Политическое отчуждение

Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело[8].

В основе поведения абсентеистов лежит политическое отчуждение как отсутствие мотивации. Для таких избирателей ценность выборов не настолько высока, чтобы покрыть усилия, необходимые для голосования.

Виды реального абсентеизма можно классифицировать следующим образом: по продолжительности - устойчивые (по религиозным, идеологическим убеждениям) и неустойчивые (конъюнктурные - под влиянием ситуации); по отношению к политической системе - лояльные и оппозиционные (неудовлетворенность отдельными элементами); по степени понимания собственной позиции - сознательные и бессознательные.

Относительно российского общества В.Г. Зарубин подразделяет абсентеистов на последовательных и непоследовательных. Для первых характерны отсутствие интереса к предвыборной кампании и негативная оценка значимости результатов голосования. Вторые проявляют интерес к предвыборной кампании и считают результаты голосования важными для себя. Несмотря на это, они уверены в том, что лично их голос ничего не даст в общем подсчете голосов. [9]

Политическое отчуждение порождает ещё один неприятный феномен - феномен политического фетишизма - приписывания отдельным политикам, депутатам, министрам и аппаратам самостоятельного, независимого от социальных агентов (избирателей, народа, социальных групп) существования и самостоятельного достижения удивительных свойств в форме харизмы или определенного шарма. Здесь сила группы превращается в прекрасные свойства политиков и властных структур (аппарата президента, партийное бюро и тому подобное), поэтому "магическая" харизма является результатом перенесения на политика и властные инстанции доверия и надежд многих социальных агентов, которая за счет такого отчуждения и выступает как магическая сила. Поэтому политический фетишизм приводит к не рациональному, а мифически-магическому восприятию отдельных политиков и органов власти. Мифичность означает превращение последних в героев или мессий, которые в борьбе с мифическими чудовищами или демонами защищают и очищают наше социально-политическое пространство. Магичность заключается в надежде на то, что слово и харизма политиков удивительно превратятся в дела независимо от рациональной программы мероприятий по преодолению кризиса, наличия единомышленников и компромисса с оппозицией. Такое восприятие политиков не имеет никакого отношения ни к деятельности возглавляемых ими учреждений, ни к рациональным аргументам в виде цифр роста или падения валового дохода или рабочих мест и тому подобное. Отчуждение населения от власти проявляется в том, что власть совсем не ассоциируется у нашего гражданина с собой, своим окружением, местным обществом или даже районной местной администрацией, местонахождение власти для наших граждан - это столица, откуда и ожидается решение всех проблем путем "появления мессии". В этой ситуации каждые выборы превращаются в "последний" бой за истинного выразителя народных надежд.

В нынешней политической ситуации в России явления политического отчуждения прослеживаются достаточно чётко. Зачастую политическая элита преднамеренно уходит от четкого выражения своих позиций и пытается эксплуатировать ценности, которые далеко не всеми разделяются. Более того, для значительной части населения эти ценности быстро начинают превращаться в негативные символы.

Существует мнение, что в России произошел и все более углубляется разрыв между политической властью и обществом. Иначе говоря, создалась ситуация, когда отчуждение гражданина от политической системы достигло еще большего, чем в предшествующий исторический период, уровня, чем это было перед драматическими событиями конца 80-х - начала 90-х гг[10].

 

3. Преодоление политического отчуждения


Многие научные авторитеты сходятся на том, что отчуждение - неотъемлемая характеристика человеческого существования.

Стопроцентное избавление от отчуждения невозможно, так как человек с рождения связан определенными отношениями с другими людьми. А любые отношения уже предполагают момент отчуждения. Таким образом, до известного предела отчуждение - это нормальное и неизбежное явление. По мнению В. Лейбина, отчуждение имеет реальные объективные основания в самой общественной по характеру человеческой деятельности и может быть рассмотрено в качестве нормальной, жизненно полезной функции, свидетельствующей о потенциальных способностях человека к обособлению[11].

Проблема преодоления политического отчуждения крайне актуальна в связи с воплощением в реальность общечеловеческих ценностей. Под политическим отчуждением в этом случае понимается превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто не зависимое от общества, чуждое обществу и господствующее над ним. Политическое отчуждение имеет различные формы и степени, вплоть до превращения относительной самостоятельности государства (при определенных состояниях общества) в самостоятельность абсолютную.

Проблема политического отчуждения как таковая теоретически была поставлена, как уже говорилось выше, в трудах многих выдающихся мыслителей. Но стремление практически преодолеть политическое отчуждение было свойственно ряду передовых политических мыслителей еще на ранних этапах истории.

Это стремление имело разные формы и степени выражения. В наиболее последовательном виде протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпадения надобности в политической власти, замены управления людьми управлением вещами и производственными процессами. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах истории политических и правовых учении. Она содержалась в древних мифах и сказаниях, в произведениях философов, в идеологии ряда религиозных движений, в произведениях некоторых социалистов Ее своеобразной модификацией являются анархизм, анархо-синдикализм и идея "отмирания государства", свойственная марксизму и некоторым другим теориям. Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции. К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое). Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции. В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Воплощением политического отчуждения в государстве, по М. Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем.

Однако уже на ранних этапах истории проявляется стремление практически преодолеть политическое отчуждение, выражавшееся в различных формах. Наиболее последовательный протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания государства, идеей замены управления людьми управлением вещами и производственными процессами. Сама по себе идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах политической и правовой мысли, она встречается в древних мифах и иносказаниях, произведениях социалистов. Модификацией этой идеи является анархизм и идея отмирания государства.

В разные эпохи широкое распространение имели и имеют демократические теории подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представительная форма демократии, выборность и ответственность должностных лиц. Главное требование этих теорий - подчинение государства обществу.

Рядом с демократическими теориями, а иногда и в сочетании с ними, развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон[12]. Политическое отчуждение в этих теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось для общества внешней силой, хотя и подчиненное закону. В процессе развития идей подчинения государства праву возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека и разработавшие систему гарантий защиты этих прав. Идея общественного порядка, основанного на законе, возникла еще в Древнем мире, но в период буржуазных революций проблемы прав человека получили новое содержание и широкое распространение[13].

Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Однако в его концепции не только считались естественными и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: "Лучше капля силы, чем мешок права". Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой.

Локком был предложен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.

Иной вариант преодоления политического отчуждения был предложен Спинозой: коль скоро государство порождено противоречием между страстями и разумом людей, то вся задача в том, чтобы и людьми, и государством руководил разум. Это достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа.

В процессе революционных событий в Англии разрабатывался также революционный вариант преодоления политического отчуждения. Левеллеры и диггеры отстаивали идею революционно-демократической власти, подготавливающей условия для максимального развития демократии на основе институтов англосаксонского самоуправления и парламентаризма.

На практике можно увидеть неоднозначные подходы к решению проблемы политического отчуждения. В основном, усилия бывают сосредоточены на решении проблемы-следствия, а именно, проблемы абсентеизма.

Так, в некоторых странах закон устанавливает обязательное голосование избирателей, включенных в списки, и соответственно наказание за неявку на выборы. В качестве наказания возможно общественное порицание: список не явившихся на голосование лиц вывешивается у здания суда или мэрии, публикуется в местных газетах, хотя эта мера не считается достаточно действенной. Объявление порицания с вызовом в суд - несколько более действенная мера, но если количество абсентеистов велико, то и она производит слабое впечатление. Лишение судом на определенный срок избирательных прав - наиболее эффективный способ. Дело не в том, что избиратель и без лишения его избирательного права не ходит на выборы, а в том, что в случае лишения по суду избирательных прав он не может быть принят на государственную и муниципальную службу, причем не только классифицированную, но и обычную (например, учителем в государственной школе).

Применяется также наложение штрафа за неявку. Штраф налагается судом в соответствии с размерами, установленными в законе. В Турции в пересчете на доллары США это приблизительно 14 долл., в Египте - менее 1 долл., но и такие суммы значительны для бедняков. В Великом герцогстве Люксембург (государстве), где уровень жизни очень высокий, штраф составляет приблизительно 80 долл. США за неявку в первый раз и 240 долл. - во второй. В Греции участие в выборах - обязанность каждого гражданина. У каждого совершеннолетнего есть книжка для голосования, где ставят печати об участии в выборах. Не голосовавшим грозит штраф до 100 тыс. драхм (около 300 долл.) или, что еще более важно, общественный остракизм: отказ в приеме на государственную службу. В некоторых развивающихся странах за неявку избирателей на выборы предусматривалась даже возможность тюремного наказания (в Пакистане в 1984 г). Наказания при обязательном голосовании распространяются не на всех. В ряде стран для определенной группы лиц голосование является факультативным (например, в Бразилии для лиц в возрасте 16 - 18 лет и старше 70 лет). Они не могут быть наказаны за неявку на выборы. [14]

В преодолении абсентеизма избирателей заслуживает внимания опыт государств - участников Европейского союза по данному вопросу. Европейская комиссия, в частности, рекомендовала следующие меры: "Комиссия призывает все государства-участники, в которых еще нет такой практики, рассылать по почте приглашения участвовать в выборах, необходимо сконцентрировать усилия на поощрении избирателей и на оказании им помощи при регистрации в качестве избирателей, а также на информировании о праве избирать и быть избранными".

Но эти шаги направлены на преодоление последствий, глубинной проблемы они, разумеется, не решают. Эффективных путей решения проблемы политического отчуждения в политической психологии на сегодняшний день, по сути, не выработано.


Заключение


В настоящей работе мы попытались провести анализ понятия "политическое отчуждение", изучить взгляды на это явление различных авторов, проследили пути решения проблемы политического отчуждения.

Проблема политического отчуждения является предметом многих исследований, однако не принадлежит к числу абстрактных. Напротив, её проявлениями обеспокоены все, кому небезразличны достижения демократии. В настоящей курсовой работе мы пришли к выводу, что практически проблема политического отчуждения личности выражается в таких явлениях, как политическая дезориентация и абсентеизм.

Политическое отчуждение возникает там, где присутствуют пять составляющих его чувств: Бессилие, Недовольство, Недоверие, Отстранение, Безнадежность.

Проблема политического отчуждения наблюдается не только в социально "неблагополучных" государствах, но и в странах с высоким уровнем жизни населения. Если в первом случае чувство политического отчуждения основывается на безнадёжности и недоверии, то во втором на первый план выходит отстранение. Авторы указывают, что с ростом благосостояния общества человек замыкается на личных проблемах. В ситуации отсутствия кризисов интерес к политической сфере пропадает: на выборы приходит всё меньше избирателей, растёт роль денег в определении конечного победителя. Таким образом, чувство политического отчуждения порождает абсентеизм - отказ избирателей от участия в демократических выборах.

На сегодняшний момент предложено несколько практических решений проблемы абсентеизма, однако, на мой взгляд, эти решения направлены на преодоление последствий, а не самой проблемы. Несмотря на то, что множество исследователей пытались найти объяснение природе и причинам политического отчуждения, эта проблема в психологии до сих пор не решена и требует дальнейшего анализа для эффективного преодоления.


Список литературы


1.                 Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Психологический словарь Петровского А.В. и Ярошевкого М.Г. #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека / Под ред. О.Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997

[3] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6

[4] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6

[5] Фромм Э. Современное положение человека // Психоанализ и этика. М., 1993.

[6] Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы

[7] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека /Под ред. О. Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997

[8] Демидов А., Федосеев А. Основы политологии Москва «Высшая школа» 1995.

[9] Зарубин В.Г. Абсентеизм как феномен современной политической культуры // Проблемы и перспективы политических технологий в Забайкалье (Опыт избирательных кампаний начала 90-х годов). Доклады и сообщения к научно-практической конференции. Чита, 1995.

[10] Смирнов В.В. «Конфликтогенные точки» в социально-политическом механизме российского общества // #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. N 6

[12] Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия Общество, государство, местное самоуправление, личность: теоретические и практические аспекты их соотношения #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения // #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 209.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты