отчуждения не должно быть.
С другой стороны, неприятие норм права как неких безусловных для общества ценностей говорит об отчуждении индивида от общества и государства, будь его законоположения несправедливы или, напротив, максимально приближены к идеалу правовой справедливости.
Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой.
Чувства политической неудовлетворенности, приводящей к отчуждению, включают, по меньшей мере, пять компонентов:
Бессилие ("Моё мнение никак не влияет на то, что делает правительство");
Недовольство ("Правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я");
Недоверие ("Большинство политиков - политические проститутки");
Отстранение ("Когда я думаю о правительстве, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством");
Безнадежность ("Будущее этой страны мне видится мрачным"). [6]
Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех других. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исследование атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц ("Граждане не располагают достоверной информацией в отношении политики и положения дел в обществе, поскольку правительство постоянно им лжет"), чем умышленным поведением чиновников ("Политики не соответствуют занимаемым ими должностям").
Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, политическое отчуждение в большей степени характерно для низших слоев общества и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а цветное население испытывает большее политическое отчуждение по сравнению с белым населением[7].
Наиболее широко распространенным следствием политического отчуждения является феномен абсентеизма - отказа или воздержания от участия в выборах. Поскольку значение выборов в механизме организации и функционирования демократических политических систем очень велико и практически все важнейшие институты формируются на их основе, то феномен абсентеизма является предметом наиболее пристального внимания, как со стороны теоретиков, так и практиков политики. Ведь в результате неуправляемости и нарастания явления абсентеизма или организации избирательной кампании без учета причин и механизмов, его вызывающих, деятельность политической системы может быть просто блокирована и начнется ее разрушение.
Знание основных психологических причин, способствующих неучастию в выборах, позволяет предотвратить наступление негативных последствий такого рода акций. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов. Практика организации избирательных кампаний показывает, что существует некий оптимум количества кандидатов, переход за нижнюю или верхнюю границы которого грозит нарастанием абсентеизма. Существует тесная связь между интенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением страны и рядового избирателя. На фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выглядит раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые, на взгляд гражданина, выглядят пустой тратой времени и ресурсов; этот же результат наступает в том случае, если выборы в силу тех или иных причин бывают слишком частыми, следуют одни за другими: программы, образы кандидатов как бы накладываются друг на друга, теряют индивидуальные характеристики, не вызывают положительного, заинтересованного отношения; в силу тех или иных причин, может быть, и случайного порядка, возникает неприязнь к личности кандидата или к тому политическому течению, которое он представляет; немаловажный фактор, который необходимо всегда учитывать организаторам избирательных кампаний, - это так называемые противоречивые искушения, когда момент исполнения гражданского долга совпадает с периодом отдыха или отъездом, семейными праздниками, соревнованиями и т.д.