Уже добилась
Пока не добилась, но считаю, что мне это по силам
Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться
В моих жизненных планах этого нет
Материальная обеспеченность
- хорошо
12,4
38,7
13,1
35,8
-удовлетворительно
6,0
29,1
23,4
41,5
- плохо
3,1
17,4
27,4
52,1
Отношения в семье
- хорошо
6,8
29,9
22,2
41,0
- удовлетворительно
4,2
21,1
24,8
49,8
- плохо
4,2
23,2
30,5
42,1
Статус, положение в
обществе
- хорошо
15,0
37,3
11,6
36,1
- удовлетворительно
3,3
24,1
26,1
46,4
- плохо
-
15,3
34,2
50,5
В целом жизнь складывается
- хорошо
9,9
43,1
16,7
30,3
- удовлетворительно
4,9
22,0
24,6
48,5
- плохо
-
10,6
35,0
54,4
Из вышеприведенных данных видно, что наименьшую дифференциацию в оценках возможностей дает соотнесение этих возможностей с отношениями в семье. Возникает, однако, вопрос: влияет ли на политическую социализацию женщины сам факт наличия/отсутствия семьи, ее состав и распределение семейных ролей? Как показало настоящее исследование, если и влияет, то не столь существенно, как можно было бы предположить. Замужние женщины действительно несколько более успешны, зато незамужние более оптимистичны в своих прогнозах на будущее. Что же касается распределения внутрисемейных ролей с точки зрения материального вклада супругов, то здесь существенной дифференциации опрос не зафиксировал. Иначе говоря, вопрос о том, кто является главным «добытчиком» в семье, для оценки возможности участия/неучастия в общественной и политической жизни особого значения не имеет.
Что же касается суждения о преимущественных возможностях мужчин для участия в политической жизни, то данной точки зрения придерживается большинство опрошенных женщин, причем вне зависимости от их семейного положения, возраста и других социальных характеристик. На этом фоне несколько выделяются женщины, позитивно оценивающие свой материальный и социальный статус. Эта часть россиянок чаще придерживается той точки зрения, что они имеют одинаковые с мужчинами политические возможности и права (см. табл. 3).
Таблица 3 - Оценка степени равноправия мужчин и женщин на участие в политической жизни в зависимости от уровня удовлетворенности женщин различными сторонами жизни, в %
Удовлетворенность различными сторонами
жизни
Оценка равноправия
Одинаковые права
У мужчин больше
У меня больше
Трудно сказать
Материальная обеспеченность
- хорошо
33.6
48,2
0,7
17,5
- удовлетворительно
24,5
53,7
0,8
21,0
- плохо
23,1
52,4
0,6
23,9
Отношения в семье
- хорошо
30,9
47,6
0,6
20,9
- удовлетворительно
24,2
53,3
0,6
21,9
- плохо
17,8
58,6
1,6
22,0
В целом же констатация больших возможностей мужчин, по сравнению с женщинами, для участия в политической жизни обусловлена, скорее всего, пониманием и оценкой того факта, что политика в современной России в значительной степени предполагает использование властных, финансовых и административных ресурсов. Поскольку они сконцентрированы, в основном, в руках мужчин, то соответственно их возможности оцениваются женщинами гораздо выше.
Неравенство ресурсов, в свою очередь, ставит женщин в неравные условия в конкурентной политической борьбе. Возможно поэтому те немногочисленные женщины, которым удается выигрывать в этой борьбе, зачастую демонстрируют личные и профессиональные качества, далеко не всегда вызывающие позитивные чувства. Вследствие этого многие женщины крайне настороженно относятся к женщинам–профессиональным политикам. В частности, большинство россиянок крайне скептически относятся к возможности избрания Президентом России женщины. Такую возможность допускают как желательную лишь 36,8% опрошенных женщин, тогда как мужчину на посту Президента России предпочли бы видеть 61,2% россиянок.
Другое дело – локальный политический уровень, связанный с решением конкретных социальных проблем, где роль женщины видится несколько более предпочтительной, нежели мужчины. Так, 51,8% предпочли бы для решения своих личных проблем обратиться к местному политику и администратору в лице женщины и 45,7% – в лице мужчины. По всей видимости, женщины-чиновники на среднем и низовом уровне рассматриваются самими женщинами как обладающие качествами, более подходящими для выполнения этой работы, – терпеливостью, вниманием, меньшей коррумпированностью, а главное – пониманием тех житейских проблем, которые волнуют женщин и которые не всегда представляется удобным и возможным обсуждать с мужчинами. Особенно отчетливо это видно на оценках наиболее благополучных и наименее благополучных респонденток. К женщинам обратятся скорее те, у кого есть серьезные проблемы в семейных отношениях и в материальной обеспеченности (см. табл. 4).
Таблица 4 - К кому из представителей местных органов власти (мужчине или женщине) предпочтут обратиться для решения личных проблем респондентки с разным уровнем удовлетворенности материальным обеспечением и отношениями в семье, в %
К кому обратятся
Оценка своего положения
Материально обеспечены
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
К мужчине
49,6
46,2
43,9
К женщине
48,2
51,4
53,6
Оценка отношений в семье
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
К мужчине
47,9
44,3
37,1
К женщине
49,3
53,7
60,8
Итак, большинство женщин рассматривают политику в масштабах страны в целом либо как совместную деятельность, либо как деятельность преимущественно мужскую. Вычленение из нее «женского» аспекта не представляется продуктивным. Не случайно фракция «Женщины России», поставившая задачу обрести свой электорат и сформулировать «женскую повестку дня», так и не сумела приобрести самостоятельного политического лица и закрепиться в последующих составах Государственной Думы. Это в значительной степени связано с тем, что идейно-политические симпатии представителей разного пола, как правило, свидетельствуют об отсутствии значимых различий по половому признаку: они примерно в одинаковой пропорции делятся на правых и левых, центристов и радикалов. С такой точки зрения представляется оправданным, что действующим законодательством не разрешается создавать партии по половому, национальному и религиозному признаку. В то же время остаются возможности для участия в политике в рамках существующего партийно-политического спектра, а также самоорганизации женщин для решения социальных и гуманитарных задач, в чем сегодня имеется одновременно и большая потребность, и существенный дефицит.
Следует подчеркнуть, что «успешные женщины» в большей степени готовы делегировать политические права и ответственность мужчинам. Так, среди тех женщин, которым удалось создать счастливую семью, предпочли бы видеть на посту президента мужчину (женщину) соответственно 65,9% (33,0%), а те, кто «поставил крест» на возможности создания счастливой семьи – соответственно 54,1% на 43,2%. Примерно та же картина наблюдается и в отношении материального фактора, хотя на первый взгляд это противоречит тому, что женщины высокодоходных групп активнее в политическом отношении и, казалось бы, в большей степени должны доверять женщинам-политикам, включая перспективу избрания на самый высший пост – Президента России. Однако этого не происходит. Женщины из высокодоходных групп в 2 раза чаще предпочитают видеть на посту президента мужчину, чем женщину, тогда как среди бедных этот разрыв не столь значителен, хотя также имеет место (см. табл. 5).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9