Политическое участие

Таблица 5 - Готовность видеть в качестве Президента России мужчину или женщину в зависимости от уровня материального благосостояния опрошенных, в %



Президент

Группы по доходу

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Мужчина

52,6

57,1

65,1

64,7

Женщина

46,8

40,6

33,7

31,7


На наш взгляд, сказанное выше объясняется тем, что женщина, имеющая нормальную и счастливую семью, а также устойчивые источники материального благосостояния, привыкла больше доверять мужчине, чем менее благополучные как в материальном, так и в личном плане, женщины.     

Интересно и то, что женщины не разделяют точку зрения, что при той загрузке, которую они сейчас имеют на работе и дома, им лучше вообще не участвовать в общественной и политической жизни, - 30,3% всех опрошенных женщин, тогда как 41,6% категорически с этим не согласны. Женщины выступают за перераспределение ролей в рамках внутрисемейных отношений с тем, чтобы все желающие имели возможность совмещать заботы по дому и семье с полноценным участием в общественной и политической жизни. Подавляющее число россиянок (68,0% против 10,5%) настаивают именно на этом, независимо от своего семейного положения (см. табл. 6).


Таблица 6 - Суждения о работе женщин на ответственных постах в зависимости от семейного положения опрошенных, в%


Суждения

Семейное положение

Замужем

Не замужем

Всего

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно совмещать с заботами по дому и семье, поэтому лучше не привлекать
женщин массово к этой деятельности

Согласны

33,0

25,7

30,3

Не согласны

41,5

43,2

41,6

Трудно сказать

25,5

31,1

28,1

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно совмещать с заботами по дому и семье, поэтому надо создать для женщин такие условия дома, чтобы все желающие могли успешно работать в этих сферах

Согласны

68,4

67,8

68,0

Не согласны

10,2

10,1

10,5

Трудно сказать

21,4

22,1

21,5


Иначе говоря, женщинам нужен крепкий тыл. И если он есть, то никаких проблем с общественной деятельностью у них, как правило, не возникает. А главное, женщины в этом случае не требуют каких-то особых привилегий и преференций со стороны общества и государства.

Это, в частности, выражается в сдержанной оценке россиянками идеи квотирования представительства женщин в исполнительных и законодательных органах власти, продвигаемой в последнее время некоторыми женскими организациями и отдельными политиками. Так, за введение квот, например, в Государственной Думе и Правительстве РФ, на уровне, примерно соответствующем распределению мужского и женского населения страны, высказывается соответственно 24,1% и 20,6% опрошенных женщин, тогда как число убежденных, что такого рода соотношение не имеет принципиального значения, насчитывает свыше 40% женщин (см. табл. 7).









Таблица 7 - Желательная доля женщин в Государственной Думе ФС РФ и Правительстве РФ, в %


Орган власти

Женщин должно быть

Не более 10

Не менее 25

Не менее 50

Соотношение мужчин и женщин не имеет
значения


Государственная Дума ФС РФ

10,2

22,3

24,1

     43,4

Правительство РФ

13,6

21,4

20,6

     44,4

    

 Причем, при ответах на данный вопрос просматривается та же тенденция, хотя и менее выраженная, что и на вопрос о гипотетической возможности выбора женщины-президента страны: женскую солидарность, выражаемую в поддержке идеи квотирования, в большей степени высказывают менее успешные и менее обеспеченные женщины. И наоборот, группа высокодоходных, в целом благополучных, в том числе и в личном плане, женщин, демонстрирует скепсис в отношении этой идеи, и соответственно считает, что соотношение числа мужчин и женщин в органах власти принципиального значения не имеет. Так, среди оценивающих отношения в семье на «хорошо» почти в два раза больше тех, кто не поддерживает идею квотирования по половому признаку мест в Государственной Думе (43,7% против 23,0% считающих, что не менее половины мест должно быть отдано женщинам). Среди тех же, кто оценивает отношения в семье как плохие, в соотношении 38,1% против 32,0% эту идею поддерживают. Любопытно, что, когда речь заходит об исполнительной власти, то даже женщины из неблагополучных семей не столь настойчивы в подобного рода требованиях. Лишь около трети женщин, оценивающих свое семейное положение как неудовлетворительное, заявляют о необходимости иметь и в правительстве «женскую фракцию» на уровне не менее 50% от его состава. Также дифференцируются позиции женщин на этот счет в зависимости от уровня материального благосостояния (см. табл. 8).








Таблица 8 - Желательная доля женщин в Государственной Думе ФС РФ и Правительстве РФ в зависимости от уровня материального благосостояния респонденток, в %


Представитель-ство женщин в органах власти

Уровень материального благосостояния

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Женщин в Госдуме должно быть

Не более 10%

10,3

10,7

10,0

10,1

Не менее 25%

21,8

17,5

24,1

25,9

Не менее 50%

28,8

30,2

22,7

15,8

Не имеет значения

39,1

41,6

43,2

48,2

Женщин в Правительстве РФ должно быть

Не более 10%

13,5

11,9

14,4

13,7

Не менее 25%

21,8

18,8

23,0

20,9

Не менее 50%

25,0

26,4

18,6

14,4

Не имеет значения

39,7

42,9

44,0

51,1


Оценивая идею квотирования, многие женщины, возможно, учитывают практику советских времен, когда существовали негласные разнорядки на представительство женщин во всех выборных органах, за исключением, пожалуй, Политбюро ЦК КПСС. Определенная часть женщин, по всей видимости, считает эту практику вполне оправданной и достойной ее воспроизведения в новых условиях, а другие, наоборот, считают ее порочной и, соответственно, выступают против нее[9].



Заключение

Понятие политическое участие охватывает две формы политической деятельности:

1 Пассивное политическое участие: а) участие в голосовании на всех выборах и референдумах; б) иметь право быть избранным во все общественные выборные органы.

2 Активное политическое участие: а) участие в формулировании правительственной политики и последующем ее осуществлении, замещение должности и выполнение всех государственных обязанностей на всех уровнях управления; б) принятие участия в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.

Под политическим поведением понимается совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Политическое поведение проявляется в форме политического участия и абсентеизма. Основными типами политического участия выступают: ортодоксальное (законное и обеспечивающее стабильность политической системы), неортодоксальное (несанкционированное и направленное против политической системы) и политические преступления (деятельность с использованием нелегитимного насилия). В зависимости от типа политической системы в ней преобладает автономное или мобилизационное участие.

Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью социально-экономического равенства, институционализацией, мотивами участников политической деятельности. Предпочтения избирателей определяются особенностями первичной политической социализации, идентификацией с определенными политическими субъектами, конфессиональной принадлежностью, социальным статусом, полом, возрастом.

Своеобразной формой политического поведения является политический протест. Его формами являются: митинги, забастовки, петиции, пикеты, демонстрации, политический терроризм.

В противоположность политическому участию выступает абсентеизм, который означает полную утрату интереса к деятельности политической системы, политическим нормам и, соответственно, полное устранение от участия в политической жизни. К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся ресоциализация, утрата доверия к традиционным политическим институтам, нормам и ценностям, крайне высокой или крайне низкой степенью удовлетворенности личных интересов.

Данные статьи “ Отчуждение как форма политического участия молодежи” свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения молодежи от них.

По данным статьи “ Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления” можно сделать вывод, что в ряде субъектов федерации (в отдельных муниципальных образованиях) накоплен положительный опыт по привлечению населения к принятию решений. Начали проводить референдумы и уже не по формальным поводам, а с вынесением на голосование конкретных вопросов.

В статье “ Есть ли нужда в политическом участии женщин?” раскрываются ответы на такие вопросы как: Что лежит в основе «деполитизации» значительного числа женщин страны? Является ли это следствием возникновения новых возможностей реализации жизненных интересов, когда активность «воплощается» в самых разных областях и сферах, включая не только политическую, но и профессиональную, образовательную, социально-бытовую, личную? А может быть это новое проявление дискриминации по половому признаку, когда женщин фактически оттесняют от активного участия в политической жизни, что свойственно, прежде всего, обществам, сохранившим патриархально-традиционалисткую модель взаимодействия мужчины и женщины в семье и в обществе в целом?

Участие в политической жизни яв­ляется непосредственным показате­лем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением по­нимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.


















Список литературы


1 Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986; Черняк Э.В. Влияние типов политических режимов на социальную активность личности. Казань, 1993


2 Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика. — “Обществен­ные науки”, 1986, № 4;


3 Тепляков А.В. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции). М., 1993

        

4 Холмская М. Р. “Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы”, www.politstudies.ru


5 www.bolshe.ru


6 www.shulenina.narod.ru


7 Лупандин В.Н. “Отчуждение как форма политического участия молодежи: причины и пути решения”, www.ostu.ru


8 Великая Н.М. “Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления”, www.socis.isras.ru


9 www.ispr.ru





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты